Кто такие жены-мироносицы?

Оглавление

История праздника День жён-мироносиц

Мироносицами называли женщин, которые любили Иисуса Христа и при жизни принимали его в своем доме. В самое сложное время они сопровождали Мессию на гору Голгофа, где Его распяли по выдуманным причинам. Там они стали свидетельницами страданий и распятия Спасителя. Затем, по завершении праздника Песах, они пришли в темное время суток к Гробу Господнему, чтобы помазать миром тело Иисуса, согласно древним иудейским традициям. По этой причине им первым стало известно о воскресении Спасителя. Первой к месту захоронения подоспела Мария Магдалина, которой явился Ангел, рассказавший о восстании из мертвых Сына Божьего.

Еще со времен зарождения христианства на Руси праздник очень почитался среди населения. Даже представительницы богатых слоев населения, потомственные боярыни и купчихи, а также девушки из бедных семей старались вести благочестивый образ жизни. Они отличались особой праведностью, которую сложно сравнить с верой в других странах. Целомудрие христианского брака стало синонимом великого Таинства. Согласно устоявшимся правилам Православной Руси, у одного мужа могла быть лишь одна жена, и они сохраняли верность в течение всей жизни.

Одной из отличительных черт православной праведности можно выделить особое понятие вдовства, которое пришло к нам сквозь века. Если супруг русской княгини погибал раньше ее, ей не предстояло повторно искать супруга. В то же время, Церковь не запрещала этого. Просто целомудренные девушки считали важным хранить верность всю свою жизнь. Ряд известных вдов после смерти супруга уходили в монастырь, постригаясь в монахини.. Русская жена — тихая и верная, отличается терпеливостью и милосердием, прощает любую обиду. По этой причине православная Церковь часто возносит к лику святых христианских женщин. Нередко иконописцы берут за основу образы Марии Египетской, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, Деву Марию и многочисленных мучениц, преподобных, блаженных и других женщин, которые были приближены к Господу.

Евангельский сюжет

Жены-мироносицы у Гроба Господня В воскресенье несколько женщин пришли ко Гробу Господню, чтобы обработать тело Христа благовониями. По дороге к нему они переживали, как смогут откатить тяжёлый камень от входа в пещеру, где лежал Иисус. В это самое время с Небес сошёл Ангел и произошло землетрясение, которое заставило камень откатиться. Вход оказался открытым, а все эти события напугали и стражников, и жен-мироносиц.

Ангел предстал перед ними и возвестил о воскрешении Христа и о том, что Он ждёт их уже в Галилее. Мария Магдалина, одна из жён-мироносиц, сообщила обо всём Иоанну и Петру. После того, как все, удивлённые произошедшим, ушли, она осталась одна плакать в одиночестве у Гроба. Так как пещера была пуста, она думала, что тело похитили.

В этот момент ей явился Иисус, которого она сначала приняла за обычного садовника. Его сопровождали два Ангела. Он велел ей вернуться в город и всем возвестить о Его чудесном воскрешении. Она поспешила в путь с Благой Вестью и встретила Марию — одну из жён-мироносиц. Им снова явился Христос, повторивший Своё повеление.

Надо сказать, что евангельский сюжет по первоисточникам имеет несколько расхождений, касающихся жён-мироносиц.

Во-первых, по церковному Преданию, первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. Во-вторых, в Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам. И в-третьих, число жен-мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имён. Но их было гораздо больше — об этом пишет святой апостол и евангелист Лука.

Вот имена семи известных жён-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню:

  1. Святая Мария Магдалина;
  2. Святая Мироносица Иоанна;
  3. Святая Мироносица Саломия;
  4. Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева);
  5. Святая Мироносица Сусанна;
  6. Святая Жена-Мироносица Марфа;
  7. Святая Жена-Мироносица Мария.

Последние две были родными сёстрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Считается, что именно эта Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению. О прочих жёнах-мироносицах практически ничего не известно.

Воскресенье святых жен-мироносиц. Проповедь митрополита Антония Сурожского

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Что можно и что нельзя делать 12 мая

День жен-мироносиц 12 мая 2019 года – это праздник женщины-христианки, несущей мир и хранящей мир во всем мире. По традиции в этот праздник принято вспоминать Еву – первую грешницу, а также Пресвятую Богородицу – Пречистую Деву, даровавшую великое благо миру.

