Русские народные праздники и обряды. летние народные праздники в россии

Оглавление

Значимость народных праздников

Сама природа заложила в каждого из нас органическую потребность чередования рабочих будней с днями отдыха. Яркие и оптимистичные народные праздники — прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности.

Накопившаяся энергия требует выхода, выплеснуть ее можно по-разному. Наихудшие варианты: устроить бесшабашные дискотечные танцы, безобразную вечеринку с легкими наркотиками и спиртным. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Весенние праздники
по старинному календарю

Презентация к уроку ИЗО Автор-составитель: Калиниченко Татьяна Александровна Учитель ИЗО МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия город Саранск

Слайд 2

Текст слайда:

.узнать новое о праздниках русского народа, его обычаях и культуре .создать серию рисунков о русских праздниках . научиться вести исследовательскую работу используя ПК и ресурсы интернета

Наши цели:

Слайд 3

Текст слайда:

Весенние праздники русского народа:
Масленица
Встреча птиц (в день весеннего равноденствия)
Вербное воскресенье
Пасха
Красная горка

Слайд 4

Текст слайда:

Масленица

Ма́сленица — славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Слайд 5

Текст слайда:

Название Масленица появилось потому, что мясо на этой неделе есть нельзя, а молочные продукты можно, вот люди и пекли блины масленые.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Считалось, если не повеселишься на масленицу как следует, не погуляешь, то весь год будешь жить плохо и бедно.

Слайд 6

Текст слайда:

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои,
Уж блиночки мои!

Блин — это символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. К ним подавались: сметана, яйца, икра и варенье.

Слайд 7

Текст слайда:

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.

Слайд 8

Текст слайда:

Еще Масленица называлась сырной неделей.
— Понедельник — встреча Масленицы
— Вторник — заигрыши.
— Среда — лакомка
— Четверг — разгуляй.
— Пятница — тещины вечера.
— Суббота — заловкины посиделки.
— Воскресенье — прощенный день.
Обычай просить в этот день прощение друг у друга «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобой».

Слайд 9

Текст слайда:

Встреча птиц (в день весеннего равноденствия)
(22 марта)

«Весеннее равноденствие» знаменательно праздником Сороки (православное название – Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц.

Слайд 10

Текст слайда:

В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник – тетерки, а сам день также называли тетерочным.»

Слайд 11

Текст слайда:

Вербное воскресенье
(вербеница)

Это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником. Детям покупали красиво оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, игрушки, свистульки, сладости. Из старинных традиций – рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освещенной веткой вербы.

Слайд 12

Текст слайда:

Пасха

Па́сха, также — Воскресе́ние Христо́во — древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Отмечается он в «светлое» воскресенье, следующее за весенним равноденствием. Этот праздник дарит людям веру в жизнь вечную, веру в победу добра над злом, света над тьмой. Это красивый и добрый праздник.

Слайд 13

Текст слайда:

Задолго до полуночи в храмах начинается праздничное богослужение. Верующие одеты в светлые одежды, держат в руках свечи, это символ духовной радости праздника. Всю ночь поют песни, которые заканчиваются «Христос воскресе!», а верующие отвечают «Воистину воскресе!».

Слайд 14

Текст слайда:

Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, дарят друзьям, а в чистый четверг начинают печь пасхи. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу.

Слайд 15

Текст слайда:

Красная горка

С пасхальной недели начинались первые весенние гулянья с играми, качелями, хороводами. Совокупность этих гуляний называлась Красная горка. Любимая весенняя игра – «В горелки». Её разыгрывали между кострами.

Слайд 16

Текст слайда:

Что мы узнали о праздниках

. Праздники бывают сезонные, обрядовые. . Праздники передают душу народа в своих танцах, обрядах..Каждый народ должен знать и изучать культуру своего народа – иначе у него нет будущего..Мы все «частички» нашей родины. Мы тоже – Русский народ.

Слайд 17

Текст слайда:

Работы учащихся

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

См. фото.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия

Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ

Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Весенние праздники и обряды

С наступлением весны русский народ получал возможность покинуть душную избу и вдохнуть свежий весенний воздух. Весной приходит чувство обновления и счастья, поэтому праздники в это время года отмечались с широким размахом, сопровождаясь очищающими, магическими обрядами.

