Юрьев день 2021: история и традиции, советы дачникам и огородникам, что нельзя делать

Оглавление

Егорьев день

Сегодня 6 мая (23 апреля по старому стилю). Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Егорьев день.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов — выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.

Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий — Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.

Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. «Будь здоров, как Юрьева роса!» На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом — осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз — будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса — будут добрые проса. На Юрья дождь — гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия — роса — не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий — праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Другие народые приметы 6 мая

Егорий Вешний. Праздник пастухов — выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.При грозе гром скоро прекращается — погода наладится.Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.У здорового человека беспричинно подавленное настроение — к дождю.Вечерняя заря багрово-красная — к плохой погоде.На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы — через 1-1,5 часа начнется гроза.

Приметы в мае.

Коли в мае дождь, будет и рожь.Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.Даст небо дождь, а земля — рожь.Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.

Русские народные приметы и суеверия

Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
На себе платье зашивать, пуговку пришивать — пришьешь память.
Ни на новце, ни на ветху, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор).
От вора остатки бывают, а от огня — одно пепелище.

« приметы вчера :: приметы сегодня 6 мая :: приметы на завтра »

Молитвы святых@prayerssaints.ru

Святой Егорий – победитель зимы

В русском фольклоре святой Егорий зачастую предстаёт не
только храбрым витязем, но и добрым хозяином полей и лугов – «победителем зимы».
Ведь именно он для крестьянина-хлебороба починает весну, «отмыкает землю»,
«выпускает на белый свет росу», «выгоняет из-под спуда земного траву зеленую»,
«дает силу-мочь всходам».

Как говорили наши предки:

Первый из них, приходился на 9 декабря по новому стилю, а второй – на 6 мая. К обоим Егорьям народ приурочил свой сказ, но особо богаты на красное словцо присловья для вешнего и голодного:

«Егорий-вешний и касатку не обманет!»


“Георгий Победоносец” Валентин Александрович Серов. 1885

К этому дню на наши просторы возвращаются касатки-ласточки:

Тёплое солнце и ясное небо на Егория обещают обилие зелени на Николу Майского (22 мая по новому стилю):

Русские крестьяне уповали на заступничество Святого Победоносца в весеннем земледелии:

И в этот день по всему русскому простору служат молебны не только на пашнях, но и на пастбищах.

Традиции праздника Юрий Вешний или Егорьев день 6 мая

В это время хозяева начинали активно работать на огороде. Люди продолжали сеять и сажать растения, дабы в будущем получить хороший урожай. От него зависела жизнь крестьян. Если урожай был плохим, то люди не имели чего есть, и не могли кормить свой скот. Этого все очень боялись. По этому поводу предки сложили много интересных поговорок.

Поля, которые люди уже засеяли, не оставляли в покое. Крестьяне проводили над ними специальные обряды. Главная цель их – богатый урожай. Люди читали молитвы и освещали землю. Также не забывали хозяева о себе. Дабы иметь здоровье и силы на работу, нужно было провести особенные ритуал. Человеку нужно было выйти на улицу очень рано, сразу же после восхода солнца. В это время на траве появляется роса. Люди верили, что она в это время имеет особую силу

Важно было выбрать место, где много травы и покачаться по ней. После этого прибавлялось здоровья и сил

Однако эта роса приносила пользу только людям. На скот она влияла очень плохо и могла даже спровоцировать смерть животного. Поэтому хозяева не выпускали их на улицу, пока роса не уходила. Завистливые люди пользовались этим моментом. Они брали растение, мочили в росу и подкидывали своим врагам в сарай к скоту. После этого животные начинали болеть, а хозяева не могли понять причину.

Крестьяне, дабы защитить свой скот от злых духов, молились святому Георгию и просили у него защиты. Этот день считался особенным для домашних животных. Люди их лучше кормили, гладили, и даже не повышали голос. Женщины, которые увлекались пряжей, даже не подходили к шерсти. Считалось, что после этого, овец может украсть волк.

Особенным этот день был и для пастухов. Хозяева для них готовили угощения. Также им перепадали деньги и другие подарки. Все крестьяне устраивали настоящие гулянья во имя пастухов. Этот праздник любили не только взрослые, но и дети.

