Отмечаем международный день грамотности: история и традиции праздника

Оглавление

Тема дня

День финансиста в России ежегодно отмечается 8 сентября, потому что именно в этот день в 1802 году указом императора Александра I было образовано Министерство финансов.

Чем обычно занимаются финансисты? Специалисты в области финансов должны уметь обращаться с большими объемами денежных средств — от их работы напрямую зависит успех предприятия на рынке, увеличение его капитала. Эта профессия в современном мире считается одной из самых престижных и статусных, но и уровень ответственности здесь очень большой, а вместе с ним и уровень стресса.

Кстати, не стоит путать профессию финансиста с экономистом или бухгалтером. Бухгалтер ведет финансово-хозяйственный учет, экономист занимается анализом полученных данных, а финансист, учитывая всю полученную информацию, разрабатывает дальнейшую стратегию. И, конечно же, хороший финансист должен разбираться и в экономике и в бухгалтерии, так что работа эта действительно непростая.

Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций

Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению. Главная цель Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ

Мы не могли обойти эту тему стороной, ведь грамотность бывает разной, а сама эта тема актуальна и сейчас. Об этом наша история дня.

Фото: pixabay.com

8 сентября 1943 года в Германии был казнен Юлиус Фучик, чехословацкий журналист и писатель, убежденный антифашист. Спустя 15 лет интернациональное журналистское объединение учредило Международный день солидарности журналистов, декларируя сплоченность и взаимоподдержку всех журналистов, корреспондентов и репортеров в борьбе за безопасность в своей работе.

Тема этого дня имеет значение для всего человеческого общества, ведь журналисты — это те люди, которые информируют общественность о происходящем в мире, и они должны иметь возможность делать это правдиво и объективно, независимо от влияния на них кого бы то ни было.

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»

Сейчас уже доподлинно неизвестно, кто первым произнес эту фразу, но она не теряет актуальности по сей день, ведь именно по причине важности информации журналистика считается опасной профессией

8 сентября 1941 года, 80 лет назад, началась блокада Ленинграда. Когда вокруг города замкнулось кольцо, в «ленинградском котле» немцам удалось окружить около полумиллиона военнослужащих, почти весь Ленинградский фронт и Балтийский флот, а также 2.500.000 жителей Ленинграда и около 340.000 жителей пригородов, да еще беженцы. Все иные котлы Великой Отечественной были во много раз меньше.

Как удалось городу выстоять? Что пережили жители блокадного города? Об этом наш специальный репортаж дня.

Ленинградцы закрашивают надпись на стене дома, предупреждающую об артобстрелах, после окончательного освобождения города от вражеской блокады. Фото: waralbum.ru

8 сентября отмечается День воинской славы России — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Бородинское сражение (во французской версии — «сражение на Москве-реке», фр. Bataille de la Moskowa) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Сражение состоялось (26 августа) 7 сентября 1812 года у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы.

Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений 19 века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.

Из истории празднования «Дня грамотности»

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.

В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.

В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными

Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».

Грамотность в интересах восстановления, ориентированного на человека: сокращение цифрового разрыва

Кризис COVID-19 внес нарушения в процесс обучения детей, молодежи и взрослых в беспрецедентных масштабах. Он также усугубил существовавшее ранее неравенство в доступе к возможностям обучения грамоте, непропорционально сильно затронув 773 миллиона неграмотных молодых людей и взрослых. Во многих первоначальных национальных планах реагирования на пандемию не предусматривались меры по ликвидации неграмотности среди молодежи и взрослых, в то время как многие программы ликвидации неграмотности были вынуждены прекратить свою обычную деятельность.

Даже во времена глобального кризиса предпринимались усилия по поиску альтернативных путей обеспечения непрерывности обучения, включая дистанционное обучение, зачастую в сочетании с очным обучением. Однако доступ к возможностям обучения грамоте распределяется неравномерно. Быстрый переход к дистанционному обучению также выявил сохраняющийся цифровой разрыв с точки зрения подключения, инфраструктуры и способности использовать технологии, а также различия в других услугах, таких как доступ к электроэнергии, что ограничивает возможности обучения. 

