Русские народные потешки для детей 2-3 лет

Потешки про зиму с движениями для детей

Как на горке

Как на горке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой — снег, снег,
(приседаем)
И на елке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой — снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)

Снежинки

С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)

Жил — был зайчик

Жил — был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.

Читай также: 63 скоромовки українською мовою для дітей дошкільного віку

Читай также: Детские стихи для массажа пальчиков!

Читай также: Игры дома: 10 способов занять ребенка 1-3 лет

Потешки на все случаи жизни

Умываемся с потешками

Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.

Щечки?Мыли.Носик?Мыли?А глазки?Забыли.

Зарядка

Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись.(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — я,Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.

Знакомимся с телом

Паучок, паучок,Аню хвать за бочок.Лягушка, лягушка,Аню хвать за ушко.Олени, олени,Аню хвать за колени.Песик, песик,Аню хвать за носик.Бегемот, бегемот,Аню хвать за живот.Оса, оса,Аню хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики,Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Кто тут будет куп-куп,По водичке – хлюп-хлюп?В ванну быстро – прыг, прыг,В ванне ножкой – дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.

Потешки от слёз

Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хныч, не ной,Куплю другой.Слезы утри,Дам тебе три.

Заживляем ранки

У киски болит,У собачки болит,А у моего малышаЗаживи-заживи-заживи.

Делаем массаж

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)Из последнего окошкаВдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)Пришла лисичка,(гладим спинку)Хвостиком помахалаПрошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)Стул,(стул — щепотью)Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)Жене и дочке,Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)Шлю вам чулочки,Дзинь-точка.Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)Прочитал,Помял, разгладил,Сложил,Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Массаж животика

Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.Улыбается ребёнок.

Просыпаемся

Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент.

Ребята,

— И сегодня Снеговик пришёл к нам в гости и принёс нам много интересных игр.

(вывесить картинку снеговика)

— Снеговику нравится, всё, что связано с зимой, он знает очень много чистоговорок о зиме и предлагает вам за ним повторить эти чистоговорки.

(воспитатель читает чистоговорки, а дети повторяютчистоговорки в разном темпе — медленно, быстрее, быстро).

2. Чистоговорки:

1. Ла-ла -ла- настали холода

Ул-ул-ул- холодный ветер дул

Тель-тель – тель — на дворе метель

Тели-тели-тели — весь день метут метели

2.

— Ребята, скажите, а что нам зима принесла с собой (ответы детей – снег, мороз, ёлку ит. д)

3. Заучивание четверостишия «Что зима нам принесла?»

1,2, 3, 4, 5.

— будем зиму мы встречать

Что зима нам принесла?

Ветер, снег и холода

4. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Снеговик очень любит снег и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки—

Серебристые. (Снежинки.)

На поселки, на лужок

Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка-

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри- ,

С красной грудкой. (Снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Воспит.: Какие слова вы добавляли?

Дети:Снег, снежинки, снежок, снегопад.

(эти слова похожи друг на друга, они как родственники и называются — родственные слова)

5. Динамическая пауза «Зимняя прогулка».

— Давайте покажем Снеговику, как мы гуляем зимой во дворе.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

(Топают ногами.)

И ладошками похлопать.

(Хлопают себя ладонями по плечам.)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

(Поднимают руки над головой.)

Будем их ловить руками

(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

И покажем дома маме.

(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Разводят руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

Мы идем, идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся на свои места.)

6. Дыхательное упражнение «Летят снежинки»

У детей на ладошках маленькие комочки ваты, они дуют на них и пытаются их сдуть или

на столах лежат маленькие бумажные снежинки, дети сидя за столом дуют на них, наблюдая за их движением.

(Обратите внимание ребенка на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.). Дети дуют,а воспитатель читает строки:

Дети дуют,а воспитатель читает строки:

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко.

7. Пальчиковая гимнастика «Снежок» на развитие координации речи с движением

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)

очень гладкий (Гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем (Топают.)

8. Игра «Много снега намело» на развитие мелкой моторики.

(дети рвут белые листочки бумаги на маленькие кусочки)

9. Итог занятия:

— Ребята, у нас в комнате тепло и чтобы не растаять, Снеговик прощается с нами и уходит домой к себе в зимний лес. Давайте ему помашем рукой и скажем «до свидания.»

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства

Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова

Ход занятия:

1 часть: Рассматривание плоскостных изображений диких животных.Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это? Рыженькая с пушистым хвостом? Правильно, лиса. Зеленые глазки, хитрая мордочка. Воспитатель предлагает малышам подойти и рассмотреть повнимательней сначала изо-бражение лисы, затем волка, сравнить их. Вначале подчеркиваются яркие особенности, скажем,волка: шерсть серая, серый хвост, не такой длинный и не такой пушистый, как у лисы. Глаза у волка зеленые, смотрят сердито. Волк злой.