Народная традиция

Егорьев день. День Егория. Егорий. Егорий Вешний. Егорий Весенний. Егорий Теплый. Егорий Храбрый. День Егория Храброго. Егорий ленивая соха. Егорий Победоносец. Георгий Победоносец. Георгий Весенний. Юрий Вешний. Юрьев день весенний. Храбрый. Скотопас. Ленивая соха. Праздник пастухов. Земля именинница. Третья встреча весны.

Святой Георгий — один из наиболее почитаемых святых простого русского народа. Георгий считается покровителем землепашества и скотоводства. Почитается как охранитель домашнего скота, покровитель диких зверей, покровитель волков.

Накануне Егорьева дня не работают, «чтобы волк овец не поел». Егория называют «шерстяным». «Что у волка в зубах, то Егорий дал». «Святой Юрий запасает коров, а Никола — коней». (т.е. начинают пасти).

На Руси почитают два Егория: 6 мая и 9 декабря. «Один — голодный, другой — холодный». В народе говорят: «Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) лето кончает». «У Евдокии (14 апеля) вода, у Егория трава». «Юрий на порог весну приволок». «Егорий с теплом, а Никола (22 мая) с кормом».

Начало сева яровых. «На Егория мороз — будет просо и овес и гречи хороши». Ранний посев с Егория, средний с Ивана Предтечи (7 июня) до Тихона (29 июня). «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает». «На Юрия дождь — скоту легкий год, гречи нерод». С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь. «Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия».

Средний срок окончания заморозков в воздухе.

Прилет ласточек. «Ласточка прилетела, скоро гром загремит». Если кукушка кукует до Егория, то это к неурожаю и падежу скота. Если слышишь кукушку раньше соловья — будет несчастливое лето — прокукуешь. «Услышишь первый раз кукушку — хватайся за кошелек, чтобы весь год деньги водились».

Вылетают последние заспавшиеся шмели. Вылет майских жуков. Зеленеют парковые розы.

Именинники: Александра, Анатолий, Георгий, Егор и Юрий.

Егорий Осенний — традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой — на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных — напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки — «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция — парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

С тех времен сохранилась примета — к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви — чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе — сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Об истории праздника

Еще начиная с эпохи идолопоклонничества у древнейших русичей обитал бог Купало, одухотворяющий летнюю плодоносность. Для его почтения по вечерам и пели песенки, и скакали над огнищем. Все эти ритуалы перевоплотились в годичное отмечание дня солнцестояния, перемешивая в себе языческие и раннехристианские обычаи. Иваном божество Купало начало зваться после завершения крещения Руси, в то время, когда его сменил не кто иной, как Иоанн Креститель (правильнее — его праведный образ), крестивший непосредственно Христа и чье рождение праздновалось 7 июля. Для многих стран он церковный праздник, но православной церковью он не признается и относится к языческим. Церковью в Иванов день отмечается Рождество Иоанна Предтечи.

У южных славян

Св. Георгий (слева) и св. Дмитрий (справа). Фрагмент иконы, средние века.

Весенний Юрьев день считался началом полугодия, называемого у сербов «джурджевско» (юрьевское) и продолжающегося до Дмитриева дня 26 октября (8 ноября), который открывал второе, «митровско» (дмитриевское), полугодие.

У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили.

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Считалось что нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

У сербов в некоторых районах до недавнего времени в этот день ритуальная процессия девушек («») обходила дома с пожеланиями здоровья и счастья всем домочадцам.

У православных гагаузов, перенявших много славянских традиций, 6 мая отмечается «Хедерлез» в день святого Георгия Победоносца — праздник, который своими истоками уходит далеко в язычество[].

Народные поверья на Ивана Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.

В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Сорванный в ночь Купальную цветов иван-да-марья, необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок иван-да-марья, это брат и сестра, которые полюбили себя, и были наказаны за это и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, это и спугнет воров.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Русский народный праздник Ивана Купала. Купальские обряды с водой, огнем, травой.