В старину накануне праздника женщины договаривались, у кого в доме они будут собираться, чтобы всем вместе  отпраздновать его. Все вместе они готовили праздничный стол, главными блюдами были яичница и курятина. По традиции на празднике присутствовали только женщины. Мужчинам было запрещено не только принимать участие в праздновании, но даже помогать в подготовке к празднику, женщины все делали сами, в том числе резали кур.

Одной из традиций Дня жен-мироносиц был обряд «кумления девушек». Он подразумевал под собой выбор задушевной подружки, а потом новоиспеченные подруги обменивались заранее подготовленными подарками.

Была в старину у женщин на этот праздник еще традиция – проводить обряд «крещения и погребения кукушки». Этот обряд чем-то напоминал старославянский ритуал. Для его проведения сначала нужно было сделать из травы «кукушкины слезки» куклу, затем ее следовало «похоронить», а спустя определённое время вновь откопать. В данном случае кукушка символизирует собой женское начало, душу и потусторонний мир.

Евангельские события

Сейчас все четыре синоптических евангелия и предание помогают воспроизвести последовательность тех бытийственно значимых событий, равно как и психологическую достоверность поведения мироносиц, наполнить их чудесным и торжественным смыслом.

Жены Мироносицы у Гроба Господня. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)

Когда Христос умер на кресте, женщины, сопровождавшие Его к лобному месту и присутствующие при его кончине, поспешили в город, чтобы успеть приготовить благовония и масти до субботы. На заре третьего дня после погребения, следующего за покоем праздной субботы, мироносицы отправились в город. В этой поспешной устремленности они дали образец подлинной любви к своему учителю:

«Миновала ночь после субботы, проведенной учениками Иисуса Христа и преданными Ему женщинами в покое, то есть в полной бездеятельности, как того требовал закон Моисея. В этот день они ничего не могли сделать, но неспокойны были их сердца, и тревожная томительная ночь не облегчила их скорби. Вряд ли сомкнули они глаза, думая с грустью о том, как убоги и торопливы были похороны их дорогого Равви и как мало они соответствовали достоинству Великого Пророка «сильного и делом и словом»».(Беседы на Евангелие от Марка / священноисповедник Василий, епископ Кинешемский)

Некоторые исследователи видят в их действиях решимость во что бы то ни стало проникнуть в пещеру Гроба, охраняемому римской стражей. Другие предполагают, что

«…о страже, поставленной первосвященниками у Гроба Господня, и о том, что вход в пещеру был запечатан, они, по-видимому ничего не знали, но их беспокоил другой вопрос: как отвалить камень от двери Гроба?» (там же)

Наиболее решительные в своих предположениях историки воссоздают события, добиваясь единства впечатления от картины происходившей мистерии, прозревая атмосферу траура, в которой находились женщины, проведшие часы у креста распятого Иисуса:

 «Когда люди закончили свою комедию с Богом, когда все умолкли,- пишет Иустин (Попович),- заговорила вселенная, заговорили камни и показали себя более чуткими, чем люди, чуткими к Христовой боли. И солнце заговорило, от стыда затмив свой свет от нашей планеты. Свет солнечный стыдился того, чему радовались люди».

«В ужасе провели они предшествующую ночь, и очевидно, не сомкнув глаз, на другой день отправились рано утром к месту погребения, чтобы воздать почившему учителю дань любви и благоговения».

Вселенская скорбь продолжалась до тех пор, пока Тот, Кто имел бытие в Себе, и был бытием для других, не воскрес, и женщины первые свидетельствовали об этом.

Выразителен ландшафт, включаемый в повествование некоторыми агиографами:

«Из-за пурпурных гор Галаадских забрезжилось утро, и дневное светило скоро разгонит висевшую над садом ночную мглу; но темно и мрачно было на сердце благоговейных жен. Их солнце правды закатилось навсегда и никогда не увидят они больше его всеозаряющего лица, не услышат больше его всеоживляющих речей …они никому ничего не сказали, “потому что боялись”».