2 часть: Рассматривание плоскостных изображений козы и козлят.Дети должны отметить: у козы длинные рога, шерстка белая, пушистая, на ногах — копытца.Воспитатель поясняет значе-ние словосочетаний: «коза-хлопота, день-деньской занята». Далее воспитатель акцентирует вни-мание детей на козлятах, неоднократно называя их сама и побуждая своих воспитанников.

3 часть: Чтение потешки без наглядного сопровождения текста. Коза-хлопота День-деньской занята:

Ей- травы нащипать,

Ей- на речку бежать,

Ей- козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

4 и 5 части: Чтение потешки с наглядным сопровождением текста.

Умываемся и купаемся

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Валя умывается,
Солнцу улыбается!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Зайка начал умываться,
Видно, в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба —
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Давайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

Ой, ой, ой, ой!
Кто тут голенький такой,
Кто тут голенький
И веселенький?
Кто купаться пришел,
Кто водичку нашел?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Искупай-ка малыша,
Чтоб сияло личико!

Игры потешки

Все детки без исключения любят играть в игры, в детском садике малышей выводят на прогулки и на утреннюю зарядку. Самыми разнообразными способами воспитатели пытаются привлечь сорванцов к детской физкультуре, для таких целей подойдут всем известные потешки ладушки и любая считалочка во время салок или пряток.

Находясь дома можно играть в активные игры с малышом и проговаривать смешные стишки и песенки. Лучшие потешки развивают карапузиков в комплексе, они быстрее познают окружающий мир. Тот малыш, который слушает потешки пословицы начнет говорить намного раньше своих сверстников.

Прикольная игра для маленьких человечков на коленях у родителей. Кроху сажают на коленки к себе, и начинают «ехать» при этом приговаривая:

  • Ехали, ехали,
  • В лес за орехами,
  • По кочкам, по кочкам,
  • По дивным лесочкам,
  • В пробку попали,
  • На гудок нажали, Бип-Бип! (или в ямку Бух!)

При этом последнем действии родитель может раздвинуть коленки чтобы малыш слегка провалился «в ямку» или изобразить гудок, слегка ущипнув за бочок. Такие игры для детей 2-3 лет и в детском саду очень нравятся ребятне.

В детском саду или дома можно делать зарядку с карапузами. Для зарядки подойдет потешка солнышко или про петушка, в общем все что связано с утром и детворой. Вы должны вместе с детишками делать зарядку, при этом совершать физические действия. Например, «вышло солнышко багряное» – все вместе с положения сидя поднимают ручки и плавно поднимаются, «мы поклонимся солнышку» – все делают наклон в низ опуская руки и т.д.

Ход занятий:

1 часть: Воспитатель (показывает детям альбомчик, обращает внимание на обложку). В этом домике живет Козушка-Белоногушка

Посмотрите, какие беленькие у Козушки ножки, по-этому ее и называют Белоногушкой (Воспитатель предлагает погладить изображение). Она пошла в лес за грибами и ягодами (Поясняется содержание картинки на обложке).

2 часть: Открывается первый лист

Воспитатель обращает внимание на картинку, на кото-рой изображена Козушка, гуляющая по лесу (В средней части альбома вкладка в сложенном виде, из которой виден только хвост волка)

Воспитатель: Вышла Козушка-Белоногушка на лесную полянку, грибочки и ягодки собира-ет. А чей это хвост виден из-за елки? (Пауза). Как вы думаете кто это спрятался под елкой? Это Волчок-Серый Бочок.

3 часть: Вкладка в сложенном виде прикладывается влево, плотно прилегая к изображению панорамы, сливаясь с ним. Перед детьми возникает изображение Козы и Волка, смотрящих друг на друга. Вся панорама полностью раскрыта.

Воспитатель (продолжая рассказ). Зашла Козушка за елку и увидела Волка (пауза). И ре-шила Козушка-Белоногушка спрятаться от Волка.

4 часть: На фоне панорамы раскрывается средняя часть вкладки, она скрывает Козушку. Появляется изображение березки с низко свисающими зелеными ветвями.

Воспитатель: Козушка спряталась под березкой (Откидывается левая часть вкладки и вновь закрывается, тем самым детям дается возможность эмоционально перенести исчезновение Козы).

5 часть: Открывается вся панорама и вкладка. Перед детьми предстает изображение Волка на фоне леса.

Воспитатель: Волк туда, сюда, кинулся в разные стороны. Ищет Козушку, а найти не мо-жет. Мы ему не скажем, где Козушка-Белоногушка? Не так ли? Волчок-Серый Бочок убежал в лес (С этими словами воспитатель складывает и перекладывает ее в правую сторону, прикладывая к изображению панорамы. Изображение Волка скрывается. Перед детьми вновь появляется Козуш-ка, гуляющая по лесу).

6 часть: Воспитатель вновь проигрывает в темпе все части занятия, обогащая каждую часть соответствующими строчками фольклорного текста:

Козушка- Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

«А я волка не боюсь,

Не боюсь.