Вместе с тем пандемия стала напоминанием об исключительной важности навыков грамотности. Помимо того, что грамотность является неотъемлемой частью права на образование, навыки грамотности расширяют права и возможности людей и улучшают их жизнь, расширяя их возможности в плане выбора того образа жизни, который они могут ценить

Они также являются движущей силой устойчивого развития. Навыки грамотности являются неотъемлемой частью образования и непрерывного обучения на основе гуманизма, как это определено в Цели 4 в области устойчивого развития. Таким образом, грамотность играет центральную роль в ориентированном на человека восстановлении после кризиса COVID-19.

В 2021 году МДГ изучит вопрос о том, каким образом навыки грамотности могут способствовать созданию прочной основы для восстановления, ориентированного на человека, с уделением особого внимания взаимодействию навыков грамотности и цифровых навыков, необходимых неграмотной молодежи и взрослым. В рамках Дня также будет рассмотрен вопрос о том, что делает обучение грамоте с помощью технологий инклюзивным и значимым для того, чтобы никого не оставить в стороне. Тем самым МДГ 2021 года даст возможность переосмыслить будущие методы преподавания и обучения навыкам грамотности в контексте пандемии и в последующий период.

10 задач в области образования

Одной из десяти задач в рамках ЦУР 4 является обеспечение того, чтобы все молодые люди и значительная часть взрослых овладели грамотой и счетом. Присоединяйтесь к Elyx, первому цифровому послу ООН, чтобы узнать, как обеспечить инклюзивное и качественное образование для всех и содействовать обучению на протяжении всей жизни.

Основные сведения

Международный день грамотности, отмечаемый 8 сентября, был учрежден 26 октября 1966 года делегатами 14-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО, чтобы напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению. Вопрос грамотности является ключевым компонентом целей в области устойчивого развития ООН и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года

Цели в области устойчивого развития, принятые мировыми лидерами в сентябре 2015 года, включают в себя задачи по обеспечению всеохватного и справедливого качественного образования и поощрению возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Цель 4 содержит компонент о необходимости обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Что можно подарить «грамотеям»?

Если ваши близкие хоть как-то связаны со сферой образования, и стараются повысить уровень грамотности в стране, обязательно поздравьте их с профессиональным праздником и придумайте что-то интересное в подарок.

  1. Конечно, основа грамотности у вас была заложена еще в школе. Но завтра можно сходить на какую-нибудь интересную лекцию по русскому языку.
  2. Что может лучше всего закрепить полученные знания? Правильно, хорошая книга.
  3. Вообще, сделайте чтение семейной привычкой: читайте детям и родным перед сном.
  4. Организуйте в подъезде библиотеку. Вынесите несколько книг на подоконник и наклейте соответствующую надпись. Наверняка найдутся любители и даже те, кто положит и свои книги.
  5. Обучение грамотности невозможно без письма. Подарите красивую ручку и набор писчей бумаги.
  6. Отправьте друзьям и знакомым открытку. Такую, которая написана от руки. Представьте, как приятно ее будет получить?

Много людей, финансово обеспеченных, пытаются вкладывать средства в повышение грамотности в мире. Но без самого желания людей учиться это все бесполезно. Многие считают, что им это вовсе не нужно, а зарабатывать много денег можно и вовсе не имея среднего образованиям. Что же, в жизни иногда это подтверждается.

История

Статистические данные говорят о том, что
в бедных и более богатых странах процветает неграмотность среди детей и
взрослых (больше у женщин, чем у мужчин). Но ведь грамотность — это основной
инструмент участия человека в общественной и экономической жизни своей страны.

Это интересно:

  1. 1. В сентябре 1965 года в Иране
    проходила конференция, темой которой являлся вопрос ликвидации неграмотности. В
    ней участвовали министры образования. Именно они и предложили утвердить
    праздник, посвященный грамотности, в международном масштабе. Реализовано это
    предложение было в следующем году по решению ЮНЕСКО.
  2. 2. Только грамотность может обеспечить
    развитие общества. В связи с этим Генеральной Ансамблей ООН были приняты в
    последующие годы два важных решения: о провозглашении 1990 международным годом грамотности
    (в 1987), а периода с 2003 по 2012 год -—десятилетием грамотности (в 2002).
  3. 3. Чтобы повысить качество образования и
    уровень грамотности, был разработан и утвержден специальный план действий ООН.
    Это событие произошло в 2003 году. Координирующую роль всех мероприятий возложили
    на ЮНЕСКО.

