Святая троица

Оглавление

Один праздник – три названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 20 июня 2021 года, 12 июня 2022, 4 июня 2023 и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и празднуется этот светлый день.

К СЛОВУ СКАЗАТЬ

Воскресенье, когда празднуется Троица, иногда еще называют Зеленым. Священники на службе надевают красивую одежду зеленого цвета, а дома и храмы принято украшать ветвями березы и полевыми цветами.

Они символизируют животворящую силу Святого Духа и наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение, просто обратившись к Богу в молитве.

Духов день

Следующий за Троицей день называется Духовым. Он считается именинами земли, поэтому строго запрещается заниматься любыми работами на земле, нельзя и наводить чистоту в доме. В этот день посещают церковь и могилы предков, умываются чистой ключевой водой, произнося молитвы Святому Духу, приносят после богослужения веточки березы и хранят их в доме в течение года.

Многие из традиций наших предков давно ушли в прошлое, но, присутствуя на праздничной литургии, принося домой веточки березы, радуясь летнему обновлению природы, каждый может почувствовать себя наследником великой русской культуры.

Старообрядческие храмы святой Троицы

В старообрядчестве сохранилась традиция освящать храмы во имя Святой Троицы. Сегодня престольный праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви в Санкт-Петербурге (Лиговская община), селе Шувое Московской области, селах Глухово и Павлеиха Костромской области, селе Пристань Свердловской области, селе Кумская Долина Ставропольского края. Престол сегодня в украинском приходе РПсЦ в с. Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в с. Камень, с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Храм РПсЦ в селе Пристань Свердловской области освящен во имя Троицы ЖивоначальнойХрам Святой Живоначальной Троицы. Шувое

Община Русской Древлеправославной Церкви в г. Тульча (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Храм Троицы Живоначальной РДЦ. Тульча

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в Уржуме Кировской области, в Беларуси д. Кирилино и д. Кублищено Витебской области и д. Солотин Гомельской области. Поморские Троицкие храмы есть в г. Лиепая (Латвия), в дер. Гурилишки (Латвия), в дер. Данилишки (Литва), г. Муствеэ (Эстония), дер. Водзилки (Польша), г. Ири (США).

Храм Троицы Живоначальной ДПЦ. ЛиепаяХрам во имя Святой Троицы ДПЦ. Кублищино

Кроме того, праздник Святой Троицы является престольным для женского Николо-Улейминского монастыря РПсЦ и для Свято-Троицкого мужского монастыря РДЦ в пос. Каменка Злынского р-на Брянской области.

Символы Троицы

В России символом Троицких праздников считается береза. В древние времена славяне украшали Троицкое деревце (березку) лентами, бусами, платками, полевыми цветками. Срубленное и украшенное дерево сначала носили по селу, а затем устраивали возле него народные гуляния и хороводы. Вечером березку бросали в реку. Иногда эти обряды сопровождались величальными песнями.

Березонька белая, Березонька кудрявая На чём приехала? На ковре, на золоте, На атласе, на бархате. У кого же ты гостила? У отца, у матери, У роду, у племени, У красных девушек. Хотят березоньку срубить, И ее в речке утопить.

В Украине символом Троицы и обрядовым деревом праздника является клен, его ветками украшали дом, усадьбу и дворище. Поэтому праздник Троицы и понедельник после него иногда называют клечальным. Другие символы Троицы 2021 – зелень мяты, любистка, аира (татарского зелья), полыни, цветы васильков, тимьяна, ромашки.

За древним поверьем, душистые травы должны охранять дом от нечистой силы. Их разбрасывали на полу, укладывали на окна, вешали возле дверей и за иконы. После праздников Троицкое зелье не выбрасывали, а хранили дома в качестве оберега.

История возникновения праздника

Предание указывает, что апостолы, установившие праздник Святой Троицы были учениками Христа, сделавшие это для закрепления в сознании людей важные библейские события. По преданию в течение пятидесяти дней они читали молитвы в месте, которое называется Сионской горницей, впоследствии чего на пятидесятые сутки к ним спустился Дух Святой.