Почитание в православии

Праздник считается международным праздничным днем и отмечается в большинстве стран. Во время зачитывания праздничных молебнов много внимания уделяется Богоматери. Она является ярким примером, который олицетворяет идеальное женское начало. При жизни ей удалось показать всем свое самопожертвование и любовь. Впервые отмечать праздник начали еще во времена существования Киевской Руси. Люди восхваляли религиозную нравственность женщин и верность. Ведь не секрет, что тогда даже молодые девушки были набожными и вели праведную жизнь.

Чтобы разобраться как празднуется этот день, необходимо ознакомиться со следующими его особенностями:

Во время мироносицкой недели выделяется несколько дней, чтобы провести литургию для почтения памяти умерших.
Утром, когда начинается родительская суббота, верующие должны посетить кладбище, чтобы проведать родных. Несмотря на то, что такая традиция имеет языческие корни, ее соблюдают и сегодня.
Православный праздник в честь мироносиц отмечается в каждом христианском храме. В церкви приходят паломники и обычные люди. Они зачитывают молитвенные тексты и общаются с местными священнослужителями.
В праздничные дни принято почитать не только подвиги жен мироносиц, но и других матерей, которые остаются верными христианству

Во время проведения богослужений неоднократно упоминают о важности женского начала во всех церковных делах. Для православной церкви женщины считаются символом верности, духовной чистоты и целомудрия.
Праздник отмечается не только в церквях, но и воскресных школах

Здесь ученики разыгрывают сценки, поставленные по текстам из Священного Писания. В них прославляются святые девушки и другие церковные герои, о которых написано в Евангелие.

Сведения о святых женах-мироносицах

Фото: Altai-eparhia.ru

Священное Предание Церкви и евангелисты сохранили лишь 7 имен жен-мироносиц, но известно, что их было больше. Среди них были: состоятельные и знатные жены, матери семейств, вдовы и девы.

Мария Магдалина

Св. равноап. Мария родилась в Галилее, в Магдале (отсюда «Магдалина»). Из Евангелия известно, что женщина была одержима «семью бесами» (Лк. 8, 2), которых из нее изгнал Спаситель по ее вере. После исцеления она постоянно следовала за Господом (Мк. 15, 40-41). Св. Мария стояла при Кресте (Мф. 27, 56), утешая Богородицу и первой пришла ко Гробу Учителя. Ей явился воскресший Иисус Христос, Которого она не узнала, приняв за садовника (Ин. 20, 11-18). Св. Мария рассказала апостолам о Воскресении, а после Его Вознесения проповедовала в Риме (Рим. 16:6), где не испугалась прийти к императору Тиберию и преподнести ему в дар обычное куриное яйцо, которое в знак истинности Воскресения и ее слов, покраснело у нее в руках. С тех пор христиане на Пасху делают крашенки. Скончалась св. Мария в Эфесе.

Саломия

Св. Саломия была родом из Галилеи. Она – мать ап. Иакова и ап. Иоанна. Ее отец – святой Иосиф Обручник. Вместе с другими женами св. Саломия служила Господу, во время Его проповеди в Галилее, стояла при Кресте (Мф. 27, 55—56), ранним утром отправилась ко Гробу и, узнав о Воскресении (Мк. 16, 7), поспешила возвестить радостную весть апостолам.

Мария Клеопова

Св. Мария – дочь св. Иосифа Обручника, сестра св. Саломии, жена Клеопы (Лк 24, 18), мать Иакова Алфеева и Иосии, учеников Спасителя. Как и другие мироносицы, она служила Иисусу Христу, стояла при Кресте и удостоилась увидеть Его Воскресение. О жизни и смерти св. Марии ничего не известно.

Иоанна

Св. Иоанна – супруга Хузы, придворного царя Ирода Антипы, родилась в богатой и знатной семье. Когда заболел ее единственный сын, Спаситель исцелил его, не заходя во дворец. Во время проповеди Спасителя женщина обеспечивала Его и учеников всем необходимым (Лк. 8, 1-3). Священное Предание рассказывает, что когда св. Иоанну Крестителю отрубили голову, то его убийцы, опасаясь, его воскресения, спрятали ее. Св. Иоанна отыскала главу св. Иоанна Предтечи, тайно вынесла ее из дворца и похоронила на Елеонской горе. Хуза, опасаясь гнева Ирода, который вскоре узнал о поступке св. Иоанны, развелся с супругой. Св. Иоанна последовала за Иисусом Христом и разделила судьбу жен-мироносиц.