С давних эпох постоянно люди всего мира отмечали в первую неделю июля триумф зенита летнего сезона. На Руси таким празднеством по праву является сегодня Иван Купала, который практически во всей Европе называют Иванов день. В ночку с 6 на 7 июля абсолютно все подряд справляют названный мистический, таинственный, но в тоже время бесшабашный, а также развеселый и беззаботный праздник, наполненный обрядовыми деяниями, правилами, а также запрещениями, песнями, приговорами, многообразными приметами, гаданиями, сказаниями, суевериями. Это самое почитаемое разгульное торжество в году. Россиянами строго исполняются все его обряды. А как веселиться молодежь весь день и всю ночь. Праздничные все дни относящиеся к летнему солнцестоянию: и русальная неделя перед солнцеворотом — Купалой и зелеными Святками. Как и для зимних, так и для зеленых Святок характерен сложный распорядок обрядов, магических действий, но летний ритуал, уже связан, прежде всего, с внимательностью к предстоящему урожаю. Для торжества характерны ночные ритуалы, в основе которых обряды с водой, огнем и травой.

Обряды на праздник Ивана Купалы

В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу было распространено гадание с венками.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с водою

В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы. Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с огнем

Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер, костры при этом, должны быть не маленькие. Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь – это перепрыгивание через огонь костра. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводила свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь. Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, для того, чтобы более болезни не приставали к ребенку. По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.). Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить. И только Купальские костры в эту ночь, могли оберечь людей от всякой нечисти. Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с травами

Обрядов связанные с собиранием трав и цветов на Ивана Купалы много, именно в эту ночь, травы и цветы наполняются магической, т.е. целебной и исцеляющей силой. Только собранные до рассвета на Купальную ночь травы и цветы могут иметь магическую силу. Травы и цветы собранные в Иванов день, клали под Купальную росу, затем высушивали их и хранил до необходимого случая. Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах. Но главный цветок на Ивана Купалу был и остается до сего времени Папоротник. По преданию именно с этим цветком, были связаны клады, которые можно было видеть, если в ночь на Ивана Купалу человек мог найти цветок папоротника, который цветет совсем недолго в Купальную ночь.

Как празднуют Егорьев день (Юрьев день)

Для начала стоит сказать, что Егорьев день – вестник весны. Если Егорушка постучал в дом, то весна задержится надолго. Так в старые добрые времена и по сей день разыгрываются веселые хороводы и поют песни. Так как многие верили в то, что в этот день святой чудотворец поможет во всех делах, то в этот день успевали засеять поля и освятить их.

Активно собирается роса на Егорьев день, она обладает целительной силой, поэтому многие знахари и знающие люди собирают ее по утру. Повсеместно в этот день проходят домашние молебны и затем заканчиваются они угощением друг друга вкусными пирогами. На удивление, любим лакомством в этот день была яичница и пироги-дернучики, которые готовили из первовсходящей зелени, это могла быть крописа и папоротник.

Интересным обычаем можно назвать «вождение Юрия», что красивые девушки выбирают красивого парня, затем плетут веночки и обшивают ими парня. На голову красавцу кладут пирог. Всей толпой собирается деревня и обходят посеянные поля трижды. Затем на перекрестке принято палить костер, в виде большого круга и в его середину кладут пирог.

После песен пирог начинают делить на части, каждому достается по маленькому кусочку. Егорьев день и в наши дни принято отмечать и после того как праздник пройдет необходимо начинать высевать ячмень, рожь, овес – это есть время для начала полевых работ.

Какой сегодня церковный праздник, 9 декабря 2017: Егорий Осенний (Юрьев день)

9 декабря 2017 года отмечается народный праздник Егорий Осенний или Юрьев день. Церковь в этот день вспоминает годовщину освящения собора великомученика Георгия Победоносца в Киеве. В народе этот святой считается повелителем волков и покровителем земледельцев. Праздник носит название «осенний», потому что раньше, при старом летоисчислении, он приходился на ноябрь.

По традиции в этот день, если человека впереди ждала дальняя дорога, необходимо было отслужить молебен о благополучном завершении пути. Считалось важным вернуть все долги до Егория Осеннего, иначе всю жизнь будешь должен.

Во времена крепостного права на Руси в течение недели до праздника и еще в течение недели после крестьянам разрешалось перейти от одного землевладельца к другому. Затем эту вольность отменил Борис Годунов в конце XVI века, после чего появилась пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», выражавшая сожаление о потере свободы выбора.

По приметам, если волк воет поблизости от жилья — будут сильные морозы.

Если из колодца ни плеска, ни шороха не доносится, то вся зима будет тихой, а если вода в колодце идет рябью — жди вьюг и метелей.