Впоследствии этого события, апостолы обрели ряд возможностей, благодаря которым у них появились способности говорить на разных языках, исцелять, пророчествовать. Это позволяло им говорить Слово Божье везде, где бы они ни были в разных частях света. В священном писании можно найти подробное описание деяний всех апостолов, которые повлияли на историю событий. Официальное установление праздника приходится на 381 год, которое произошло на втором Вселенском соборе в Константинополе. В это же время произошло утверждение догмата о равенстве и единосущии, сформулировано учение о Святой Троице.

Так заповеди о Троице используется для церковных служб, представляет такой догмат из себя основу вероучений всех христиан, и православных христиан, в том числе. Он раскрывает истинность единства Отца, Сына и Духа, которые несут мир, промышляют и освещают его. Примерно через 300 лет как произошло крещение на Руси (в 13-14 веках) Троицу стали праздновать на славянской земле.

Троицын День для верующих людей является большим событием. Помимо прочих названий его принято называть Духов День, который из 12 православных праздников относится к одному из самых главных у христиан. Троица символизирует единство трех божественных ипостасей, три божественных лица одной сущности – Святого Духа, Отца и Сына или Триединого Бога.

Соблюдение традиций на Троицу

Праздник длится 3 дня. Священнослужители облачаются в одеяния зеленого цвета, выступающего символом вечной жизни. Храмы украшают ветвями, а пол покрывают свежей зеленой травой.

За день до Троицы – в субботу, проходит всенощное бдение. В честь Светлой даты зачитывают Евангелие от Иоанна, проходит праздничная литургия. Третьи сутки праздника определяют как день Святого духа. С утра прихожане могут освятить воду, траву и ветви. Подобную растительность после службы приносят в дом и используют для защиты. Считается, что высушенные ветки деревьев и трава, собранные на Троицу помогут отвадить от дома беды и болезни.

По традиции в этот день принято поминать усопших, но делать это нужно дома, не посещая погосты. Ходить на кладбище церковь не рекомендует, потому что не стоит смешивать житейскую радость этой даты с тягостями вечного прощания.

Хозяйки готовят свой дом к торжеству заблаговременно. В канун праздника в жилище должен быть порядок, а генеральную уборку нужно провести не только в помещении, но и во дворах. Вечером в пятницу перед праздником или в субботу приступают к приготовлению каравая или домашнего хлеба, украшают помещение зелеными ветвями и цветами. Растениями обвивают образа, раскладывают их в каждом углу.

После посещения утреней службы в воскресенье принято ходить в гости или приглашать к себе друзей и родственников. Пост в этот день не требуется. За праздничным столом вручают символические подарки, а после обеда начинаются народные гуляния. Люди отправляются на природу, танцуют, веселятся, поют песни, разжигают костры. День ценен для народных знахарей и целителей – они собирают травы. Считается, что растения, собранные в этот день наделены особой силой.

История возникновения православного праздника Пятидесятницы

Троица – двунадесятый праздник с подвижной датой, который всегда выпадает на воскресенье седьмой недели после Пасхи. Он установлен в честь воспоминания библейского события — сошествия Святого Духа в виде огненных языков, которое совпало с Троицыным днем, ветхозаветным праздником. Поэтому Троица имеет еще одно название — Пятидесятница. Праздник считается днем рождения Церкви.

У католиков есть два отдельных праздника – Троица и Пятидесятница. Первый отмечают на 57 сутки после Пасхи, а второй на 50 день.

В Новом Завете написано, что на 50 день после Воскресения Христа на Деву Марию и апостолов сошел Святой Дух. В этот момент ученики Божьего Сыны вместе с Богородицей пребывали в Сионской горнице в самом Иерусалиме. Около 3 часов дня (по-новому около девяти часов) они услышали громкий шум, и на них сошел благодатный огонь. Так Господь со Своим Сыном передали апостолам дар – возможность говорить на разных языках и нести веру в Христа всем народам.

