Новые тренды: брендирование территорий и профессиональные праздники

5 ноября 2014

Александр Березин - заслуженный работник культуры России, профессор кафедры режиссуры Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства, лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс» - дал интервью корреспонденту «МК в Мурманске», приехав в столицу Заполярья судить фестиваль народного творчества «Салют Победы». О волне патриотизма, брендовых праздниках и режиссуре митингов рассказал тот, кого называют одним из ведущих российских постановщиков массовых мероприятий и фестивалей.

«Общество зациклено на корпоративах»

- Александр Иванович, вы уже 40 лет работаете режиссером массовых праздников и мероприятий. Время, наверное, диктует свои правила? Каков сегодня запрос общества?

- Если руководствоваться запросом общества, то мы можем потерять и то, что имеем. Сегодня общество зациклено на корпоративных праздниках, которые мы извратили. Ведь что такое корпоративный праздник? Это праздник определенного сообщества. А в нашем сознании корпоративный праздник - это ведущий, веселье, артисты. Проблема в том еще, что нет государственного запроса на праздник. Например, День России - он должен быть главным праздником. Но так на практике не получается. Единственный праздник, который остался в сознании людей, на который есть запрос и государства, и каждого отдельного человека - это День Победы. А если праздник утрачивает исторические основы, он исчезает из интереса общества. Возьмем 8 Марта. Он ведь возникал совсем не как праздник всех женщин. Сегодня уже никто не знает, чему он посвящен. Содержательная сторона исчезла, осталась оболочка. А оболочка деформировалась так, что мы уже и не особо празднуем 8 Марта. А возьмем 23 февраля. Какой же это День защитников Отечества, день Красной армии, если эти защитники сегодня в армию не хотят идти? Надо или трансформировать праздник, или искать другую историческую основу. Ведь Красной армии уже не существует... Мне лично кажется, что запрос другой: такие гражданские праздника, как дни города, юбилеи поселений - нужны, и не исходя из госзаказа, а исходя из потребностей общества. Мне кажется, сегодня возрос интерес к профессиональным праздникам. Даже 15 лет назад было по-другому. А я могу сравнивать, ведь, как вы заметили, занимаюсь праздниками уже 40 лет.

- Но как вынести свой профессиональный праздник в широкие массы?

- А это не обязательно делать. Празднуйте в своем сообществе. Например, День оленевода отмечает не вся страна, а некое сообщество. А вот День шахтера - вся страна. И тот, и другой - хорошие праздники.

«В праздники не бывает происшествий»

- А как заинтересовать людей? Ведь праздник - это толпа, а не несколько человек, на то он и называется массовым мероприятием. И важно ведь не только заинтересовать, но и удержать внимание, и контролировать эту толпу, чтобы не было беспорядков, например.

- О, это вы уже в крайности уходите. Кто пришел кидать окурки, он на Масленицу не придет. Понимаете, на праздник никто не заставляет идти, там и так всегда есть люди, своя аудитория. Наоборот, как показывает статистика, в праздники фактически не бывает происшествий - и это при огромном скоплении народа.

- То есть это общее настроение? Общий позитив?

- А зачем еще человек приходит? Отдохнуть, раскрепоститься, пообщаться. На празднике нет начальников и подчиненных, там все равны. Нет рабочей рутины и домашних проблем. Конечно, праздник - это позитив, это настроение.

«Гражданская позиция формируется с помощью праздников»

- В своих интервью вы всегда отмечаете, что власть должна уделять внимание праздникам…

- А как же! Ведь так формируется гражданская позиция - через систему праздников, отражающих нашу историю. День Победы - он же жив. Все хотят сделать этот праздник хорошим, лучшим, все хотят принять участие. Это патриотизм, это гражданская позиция, чувство гордости. Это то, что сейчас есть у молодежи. Я всю жизнь работаю с молодежью, поэтому я это точно знаю.

- Тогда поделитесь опытом. Как молодежь поднять и привести на тот же праздник, как заинтересовать?

- Не нужно поднимать молодежь, нужно четко чувствовать, что ей надо, и идти за ней, но не на поводу. Молодежь разная - студенческая, рабочая молодежь, целеустремленная, амбициозная. Я 40 лет работаю в вузе. И мы проводим массу праздников, массу мероприятий, в которых участвует и хочет участвовать молодежь. Мы создаем атмосферу, будим положительные чувства.

Брендовые праздники

- Как к профессору, как к преподавателю университета культуры и искусства у меня к вам такой вопрос: а у театра праздника есть будущее?