Я серого не страшусь,

Не страшусь.

Я от серого, от волка

Под березкой сохранюсь».

7 часть: Воспитатель складывает альбомчик и поворачивает его четвертой страницей об-ложки к детям, на которой изображена Коза, идущая с полной корзиной грибов к своему домику.

Воспитатель (рисует в воображении детей картинку дальнейших событий):

Набрала Коза полную корзину грибов и ягод. Пошла домой и решила спеть песенку.Идет и поет: Козушка-Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила,. .и т. д.

Воспитатель исполняет всю потешку речитативом, задорно передавая игровое настроение Козушки перехитрившая Волка. Затем предлагается детям вместе с нею спеть про Козушку-Белоногушку (на мотив русской народной плясовой мелодии «Барыня»). Выполняются хлопки в такой мелодии, игровые движения кистями рук «фонарики». Воспитатель говорит, что Козушка еще придет к ним в гости в следующий раз.

ЗАНЯТИЕ №3.

ИНСЦЕНИРОВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

(В ОБРАБОТКЕ К. Д. УСПЕНСКОГО) «КОЗЛЯТА И ВОЛК»

(для детей 2лет бмес. -Злет).

Цель: На основе сказки о козе, козлятах и волке формировать у детей широкие обобщения в понимании отношений между большими и маленькими, в частности между матерью и детьми.

Укрепит авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых

чувств.

Мягко усилит колорит народности в раскрытии образа волка как силы, противостоящей до-бру. На эмоционально-чувственной основе высветит образ козы, утвердит торжество доброго на-чала. Обогатит малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове.

Материал: Столик для экспозиции с вращающейся поверхностью.Зрительно разделит по-верхность на три сектора: первая- фасад деревенского домика (избушка Козы, вторая- его внут-реннее убранство (изба, третья- лес (пастбище Козы).

Игрушки: Коза и козлята (2-3 шт.). Волк- персонаж кукольного театра.

Ход НОД

Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами.

Воспитатель:

«Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Вот проснулись, потянулись,

И друг другу улыбнулись.»

(Показываю солнышко на палочке.)

Воспитатель. Смотрите, и солнышко проснулось!Давайте солнышку скажем:

«Солнышко – ведрышко, посвети немножко!

Будут деточки играть, будут деточки гулять!»

(рассказывают вместе.)

Воспитатель (берет сапожки на леске.) Ребятки, что это? (ответы детей.) Какие красивые сапожки! (даю возможность потрогать сапожки.) Чьи же это сапожки? Кто их потерял? Вы потеряли? (ответы.) И я не теряла. (передвигаю сапожки.) Смотрите, сапожки куда – то пошли. Наверное, ножки искать. Давайте и мы походим.

«Большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки идут по дорожке.»

(дети выполняют движения.)

Воспитатель. Ой, кто это там сидит? Какая кошка! Мягкая, пушистая! (даю возможность погладить.) Может быть это кошкины сапожки? Нет, кошка сапожки не носит. Тогда попросим кошечку нас пропустить.

«Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наши деточки пойдут,

Через киску упадут.»

Воспитатель. Не уходит киска, нужно ее угостить чем – нибудь. Что кошечка любит кушать? (ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям положить на тарелочку рыбку и угостить кошку.

Воспитатель.Скажите: «Угощайся, киска! А теперь ложись, киска, на коврик, отдыхай.» (около часов стелю маленький коврик.)

Воспитатель. Ребятки, я слышу кто – то пищит. (звучит аудиозапись мышиного писка.) Смотрите, норка чья – то. (около норки сидит игрушечная мышка.) Наверное, мышка поиграть хочет.

Игра «Вышли мыши как – то раз…» (дети произносят слова потешки и выполняют движения.)

Воспитатель. Ребята, сапожки снова куда – то пошли. Нужно помочь сапожкам найти ножки. (дети идут за сапожками и находят большую куклу.)

Воспитатель. Посмотрите, ребятки, на ножках куколки есть сапожки? (ответ.) Вот чьи сапожки у нас гуляют! Давайте обуем куколку.Будем куколку обувать и стихотворение рассказывать: «Вот они, сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки.» Ай, да мы, молодцы! Помогли сапожкам ножки найти.

Приложение Д

Картотека потешек

(представлена в виде лэпбука)

Делаем массаж

Потягушечки – потягушечки (поглаживаем малыша от макушки до пяточек)
Оторвались от подушечки (приподнимаем немного малыша за ручки)
Ножки задрали (поднимаем ножки малыша)
Ими поболтали (двигаем ножками малыша в разные стороны)
Ручки подняли (поднимаем ручки малыша над головой)
Маму обняли (обнимаем малыша)
Улыбнулись, покрутились (поворачиваем малыша с боку на бок)
И обратно повалились! (кладем малыша на спину).

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.

Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке).

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки).

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).

Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.

(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик).

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

(Тянем поочерёдно ручки)

Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)