Почему мы празднуем Троицу

Троица – один из величайших празднований в православии, который отмечают в народе и признают в церкви

Это второй по важности после Пасхи праздник, он и назначен на пятидесятый день после Светлого Воскресенья. В Библии сказано, что в этот день Святой Дух спустился с небес так же одновременно и Отцом и Сыном к двенадцати апостолам и доказал о единстве Бога

Именно тогда Бог дал благословение апостолам построить церковь. Этот день считается днём основания церкви.

Также существует легенда, что на пятидесятый день после выхода из Египта (ветхозаветная Пасха), Моисей на горе Синай поведал Израилю Божий закон, который должен каждый исполнять. Именно это стало отправной точкой в развитии ветхозаветной церкви. С тех пор каждый год евреи праздную так называемый Шавуот, то есть пятидесятницу. Также в этот день в Израиле отмечают праздник первого урожая и плодов. Однако Шавуот считается более важным и значимым, и входит в тройку святейших еврейских праздников.

Пятидесятница постоянно выпадает на то время, когда цветут деревья и цветы. Поэтому на праздник храмы и дома наряжают ветками с листьями, которые пахнут и напоминают о празднике. Перед Троицей проходит в церквях суббота когда поминают людей, ушедших из жизни по своей воле и тех кто утонул и пропал. На праздник священнослужители облачаются в праздничный наряд. Из храма берут траву, сушат, а после используют в течение года в качестве талисмана от сглаза и недоброжелателей.

Троица в православии

Пятидесятницу отмечали задолго до возникновения христианской религии. По этой причине многие традиции, обряды, народные поверья, обычаи и приметы, связанные с этим праздником, уходят корнями в эпоху язычества. Люди верили, что Духов день является границей между летним и весенним циклом. На Пятидесятницу было принято устраивать пляски, петь песни и летние «зазывалки», водить хороводы, проводить определенные ритуалы, гадать.

Женщины и незамужние девушки украшали свои дома букетами, состоящими из зеленых трав, ветвей деревьев и первых летних цветов. Чем больше свежей зелени имелось в доме, тем лучше. Считалось, что таким способом можно договориться с добрыми духами о том, чтобы они оберегали семью и оказывали всяческую помощь до наступления следующей Троицы.

Пятидесятница – день, когда из водоемов, озер, рек, морей и океанов на землю выходили русалки, кикиморы, водяные, мавки и другие морские сущности. Трава и растения, которыми было украшено жилище, оберегали людей от этих духов. Например, русалка могла легко принять облик прекрасной девицы, соблазнить понравившегося парубка, завлечь его в озеро и утопить. Что касается мужских сущностей, чаще всего к незамужним девицам являлся водяной. Он оборачивался молодым красивым парнем, увлекал девушку в камышовые заросли и душил.

После праздника зелень не выкидывали, а использовали в качестве лекарственных средств. Эти народные «медикаменты» обладали огромной целебной силой. Их применяли для лечения мигреней, болезней желудка и кишечника, а также для избавления от бесплодия. Из молодых побегов определенных растений, которые собирали в лесу и строго на восходе солнца, готовили снадобья, помогающие нейтрализовать злое магическое воздействие (сглаз и даже смертельную порчу).

Когда православной веры не существовало, а люди почитали исключительно языческих богов, праздник называли Семиком или Зеленым воскресеньем. В этот день верующие почитали тех, кто управлял земным существованием людей. Согласно одному из языческих учений, ими были три Божества – Перун, Сварог и Святожич.

Первое Божество олицетворяло справедливость и даровало защиту всем, кто в ней нуждается. Второй Бог сотворил Вселенную, управлял Космосом, посылая на Землю благодатные энергии. Третий Бог являлся хранителем созданной Вселенной. Святожич следил за тем, чтобы на Землю поступал Божественный Свет, а в Небесное Царствие не вторгались недоброжелатели.

Традиции и обычаи праздника

На Троицу было принято украшать не только храм, но и дом ветками березы, девушки в лесу заплетали березам косички, повязывали на ветви цветные ленточки. На Троицу плели венки, гуляли в березовых рощах, присматривали невест или даже играли свадьбы. Считалось это хорошей приметой, обещанием счастья для молодых.