- У театра праздника есть и настоящее, и будущее. Вот сейчас огромный запрос на брендирование территорий. Должен быть брендовый праздник. Например, я был в Архангельске недавно. У них брендируется каждый район - проходят свои характерные праздники и мероприятия. А это уже скачок для развития туризма. Славянский базар в Витебске, где я имел счастье 10 лет работать режиссером. Он тоже начинался просто, а сейчас это уже бренд. Я считаю, каждая территория должна придумать свой бренд и свой праздник. Праздник - это атмосфера, это колорит, это действие. Он привлечет туристов, будет развиваться инфраструктура. Праздник - это толчок для развития.

- В нашем городе есть праздник, который проводит телеканал «Арктик-ТВ». Это фестиваль живых скульптур. Сначала участников было немного, а теперь приезжают со всего Северо-Запада.

- Это очень хорошая идея. Свистните - и все улицы встанут в живые скульптуры. От участников отбоя не будет. Брендовые праздники можно делать не только с размахом. Однажды я приехал в маленький поселочек, а там всего две улицы. Я говорю: давайте сделаем праздник - одна улица приглашает в гости другую. Так прошло много лет, а традиция живая. Поселок уже разросся, а соревнуются только эти две улицы, но что там происходит - шоу, представление, праздник!

В политике не хватает режиссеров

- Еще одно мероприятие, которое выводит массы на улицы - это митинг. Как вы считаете, митингом можно управлять, нужен ли режиссер на митинге?

- У нас с митингами есть проблемы. Вы, наверное, видели: сначала первый выступает в партии, например, потом второй, потом самый низкий по должности. А может он-то - лучший оратор, самый яркий, а первый - и говорить не умеет! Может, ему нужно первому слово давать. Ведь как у Гитлера было - он выходил последним. Все эмоционально уже были готовы, выходили ораторы один ярче другого. С точки зрения режиссуры все гениально было построено. А у нас все по должности, от этого митинги не имеют эмоционального эффекта. Прошел - и ладно. Мне так кажется, но я могу и ошибаться.

«Катюша» заиграет - и ветеран плачет»

- Александр Иванович, вас в Мурманск привел патриотический фестиваль «Салют Победы»…

- Да, и это капелька в мощной волне празднования освобождения от фашизма. Это не российское событие, это событие планетарное. И сегодня набирает популярность, особенно на фоне событий в мире. Радует, что молодежь так близко принимает эту тему. Ветераны только смотрят и радуются. Ветеран... он что? «Катюшу» заиграли - и он уже плачет. А участники фестиваля заставляют плакать и друг друга. Значит, не забудут…

- Вы - председатель жюри фестиваля. Каковы критерии отбора? Что оценивается в первую очередь?

- Оценивается художественное воплощение темы. Великая Отечественная война - тема огромная, необъятная. Надо выбрать ту линию, которая тебе ближе. Ставится задача - рассказать о своей территории. Например, чукотский коллектив рассказал про одного старейшину - про трагедию человека, у которого уходили сыновья и не возвращались. Ни единого грома, ни единого выстрела - а как это было пронзительно! Потому что они рассказали историю, близкую им, их краю. Камчатка рассказала про себя: «мы маленькие, но мы в общей России» - это их патриотизм. Обращаем внимание на песни, не только пес­ни времен войны, но и на современные, которые пишет молодежь - как она переживает, как чувствует. Сегодня система выразительных средств тоже изменилась. Раньше рваную куклу пронесешь - все плачут, а сейчас нужен экран, нужны спецэффекты.

С ноября 2013 по ноябрь 2015 года в России проходит IV Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Традиционно участие в фестивале принимают тысячи певцов, танцоров, артистов, художников с оригинальными мультижанровыми программами, вовлекая миллионы зрителей в разных регионах страны. Победители Всероссийского фестиваля «Салют Победы» становятся участниками гала-концерта в Москве. Организатор фестиваля - Государственный Российский дом народного творчества.

Анастасия Карева

Источник"МК.ru" Мурманск

Возврат к списку


О нас

Национальная премия «Театр масс» является логическим продолжением всероссийской премии «Грани Театра масс», которая учреждена в 2005 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Комитетом общественных связей города Москвы по инициативе Совета СТД РФ по массовым формам театрального искусства

Задать вопрос

Контакты

МОО «Содружество работников праздничной индустрии», 117216, г. Москва, улица Грина, д. 1, корп. 4, кв. 219

Электронный адрес Дирекции Премии для отправки документов на Конкурс: teatrmass@mail.ru