Сусанна

О св. Сусанне известно только то, что она была состоятельной женщиной, помогавшей Спасителю материально, когда он проповедовал (Лк. 8, 3).

Мария Иаковлева

Точно неизвестно, кем была эта мироносица. Свт. Иоанн Златоуст в своих сочинениях отождествляет ее с Богородицей, а блаж. Иероним Спиридонский – с Марией Клеоповой. В Евангелии она упоминается несколько раз (Мк. 15, 40; Мф. 27, 56; Мк. 16,1; Лк. 24,10).

Марфа и Мария

Свв. Марфа и Мария родились в Вифании. Их брат – св. прав. Лазарь, которого воскресил Спаситель на 4 день после его смерти. Сестры упоминаются в Евангелии (Лк. 10, 38-42). Согласно Священному Преданию после Вознесения Господа Мария и Марфа с братом переехали на Кипр, где праведный Лазарь был епископом.

Мужские дни недели

О понедельнике, который стоит особняком в четком строе дней недели, мы говорили в предыдущей статье. Можно только добавить, что это мужской день и его характер строг и взыскателен. День требует сдержанности, день, в котором не принято давать клятвы, брать обеты и подписывать договоры. В этот день нельзя отправляться в плавания и долгую дорогу. Вторник – мужской день недели

в русской ведической традиции. День новостей и новшеств, день начал в искусстве и творчестве любого толка. День Марса, по цвету красный и по металлу – железный. В нумерологии отвечает за число – 8, по знаку Зодиака – Скорпион и Близнецы. По характеру – день достижений и искусств. В русской ведической традиции – легкий день. В Америке боятся, что все потеряешь, а Скандинавы считают, что если утром встретишь левшу, то весь день тебя ждут неудачи. Может это потому, что для Бога войны Тира, воин – левша – опасная неожиданность? Но для большинства верований вторник – день благоприятный для путешествий, отправлений в плавание, долгих прогулок, и даже для свадеб. Если Ваш ребенок рожден во вторник – день Марса, то он получит прилив Марсианской энергии, что сможет сделать его даже слишком импульсивным, быстрым, энергичным. Зато ему удастся сокрушить все препятствия на своем жизненном пути, реализовать все личные планы и стать очень заметной фигурой в обществе. ( Посмотрите статью на тему: Как стать успешным)

Второй мужской день на неделе – четверг. День, посвященный Юпитеру, и в нумерологии отвечает за число — 3. Его металл – олово и цвет – синий. По знаку Зодиака – Стрелец и Весы, характер – освоение нового и красоты. Почему-то несчастным этот день считали немцы. Они откладывали на время все свои важные дела, боялись жениться и даже не отправляли детей учиться. А вот у древних славян четверг был посвящен верховному Божеству Перуну. Этот день считался очень благоприятным, а тот, кто успевал умыться на заре до восхода Солнца именно в этот день, из серебряной посуды, навсегда избавлялся от прыщей и веснушек на лице и вообще, был здоров и удачлив. Свечу, которую зажигали в этот день в честь Перуна, хранили и использовали в качестве защиты от грозы. И вообще в русском веровании четверг считался «легким» днем. Американцы в этот день ждали богатства.

Если же Вы желаете узнать свое будущее на следующий год, оглянитесь и вспомните, на какой день пришелся Ваш прошедший день рождения. Если Вы праздновали свой день рождения в четверг, то готовьтесь к тому, что Юпитер обрушит на Вас лавину новых дел. Обстоятельства, будут требовать Вашей активности и Юпитер – планета расширения, предоставит возможности расширить сферу Вашей деятельности. Мелкие неприятности, вполне могут перерасти в большие, возможно, что Ваши трудности увеличатся.

Любовь и верность

Говоря о Дне жен-мироносиц, целесообразным будет вспомнить связанные с ними евангельские события. Судя по их действиям, любовью и верностью они превосходили апостолов. Достаточно вспомнить, что те в страхе ночью убежали из Гефсиманского сада, посчитав, что дело их учителя проиграно, когда его схватили. А также они не присутствовали при казни в последние минуты его жизни в земном облике (за исключением апостола Иоанна).