Суббота перед Троицей – важный в православном календаре день поминовения усопших. В это время наводили порядок на могилах, за домашней трапезой вспоминали ушедших родственников.

Традиционным угощением на Троицу у наших предков были блюда из яиц, которые своим золотистым цветом напоминали солнце. С яйцами пекли круглые лепешки, из них делали яичницу и ели всё это с квасом.

После Троицы начинался сбор лекарственных трав, ведь наступала пора, когда в самые долгие и теплые дни года все растения набирали свою максимальную силу, цвели.

Время от Троицы до Петрова дня в старину называли «зелеными святками». И так же, как в зимние святки, в это время гуляли и водили хороводы, гадали о будущем по венкам, опущенным в воду. Это время называли также русалочьими днями: запрещалось купаться в открытых водоемах, так как русалки могут утащить в омут.

По поводу празднования дня Святой Троицы существуют чётко определённые церковные наставления, но существует также ряд народных обычаев и традиций, которые исполнялись православными христианами на Руси на протяжении многих веков.

  • Народное название дня Троицы — «зелёные святки». Перед праздником принято наводить в доме порядок и чистоту. Образа украшают ароматными луговыми травами, полевыми цветами и веточками деревьев.
  • Среди деревьев главным символом праздника принято считать берёзу. Белая береста символизирует чистоту помыслов, а зелёные листья — молодость, обновление, жизнь.
  • Кроме берёзы дом украшали также ветвями других деревьев — дуба, клёна, рябины, липы. Они, согласно народной традиции также дают защиту от зла и символизируют праздник жизни на Земле.
  • Верующие плели венки из лесных и луговых трав — чабреца, мяты, папоротника, васильков, и вешали эти венки на дверь дома. Можно поставить букет из трав на стол. Молодые девушки клали пучки и венки из трав под подушку, чтобы удачно выйти замуж.
  • Принято было печь хлеб, пряники, караваи. Они символизируют достаток и благополучие.

Не только дома, но и церкви принято украшать растениями. Этот обычай связан с ветхозаветным обрядом Пятидесятницы, когда Богу подносили зеленеющие ростки жатвы. Пол церкви в день Троицы устилают свежескошенными травами, а иконы украшают ветками берёзы. Служители церкви облачаются в зелёные одежды. Этот цвет символизирует созидающую и животворящую силу Троицы. Пришедшие на службу прихожане часто держат в руках луговые цветы.

  • Травы с пола храма после службы старались захватить с собою. Считается, что она святая и оберегает от бед и болезни. Траву сушат и хранят, обычно за иконами. Крестьяне использовали её для разных случаев. Например, клали пучок в хранилища и в овин, чтобы не заводились мыши, под крышу, чтобы уберечь дом от пожара. Её заваривали и использовали как целебный напиток, если заболел скот- подмешивали в сено.
  • Ветви деревьев, оставшиеся после праздника Троицы, тоже не выбрасывали. Из них делали венки, которые использовали как домашний оберег.
  • После службы верующие идут домой, чтобы отведать праздничные яства. Принято приглашать в гости близких и дорогих людей, обмениваться подарками.

Непосредственно сам день Троицы именовался в народе «зелёное воскресенье». Дома и храмы украшались растениями, на природе устраивались гуляния, игры, хороводы.

День после праздника назывался «печальным понедельником» или «духовым днём». Вспоминают родителей и других усопших, в церквах проводятся поминальные службы. А по окончании богослужений служители церкви благословляли поля для защиты от природных невзгод и неурожая.

Следующий день, вторник — «богодухов день». Принято было собирать утреннюю росу, которая считалась средством от болезней.

В день Святой Троицы нет поста, можно вкушать любую пищу. Считается хорошей традицией свататься в этот день, особенно если последующая свадьба произойдёт на Покров. В этом случае семью ждёт счастье и богатство.