Пасха

Празднование Пасхи

Этот праздник знаменует воскресение Иисуса Христа. К празднику пекутся куличи и творожные пасхи, раскрашиваются яйца. Все угощения освящаются в церкви. Приветствуя своих знакомых, люди обмениваются яйцами, и устраивают соревнования на их крепкость.

Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)

До появления православия на Руси отмечались языческие праздники, к одним из которых относится Красная горка. По поверью этот день приносит настоящую весну. На Красную горку среди молодежи проводилось широкое празднование с песнями, хороводами, перетягиванием каната, катанием на качелях и потешными боями. Веселье устраивалось на пригорках, так как они раньше всех мест высыхали от талого снега. Ночью молодые люди проговаривали весенние заклинания, прыгали через костер, а утром встречали красный рассвет.

Свадьба на Красную горку до сих пор считается хорошей приметой для новоиспеченной семьи.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!».  Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят.   В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость. 

Славянские традиции Равноденствия

У поздних славян этот праздник назывался Сороками. В старину его связывали с прилетом птиц, и считалось, что пернатых возвращается в конце марта именно сорок — отсюда и название. Основным символом был жаворонок, поскольку эта птица возвращается первой. В форме него выпекали обрядовое печенье, которым угощали увидевшим жаворонка.

По легендам, когда день равен ночи, солнечные божества приходят в мир людей и проверяют, как идут их дела.

День Весеннего Равноденствия у славян был шумным праздником. Устраивались массовые гуляния, щедрые и шумные застолья. Особое место на последних занимали блины, которые символизировали солнце. Готовили их чаще незамужние девушки, которые по блинам гадали о замужестве. Первый блин комом — свадьбы в этом году не будет.

Подавая блины на стол, стоит присмотреться, кто возьмет самый первый из них. Если мужчина — первым ребенком будет мальчик. Если женщина — родится дочь. Так могут гадать и беременные. Как и на Святки, гадали на суженых различными способами — от карт до вызова на зеркале.

Сжигания чучела

Обязательный элемент народных гуляний — чучело, символизирующее зиму, или богиню зимы Морену. Его торжественно сжигали на огромном костре. После сожжения прыгали через костер, чтобы очиститься от накопленного за зиму негатива. Отголоски данной традиции можно увидеть в современных масленичных традициях.

На вершинах гор и холмов пели песни, закликая весну и призывая птиц возвращаться из теплых стран. Веснянки — так называли эти песнопения. С гор же спускали колеса, что символизировало движения солнца-Ярило по небосводу. Не забывали далекие предки почтить усопших, оставив им угощения и посетив могилы.

Спать ночью было не принято, народ застывал в ожидании звука «ломающегося года» — приход весны у славян был подобен современному Новому году. Их быт был тесно связан с сельским хозяйством, и новый год начинался тогда же, когда и работы на земле. Впрочем, по некоторым данным славяне отмечали новый год осенью или поздней весной.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова >>

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника. 

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

Наш «Космический корабль» — Земля

Страница 8 — 9

1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»? Нарисуй.

Земля — наш космический корабль

2. Заполни пропуски в тексте.

    Земная поверхность, которую мы видим вокруг
себя,  называется горизонт. Граница этой 
поверхности получила название линия горизонта.

3. Обозначь на схемах стороны горизонта. Схему №1 заполни с помощью учебника. Закрой её ладонью или листом бумаги. Постарайся заполнить схему №2 самостоятельно, а затем проверь себя.

4. Практическая работа «Компас».

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса.

Устройство компаса

*Картушка — круговая шкала (пластина с делениями) с обозначением сторон горизонта.

2) Выполни все действия по инструкции и определи стороны горизонта.

        Как пользоваться компасом
- Положи компас на ровную горизонтальную 
поверхность.
- Оттяните предохранитель и подождите, пока 
стрелка остановится.
- Поверните компас так, чтобы синий конец 
стрелки совпал с буквой С, а красный - с буквой
Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон 
горизонта.
- Закончив работу, поставьте стрелку на 
предохранитель.

3. Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон света. 4. Допишите.

Компас - это прибор для определения сторон горизонта.

5. Разгадай кроссворд.

  1. Модель Земли (глобус).
  2. Самая северная точка нашей планеты (Северный полюс).
  3. Самая южная точка нашей планеты (Южный полюс).
  4. Огромные водные пространства на Земле (океаны).
  5. Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой (материки).

6. С помощью глобуса или самостоятельно определи материки по контуру. Подпиши названия материков.

Материки

Окружающий мир

Старинные весенние праздники

Вспомним

  1. Что праздновал народ перед Великим постом?
  2. Что вы знаете о Великом посте и Пасхе?

«Праздников праздник»

Главный весенний праздник — Пасха, Воскресение Христово. Недаром его называют «Праздников праздник». Каждый год Пасха бывает в разное время.

Народные обычаи весенних праздников полны добрых чувств. Люди радуются цветущей природе и друг другу. В последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривали: «Как вербочка растёт, так и ты расти!»

Считали, что так первое цветущее растение передаёт свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.

На Пасхальной неделе и дети, и взрослые обменивались в честь Светлого праздника крашеными яйцами. В сёлах ребятишки катали яички с пригорков. Катилось яичко красным солнышком по земле, по молодой травке, пробуждало весеннюю силу. А ещё ходили по селу, песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков — столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек — столько бы вам дочек!» Ведь дети — самое большое богатство в семье.

На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. На широком просторе юноши и девушки, взявшись за руки, ходили кругами, змейкой, ручейком.

Праздник Святой Троицы

Через пятьдесят дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. На Троицу храмы и дома украшают травой, ветвями берёзы. В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Праздновали люди от души, чествовали красоту матери-природы и прощались с весной-красной.

Легенды и песни о берёзе

Многие народы России чествуют берёзу. Вот легенда северного народа саамы.

Молодой пастух крепко привязал оленя к берёзке. Стал отвязывать — узел не поддаётся. Дёрнул пастух изо всей силы и вырвал берёзку с корнем. По древнему поверью, он должен был попросить прощения у матери-земли за то, что нанёс рану. Но парень забыл об этом. Вернулся в чум, лёг и чувствует — силы покидают его. Тяжело заболел юноша, никто не мог его вылечить. Изболелось сердце у матери. Выведала она у сына, что случилось в тундре. Пошла мать к погубленной берёзке, закрыла оголённую землю мхом и попросила у матушки-земли прощения за сына. Вернулась домой, а сын жив и здоров. С тех пор молодой пастух понял, что надо уважать и беречь землю.

Другой народ Севера — якуты — в древности считал берёзу матерью-хозяйкой земли. Якутский народ сложил песню о берёзе. Дерево, которое рубят без надобности, поёт:

    • Я, матерь-берёза, судорожно вздрогнула.
      Душа моя растерялась, удивилась,
      Выскочила и уселась на нижние ветки.

Послушаем и мы мудрый голос деревьев! Будем их беречь!

Обсудим

  1. Какую мысль выразил народ саамы в легенде о берёзе?
  2. Подберите в творчестве народов вашего края похожую легенду о растениях и обсудите её в классе.

Проверим себя

  1. О каких старинных весенних праздниках вы узнали на уроке?
  2. Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников?

Сделаем вывод

В весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире.

Рождество и Святки

Основным же и излюбленным праздником древности было Рождество. На Руси праздновать Рождество начали после введения христианства. Рождество совместили с древнеславянскими святками.  

Важное значение Рождества

Этот праздник для славян был важнейший. Зимняя работа подошла к концу и начиналась подготовка к весне. А людям отдых был в радость, т.к. они его очень долго ждали. Природа располагала к отдыху, ведь светило яркое солнце, дни стали длиннее. 25 декабря в древнем календаре назывался днем «Спиридона-солнцеворота». В древности считалось, что, когда рождалось новое солнце, на землю сходили предки, которые называли святыми – так и появилось название «святки». 