Главной целью такой деятельности является
желание и стремление сделать более активными усилия всего международного
сообщества в направлении распространения грамотности по всей планете. Необходимостью
стало не только расширение права всех на получение образования, но и
утверждения такой обязанности.

Похожие праздники в России

В России не меньшей популярностью пользуется День славянской письменности и культуры. Ещё в X—XI веках 24 мая был назначен днём памяти Кирилла и Мефодия, святых, основавших русскую письменность.

Видео: празднование Дня славянской письменности в Москве

https://youtube.com/watch?v=trbGFo9bejs

Однако официальным праздником День славянской письменности стал лишь в 1991 году. В этот день проходят как церковные службы, так и научные конференции, тематические уроки в школах.

На День славянской письменности проходят мероприятия для школьников, например, конференции, экскурсии, тематические уроки

В 1930 году в целях ликвидации неграмотности Совнарком обязал всех мальчиков и девочек 8–10 лет посещать школу. А через пять лет был установлен день начала учёбы — 1 сентября. Он стал называться Днём знаний.

В 1930 году начальное образование стало обязательным

Сегодня День знаний является официальным праздником, но он скорее означает просто начало учебного года, чем является каким-то торжеством, посвящённым грамотности.

Сегодня День Знаний — просто праздник начала учёбы

Начиная с 2004 года в России проходит ещё одно мероприятие, направленное на повышение грамотности — Тотальный диктант. Даты меняются из года в год, например, в 2019 году акция проходила 13 апреля.

Тотальный диктант — бесплатная акция, направленная на повышение уровня грамотности

Во время Тотального диктанта люди по всему миру могут бесплатно проверить свои знания русского языка.

Видео: как проходит Тотальный диктант

День грамотности — международный праздник, который отмечается 8 сентября. В этот день проводится много мероприятий, связанных с ликвидацией неграмотности и повышением уровня образования.

История Международного дня грамотности

Международный день грамотности отмечают многие специалисты, которые в той или иной степени имеют отношения к ознакомлению азов и профессионализму различных сфер. Так же люди, которые всей своей деятельностью помогают ликвидировать неграмотности. Целью данного праздника является выявление проблем и предложение новых методов и инновационных направлений для устранения неграмотности.

Грамотность является одним из инструментов, который позволяет участвовать человеку во всех сферах жизни страны. Несмотря на то, что страны и государства делятся на более развитые, а так же бедные, грамотность страдает и в одних и в других. Согласно статистических данных проблемы с грамотностью имеют чаще женщины, в отличие от мужчин.

История данного праздника берет свое начало с 1965 года, когда в Иране была проведена конференция, темой которой являлась ликвидация неграмотности. На данном мероприятии участвовало большое количество министерств образования и их заместителей разных стран. После чего было предложено организовать Международный праздник, и ежегодно напоминать жителям стран, о проблемах, существующих на их территории.

С тех по стали считать, что именно грамотность может обеспечить развитие общества. В связи с этим в 1990 году провозгласили годом грамотности, а период с 2003 по 2012 – десятилетием грамотности.

В 2003 году был разработан план по повышению уровня грамотности согласно плану деятельности ООН.

Интересные факты про день грамотности

Вы можете рассказать друзьям и знакомым много интересного в День грамотности. 8 сентября им будет полезно узнать самые необычные подробности о различных языках мира.

Многие думают, что не посещают школы люди только в самых бедных и отсталых странах. Однако стоит учитывать и такой фактор, как традиции, которые зачастую предполагают, что иметь образование женщине вовсе не обязательно, особенно, если девочку рано выдают замуж. Поэтому, например, в Бразилии, в Египте или в Китае таких женщин достаточно много.