Особенно важным в праздник считается уделить внимание нищим и нуждающимся

Традиции празднования Троицы

Троица является большим праздником, к которому нужно подготовиться заблаговременно. За несколько дней до Троицы в доме делают уборку, а накануне праздника комнаты украшают зеленью — ветками деревьев и цветами. Хозяйки готовят угощения для гостей   и обязательно пекут каравай. В сам праздник такими делами заниматься не принято, всю физическую и домашнюю работу лучше перенести на другой день или сделать накануне.

Накануне праздника, 19 июня, будет Троицкая родительская суббота. В этот день совершается поминовение усопших, православные посещают кладбища. В этом году из-за коронавируса посещать кладбища не рекомендуется, во многих регионах они закрыты для посещения, а записки для поминовения усопших можно подать онлайн. Верующим рекомендуется дома помолиться за усопших родственников и в кругу семьи почтить их память.

В день Святой Троицы в церквях проходят праздничные богослужения, на которые верующие приходят с зелеными ветками и цветами. Храмы на Троицу принято украшать зеленью: на пол обычно кладут свежескошенную траву, иконы украшают весенними цветами и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие в этот день приносят с собой в церковь несколько веток березы, чтобы освятить их, а затем поставить у себя дома около икон. Ветки березы символизируют силу Святого Духа. Считается, что таким образом можно защитить себя и свой дом от зла и бед.

Еще одна традиция Дня Святой Троицы — устраивать застолье и приглашать на торжество всех родственников, друзей и близких. Раньше в День Святой Троицы устраивались настоящие народные гуляния — водились хороводы, пели песни, и молодежь танцевала. Стоит отметить, что подобные забавы на Троицу не теряют своей популярности до сих пор, но в условиях распространения коронавируса в этом году все мероприятия пройдут в онлайн режиме, а собраться за праздничным столом смогут только члены одной семьи.

Кроме того, в Троицын день придется отложить сватовство опять же из-за опасного вируса, хотя всегда считалось, что если посвататься на Пятидесятницу, а свадьбу сыграть на Покров — день, когда, по мнению наших предков, осень встречается с зимой, то счастливая совместная жизнь обеспечена на долгие годы.

Народные приметы в мае 2021 года на Троицу и не только

Так, как Троица часто припадает на май, предлагаем народные  приметы весеннего месяца, в которых есть много интересных ответов на наши вопросы, прежде всего современников и в сравнении с теми временами, в которые они слагались, составлялись нашими предками.

     — Теплое начало последнего месяца весны — к холодам в его конце.

     — Если май с дождями — можно рассчитывать на хороший урожай зерновых.

     — Много паутины летает в мае — лето должно быть жарким.

     — Если 10 мая рождался ребенок, говорили, что он рано семьей обзаведется.

     — Много березового сока собрано к 11 мая — можно готовиться к холодному лету.

     — Если май случится холодным — рассчитывай на плодородный год.

     — Много лягушек появилось — на хороший урожай можно не рассчитывать.

     — Слишком рано зацвела рябина — осень будет короткой.

     — Огненный восход в мае — жди холодов.

     — По прилету первых ласточек судили и о первых грозах, которые вот-то должны начаться.

     — Птицы в мае на южной стороне вьют гнезда — нужно готовиться к холодному лету и наоборот, если на северной, то к теплому.

     — Рано в мае прилетели журавли — можно рассчитывать на жаркое и засушливое  лето.

     — 23 мая собирали лекарственные травы, они в этот день обладают магической силой (испытайте на себе), но собирать нужно в одиночку и произносить при этом заговор.

     — Кто в мае ленится — тот в феврале не будет кушать.

     — Соловей запоет до середины мая – скоро все дружно зацветет.

     — На Мокея (24 мая) дождливо – все лето пройдет с дождями, багровый утренний рассвет – к жаркому лету.

     — Тепло 28 мая (на Пахома-бокогрея) – все лето будет теплым.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Катакомбы Виа ЛатинаГостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, НовгородЗырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом — гора, за левым — палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Троица. Андрей Рублев. XV векТроица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникИкона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI векСошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV векТроица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, ЯрославльТроица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГСвятая Троица. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский художественный музей, ЯрославльТроица Ветхозаветная. Конец XVI — начало XVII вв. Москва, ГТГТроица. Конец XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург