Новые тренды: брендирование территорий и профессиональные праздники

5 ноября 2014

Александр Березин - заслуженный работник культуры России, профессор кафедры режиссуры Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства, лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс» - дал интервью корреспонденту «МК в Мурманске», приехав в столицу Заполярья судить фестиваль народного творчества «Салют Победы». О волне патриотизма, брендовых праздниках и режиссуре митингов рассказал тот, кого называют одним из ведущих российских постановщиков массовых мероприятий и фестивалей.

«Общество зациклено на корпоративах»

- Александр Иванович, вы уже 40 лет работаете режиссером массовых праздников и мероприятий. Время, наверное, диктует свои правила? Каков сегодня запрос общества?

- Если руководствоваться запросом общества, то мы можем потерять и то, что имеем. Сегодня общество зациклено на корпоративных праздниках, которые мы извратили. Ведь что такое корпоративный праздник? Это праздник определенного сообщества. А в нашем сознании корпоративный праздник - это ведущий, веселье, артисты. Проблема в том еще, что нет государственного запроса на праздник. Например, День России - он должен быть главным праздником. Но так на практике не получается. Единственный праздник, который остался в сознании людей, на который есть запрос и государства, и каждого отдельного человека - это День Победы. А если праздник утрачивает исторические основы, он исчезает из интереса общества. Возьмем 8 Марта. Он ведь возникал совсем не как праздник всех женщин. Сегодня уже никто не знает, чему он посвящен. Содержательная сторона исчезла, осталась оболочка. А оболочка деформировалась так, что мы уже и не особо празднуем 8 Марта. А возьмем 23 февраля. Какой же это День защитников Отечества, день Красной армии, если эти защитники сегодня в армию не хотят идти? Надо или трансформировать праздник, или искать другую историческую основу. Ведь Красной армии уже не существует... Мне лично кажется, что запрос другой: такие гражданские праздника, как дни города, юбилеи поселений - нужны, и не исходя из госзаказа, а исходя из потребностей общества. Мне кажется, сегодня возрос интерес к профессиональным праздникам. Даже 15 лет назад было по-другому. А я могу сравнивать, ведь, как вы заметили, занимаюсь праздниками уже 40 лет.

- Но как вынести свой профессиональный праздник в широкие массы?

- А это не обязательно делать. Празднуйте в своем сообществе. Например, День оленевода отмечает не вся страна, а некое сообщество. А вот День шахтера - вся страна. И тот, и другой - хорошие праздники.

«В праздники не бывает происшествий»

- А как заинтересовать людей? Ведь праздник - это толпа, а не несколько человек, на то он и называется массовым мероприятием. И важно ведь не только заинтересовать, но и удержать внимание, и контролировать эту толпу, чтобы не было беспорядков, например.

- О, это вы уже в крайности уходите. Кто пришел кидать окурки, он на Масленицу не придет. Понимаете, на праздник никто не заставляет идти, там и так всегда есть люди, своя аудитория. Наоборот, как показывает статистика, в праздники фактически не бывает происшествий - и это при огромном скоплении народа.

- То есть это общее настроение? Общий позитив?

- А зачем еще человек приходит? Отдохнуть, раскрепоститься, пообщаться. На празднике нет начальников и подчиненных, там все равны. Нет рабочей рутины и домашних проблем. Конечно, праздник - это позитив, это настроение.

«Гражданская позиция формируется с помощью праздников»

- В своих интервью вы всегда отмечаете, что власть должна уделять внимание праздникам…

- А как же! Ведь так формируется гражданская позиция - через систему праздников, отражающих нашу историю. День Победы - он же жив. Все хотят сделать этот праздник хорошим, лучшим, все хотят принять участие. Это патриотизм, это гражданская позиция, чувство гордости. Это то, что сейчас есть у молодежи. Я всю жизнь работаю с молодежью, поэтому я это точно знаю.

- Тогда поделитесь опытом. Как молодежь поднять и привести на тот же праздник, как заинтересовать?

- Не нужно поднимать молодежь, нужно четко чувствовать, что ей надо, и идти за ней, но не на поводу. Молодежь разная - студенческая, рабочая молодежь, целеустремленная, амбициозная. Я 40 лет работаю в вузе. И мы проводим массу праздников, массу мероприятий, в которых участвует и хочет участвовать молодежь. Мы создаем атмосферу, будим положительные чувства.

Брендовые праздники

- Как к профессору, как к преподавателю университета культуры и искусства у меня к вам такой вопрос: а у театра праздника есть будущее?