В то время как жены-мироносицы, стоя у Лобного места и сострадая мучениям Иисуса, утешали Марию – его несчастную мать. Затем они сопровождали погребальную процессию до самой пещеры. Когда в предрассветной мгле женщины направились к гробу, они еще не знали, что их там ждет награда. Они первыми услышали от ангелов о том, что Спаситель воскрес, и сообщили об этой великой радости апостолам. Так они были награждены за их любовь и верность Спасителю.

Войти на сайт


Жены-мироносицы – это семь верных Христу женщин, не разбежавшиеся от Него, как ученики, не оставившие Его, как апостолы в самые страшные часы Его медленного умирания на Кресте, не предавшие Его как Иуда и Петр.Жены-мироносицы стояли на Голгофе до конца, а из учеников оставался рядом только юный Иоанн Богослов.

Семь слабых женщин остались в евангельской истории навсегда и подарили праздник всем женщинам-христианкам – праздник жен-мироносиц, который отмечается в пятнадцатый день после Пасхи, а по церковному календарю – в третье воскресенье по Пасхе.

Жены-мироносицы вместе с робкими и тайными учениками Иисуса Христа Иосифом Аримофейским и Никодимом, приходившими к Нему при жизни только по ночам, не побоялись просить у Пилата Тело для погребения и похоронить Его.

Робкие и слабые они остались с Ним до конца, похоронив, оплакав и повив погребальными пеленами. Только помазать благовонными маслами не успели. Спешили очень. Надо было успеть до наступления субботнего покоя.

А в это время сильные умом и здравомыслием ученики Иисуса сидели за закрытой дверью, дрожа от страха, что их тоже могут схватить, как Учителя, и умертвить. Иуда предал, Петр отрекся, остальные разбежались и спрятались.

Только по-настоящему любящие и преданные остались с Ним до конца. Рано утром третьего дня, рассказывают евангелисты, жены-мироносицы пришли к Осмеянному иудеями и Преданному Своими, не побоявшись ни стражи, ни тяжелого камня, которым был запечатан гроб, ни ареста.

И в награду, как повествует Евангелие, жены-мироносицы первыми узнают о Воскресении и становятся его первыми свидетелями. Рано утром, взяв купленные и приготовленные заранее сосуды с миро, они прибежали ко гробу. Евангелисты особенно выделяют Марию Магдалину, из которой Господь изгнал семь бесов. Она дважды удостоилась видеть Учителя.

И здесь жены-мироносицы видят то, что меньше всего ожидают увидеть: стража разбежалась от ужаса, рядом с гробом — отваленный камень, гроб пуст, внутри пустые погребальные пелены и два блистающих белым светом Ангела. На отваленном камне сидит тоже Ангел, который, отвечая на их недоумение, говорит:

Но женщины не верят: такого не может быть, потому что не может быть никогда! Настолько они были далеки от того, что им сообщает Ангел. До них не доходит. Мария Магдалина пытается найти разгадку, она не верит словам Ангела и бежит к вдруг увиденному человеку, полагая, что это садовник, спрятавший и тайно захоронивший тело Иисуса.

Она не признает в Нем Учителя, потому что по Воскресении Иисус уже в другом Теле. Мария просит сказать, где садовник похоронил Тело Иисуса. И только услышав голос человека, она узнает в Нем Учителя и начинает понимать, что произошло.

Только Божественное откровение дает понимание слов Ангела. Иисус Христос просит, чтобы она не прикасалась к Нему, а шла сейчас же к Его ученикам и сообщила им о Его Воскресении. Он знает, что они сидя в страхе за закрытой дверь, знает, что все они были не с Ним, но Он все равно их любит и говорит, что будет ждать их, как они договаривались, в Галилее.

Эта история очень поучительная. Во всех смыслах. Она о том, как посрамляется знание без горячего любящего сердца, как горячее и любящее сердце и его мужество преодолевают страх и смерть, как слабый сосуд – женщина – оказывается в самый важный момент гораздо сильнее мужского, подчеркивающего свою силу, но на поверку лишенный ее.