Святки

Святки праздновали достаточно долго – с конца декабря и первую январскую неделю. В этот многодневный праздник не разрешалось упоминать о смерти и ссориться, сквернословить и совершать предосудительные поступки. Это было время, когда друг другу можно было дарить только радость и приятные эмоции.

Сочельник

Вечер перед Рождеством назывался сочельник. Соблюдение обрядов являлось подготовкой к Рождеству. По правилам в этот день постились до первой звезды. И только после того как появлялась вечерняя заря, можно было садиться за стол. В сочельник были приняты походы в гости крестников к своим крестным отцам и матерями. Они несли им кутью и пироги. Крестные должны были в ответ угощать крестников и дарить им деньги. Сочельник представлял собой достаточно тихий и скромный праздник, уютный и семейный.Что следует за сочельником?

А утром следующего дня начиналось веселье. Праздник начинался с детей, которые ходили от одного дома к другому, держа звезду и вертеп. Они распевали стихи, которые воспевали Христа. Звезда делалась из бумаги, раскрашивалась и внутри клали зажженную свечу. Как правило, звезду несли мальчики – для них это было очень почетно.Вертеп представлял из себя ящик из двух ярусов. В вертепе деревянные фигурки изображали сценки. В целом, всю эту композицию с детьми можно охарактеризовать, как напоминание о Вифлеемской звезде, а вертеп – это театр марионеток.

Славление

Славельщики получали подарки за свои мения. Это были либо пироги, либо деньги. Чтобы собирать пироги, один из детей нес кузов, а, чтобы собирать деньги носили тарелку. Где-то в полдень начиналось славление у взрослых. Раньше в этом принимали участия абсолютно все люди, вне зависимости от сословия. Ни одни святки не проходили без ряженых. Ряженые дурачились, показывали различные представления, заходили в избы. Своего рода забава скоморохов.

Колядование

Также среди обрядов можно выделить и колядование. Оно было достаточно распространено. Это отдаленное напоминание древней Коляды. Колядками называются рождественские песенки, которые направлены на славление хозяина дома, пожелание ему радости, процветанию, благополучия ему и его семьей. За колядки хозяева угощали вкусным вознаграждением. В случае, если хозяин оказывался скуп и не угощал ничем колядующих, то вполне реально мог услышать неприятные пожелания.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

 

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Осень

Русские народные праздники осенью когда-то были связаны с равноденствием и сбором урожая. В этот день отмечали Вересень — приносили дары богам за то, что подарили благодарную землю, давали обильно дождь в свое время и не иссушили зрелые плоды. Так как предки принимали солнце за личность, в это время года оно уже представлялось им в виде седовласого старика, чьи силы на исходе. Конечно, сейчас знания о миростроении гораздо шире и глубже, поэтому и обычаи изменились.

Покров день

Народный праздник рассказывает историю о видении святого, в котором Богородица распростерла покрывало над осажденным городом, чем спасла его. От церковных канонов описанные события значительно отличаются, но принято, что на Покрову женщины молятся о своих детях и близких святой.

Семён Летопроводец

В этот день у славян заканчивалось лето (1 сентября в юлианском и 14 в григорианском календаре), поэтому начиналось новое исчисление «лет». По обычаю тушили старый огонь в печи, обновляли ее, чинили, украшали и зажигали новый. Культ огня у древних людей был настолько развит, что к нему относились, как к личности и почитали его. На практике же такой обряд помогал подготовить избу к приходу холодов.

Осенние праздники

Семен Летопроводец провожал лето и встречал осень. В этот день принято было справлять новоселье, считалось, жизнь будет счастливой. Народные приметы: на Семена прогремит последняя гроза, не убран урожай — считай пропал, улетают гуси — жди ранней зимы.

На Воздвижение язычники провожали последних птиц. Природа успокаивалась, матушка-земля отдыхала.

Сергий Радонежский — праздник, в который рубили и квасили капусту, веселились и начинали ждать первый снег.

Покрова — в языческие времена этот праздник знаменовал окончательный приход холодов. Славяне жгли свои старые лапти, соломенные постели и просили у природы помощи пережить зиму. Если снег уже покрыл поля, то ждали богатого урожая.

Большие Осенины — празднование сбора даров земли.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.