- У театра праздника есть и настоящее, и будущее. Вот сейчас огромный запрос на брендирование территорий. Должен быть брендовый праздник. Например, я был в Архангельске недавно. У них брендируется каждый район - проходят свои характерные праздники и мероприятия. А это уже скачок для развития туризма. Славянский базар в Витебске, где я имел счастье 10 лет работать режиссером. Он тоже начинался просто, а сейчас это уже бренд. Я считаю, каждая территория должна придумать свой бренд и свой праздник. Праздник - это атмосфера, это колорит, это действие. Он привлечет туристов, будет развиваться инфраструктура. Праздник - это толчок для развития.

- В нашем городе есть праздник, который проводит телеканал «Арктик-ТВ». Это фестиваль живых скульптур. Сначала участников было немного, а теперь приезжают со всего Северо-Запада.

- Это очень хорошая идея. Свистните - и все улицы встанут в живые скульптуры. От участников отбоя не будет. Брендовые праздники можно делать не только с размахом. Однажды я приехал в маленький поселочек, а там всего две улицы. Я говорю: давайте сделаем праздник - одна улица приглашает в гости другую. Так прошло много лет, а традиция живая. Поселок уже разросся, а соревнуются только эти две улицы, но что там происходит - шоу, представление, праздник!

В политике не хватает режиссеров

- Еще одно мероприятие, которое выводит массы на улицы - это митинг. Как вы считаете, митингом можно управлять, нужен ли режиссер на митинге?

- У нас с митингами есть проблемы. Вы, наверное, видели: сначала первый выступает в партии, например, потом второй, потом самый низкий по должности. А может он-то - лучший оратор, самый яркий, а первый - и говорить не умеет! Может, ему нужно первому слово давать. Ведь как у Гитлера было - он выходил последним. Все эмоционально уже были готовы, выходили ораторы один ярче другого. С точки зрения режиссуры все гениально было построено. А у нас все по должности, от этого митинги не имеют эмоционального эффекта. Прошел - и ладно. Мне так кажется, но я могу и ошибаться.

«Катюша» заиграет - и ветеран плачет»

- Александр Иванович, вас в Мурманск привел патриотический фестиваль «Салют Победы»…

- Да, и это капелька в мощной волне празднования освобождения от фашизма. Это не российское событие, это событие планетарное. И сегодня набирает популярность, особенно на фоне событий в мире. Радует, что молодежь так близко принимает эту тему. Ветераны только смотрят и радуются. Ветеран... он что? «Катюшу» заиграли - и он уже плачет. А участники фестиваля заставляют плакать и друг друга. Значит, не забудут…

- Вы - председатель жюри фестиваля. Каковы критерии отбора? Что оценивается в первую очередь?

- Оценивается художественное воплощение темы. Великая Отечественная война - тема огромная, необъятная. Надо выбрать ту линию, которая тебе ближе. Ставится задача - рассказать о своей территории. Например, чукотский коллектив рассказал про одного старейшину - про трагедию человека, у которого уходили сыновья и не возвращались. Ни единого грома, ни единого выстрела - а как это было пронзительно! Потому что они рассказали историю, близкую им, их краю. Камчатка рассказала про себя: «мы маленькие, но мы в общей России» - это их патриотизм. Обращаем внимание на песни, не только пес­ни времен войны, но и на современные, которые пишет молодежь - как она переживает, как чувствует. Сегодня система выразительных средств тоже изменилась. Раньше рваную куклу пронесешь - все плачут, а сейчас нужен экран, нужны спецэффекты.

С ноября 2013 по ноябрь 2015 года в России проходит IV Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Традиционно участие в фестивале принимают тысячи певцов, танцоров, артистов, художников с оригинальными мультижанровыми программами, вовлекая миллионы зрителей в разных регионах страны. Победители Всероссийского фестиваля «Салют Победы» становятся участниками гала-концерта в Москве. Организатор фестиваля - Государственный Российский дом народного творчества.

Анастасия Карева

Источник"МК.ru" Мурманск

Возврат к списку


О нас

Всероссийская премия "Грани Театра масс" учреждена в 2005 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Комитетом общественных связей города Москвы по инициативе Совета СТД РФ по массовым формам театрального искусства.

Задать вопрос

Контакты

Дирекция:
ООО «Режиссерский центр «Карнавал-Стиль»
Телефоны:
+7(495)789-87-75
+7(495)789-87-76
E-mail: teatrmass@mail.ru
г. Москва, 115088,
ул. Южнопортовая д.5, стр.1, офис № 315
http://k-st.ru/