Семь маленьких, слабых женщин, сопровождавших Его при жизни и не оставивших в час смерти, проявили свою истинную любовь и готовность пойти на смерть ради Того, Кого любят. Так было и будет всегда. Поэтому церковь чтит женщину и каждый год в третье воскресенье по Пасхе отмечает женский день, посвящая ему творческие вечера и поздравления. Мужского дня, подобному этому, церковь не знает.

Запомним же имена жен-мироносиц: Мария Магдалина; Саломия, мать братьев Иоанна и Иакова; Иоанна, жена Хузы – надзирателя в доме царя Ирода; Мария и Марфа, сестры четверодневного Лазаря, воскрешенного Иисусом накануне входа в Иерусалим; Мария Клеопова и Сосанна, а также Богородица, Которую Иисус вручил юному Иоанну для попечения о Ней.

Тина Гай

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56); 4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61); 5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

Литература

  • Курица / Бушкевич С. П. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 60—68. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа. — 1861–1862.
  • Недељковић М. Српски обичаjни календар за просту 2003 годину. — Београд: ЧИН, 2002. — 391 с. — (Библиотека Запис).  (серб.)
  • Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб., 1848. — 233 с.
  • Братчина / Терновская О. А., Толстой Н. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 256—257. — ISBN 5-7133-0704-2.

Жены-мироносицы

Христос Воскресе! С праздником святых жен-мироносиц!

3-я неделя по Пасхе называется неделей святых жен-мироносиц. Церковь вспоминает женщин, которые ревностно спешили ко гробу Господа, чтобы помазать его тело миром. Несмотря на страх, после темной бессонной ночи, не щадя никаких средств и сил, святые жены-мироносицы спешили для совершения поступка любви.

Однако дело, с которым так спешили эти женщины, уже было совершено. Как повествует нам Евангелие: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12), – изрек Господь о женщине, которая в Вифании, в доме Симона прокаженного, во время вечери, возлила драгоценное нардовое миро на главу Христову.

И что же ждет этих жен у гроба Господа? Разочарование? Нет! Господь несравненно богаче вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Своего Учителя и мертвого во гробе! Жены-мироносицы стали благовестницами Воскресения Христа и Его славы!

Вспомним события утреннего воскресного посещения женами-мироносицами гроба Господня в изложении Г. Сенкевича.

Явление Ангела женам-мироносицам

– Кто отвалит нам камень от входа во гроб? – Мироносицы вопросительно посмотрели друг на друга. Они вышли еще ранним утром, чтобы посетить священное место. – Мы сами не в состоянии – он ведь очень велик и тяжел, – заметила Саломия.

Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда: им известно наше намерение прийти ко гробу и помазать миром тело Учителя… – ответила Иоанна.

С каждой минутой становилось светлее. Но торжествующая радость зари обновления не находила отклика в сердцах опечаленных жен-мироносиц. Мария подняла заплаканные глаза к небу, но лишь затем, чтобы снова опустить их со словами:

– Как могут птицы, которых Он так любил слушать, веселиться радоваться сегодня, когда Он…

Жены двинулись дальше. Но вот и сад. Они вошли в калитку и, не оглядываясь по сторонам, пошли к гробу. Приблизившись к пещере, они вдруг заметили, что камень отвален и лежит у входа.

Мироносицы вошли внутрь пещеры и в молчаливом изумлении посмотрели друг на друга. Углубление, где было положено тело Господа Иисуса, было пусто. По правую его сторону жены увидели сидящего юношу, от одеяния которого исходил таинственный свет ярко озарявший темную пещеру.

Они в страхе потупили взоры, а Ангел сказал: «Не бойтесь, я знаю, вы ищете Иисуса Назарянина, Распятого… Что ищете живого между мертвыми? Нет Его здесь. Он воскрес. Вот место, где положили Его. Но пойдите и скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее; там Его встретите, как Он обещал вам, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки грешников, распяту и в третий день воскреснуть».

Выйдя поспешно из гроба, мироносицы со страхом и радостью великой побежали возвестить виденное ученикам Христовым.

Ласточки новой весны

Жены-мироносицы не успели совершить своего поступка любви, но Господь помазал эти живые души елеем радости. Безутешные горлицы, плакальщицы, сии бедные женщины, стали ласточками новой весны. Стали святыми в Царствии Господа и Бога нашего!

День жен-мироносиц!