  1. Согласно последней переписи в нашей стране 91% населения получил среднее или высшее образование.
  2. При этом в 15 странах мира у половины детей нет даже начального.
  3. В русском языке есть слова, где подряд идут три буквы «е», например, «короткошеее» и все производные от него. А также это слово «змееед», хотя контекст его употребления представить достаточно сложно.
  4. Самым длинным словом в русском языке признали «водогрязеторфопарафинолечение».
  5. Курсы грамотности – это не только скучная зубрежка правил, но и увлекательные путешествия вглубь веков. Например, лингвисты используют термин «гапакс» для обозначения слова, которое встретилось в данном языке всего лишь раз. Как правило, его значение поймет любой носитель языка, но находятся и такие, которые не могут расшифровать даже ученые.
  6. Что это: ошибки интерпретации или неправильного перевода – пока никто не знает. В русском языке таким гапаксом является слово «русичи». В древнерусских текстах оно употреблялась только в «Слове о полку Игореве», зато сейчас это один из самых популярных синонимов для славян.
  7. Среди таких слов также можно упомянуть: «блудорез» (рус), «джерегеля» (укр), гэрцум-сролік (белорус), ?А?ТНР (греч), celtis (лат).
  8. Причем это, действительно, уникальные конструкции, из-за которых лингвисты устраивают настоящие баталии, доказывая ту или иную версию, но пока не найдены другие рукописи с такими вариантами, все предположения могут быть не более, чем домыслами.
  9. Самым красивым словом в мире назвали турецкое «yakamoz», которое переводится как «отражение лунного света в воде».
  10. Самым приятной английской лексемой для иностранцев оказалась «mother». Сюда же попали и такие слова, как «smile», «love» и «eternity».
  11. Кстати, обычно самыми длинными считают немецкие выражения, однако в английском языке есть термин, который состоит более чем из 1900 букв. Это описание одной из химических формул. Писать ее нет смысла, потому что она займет почти страницу текста.
  12. Вообще, всем любителям длинных слов рекомендую отправиться в уэльский город, который называется Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwyll-llantysiliogogogoch. Сколько раз вы пробовали прочитать это название, пока не оставили напрасные попытки?
  13. В Малайзии пошли еще дальше и придумали самую длинную аббревиатуру. SKOMKHPHKJCDPWB – название корпорации, которая занимается банковскими операциями. Представьте, как длинно будет выглядеть ее расшифровка?
  14. Смеетесь над малайцами? Вот вам самая длинная русская аббревиатура –НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОЙМОНТ. Я, хоть и носитель языка, но сама с большим трудом ее прочитала.

Кстати, многие современные слова, которые мы активно употребляем, были созданы известными писателями, и когда-то являлись неологизмами.

Так, например,

  • лилипутов придумал Джонатан Свифт;
  • Фёдор Достоевский ввел в литературу «стушеваться»;
  • Михаил Ломоносов подарил нам «горизонт», «диаметр», «квадрат», «кислоту», «минус», «равновесие» и «преломление».

Мой самый любимый разряд – это одно слово, которое может емко описать целое явление или состояние. Например,

  • итальянцы называют «abbiocco» легкую сонливость, которая появляется после обильного ужина или обеда;
  • испанцы придумали «sobremesa», которое описывает приятную беседу за столом после еды;
  • в Норвегии очень короткое лето, поэтому если вы выйдете выпить пивка и захотите понежиться под ласковым солнышком, то такое действие будет называться «utepils».

Хотя чаще всего нам приходится сталкиваться с немецким verschlimmbessern. Это ситуация, которую мы пытались улучшить, но сделали только хуже.

В данном случае я вспоминаю китайцев, которые на мосту, где совершалось множество самоубийств, развесили плакаты с позитивными надписями и установили зеркало, где было написано: «Посмотри, какой прекрасный человек перед тобой»! В итоге количество самоубийств здесь выросло в несколько раз.

История Маргарет Бернштейн

Ведущая, репортёр, тиктокер. Снимается в шоу и хочет в этом развиваться. Путешествует с родителями и учится в онлайне.

Как ты узнала, что у тебя дислексия?

Я узнала о дислексии в школе. Я была, наверное, в 1–2 классе, когда всех детей отвели к школьному психологу. После его тестирования мне сказали, что у меня дисграфия, как и у многих детей в этом возрасте. Более серьёзно я отнеслась к ней в 6–7 классе, чтобы нормально сдать ОГЭ: начала дополнительно заниматься в мини-группе, которую отобрал классный руководитель. Там все боролись с дисграфией. Тогда оказалось, что у меня есть ещё и дислексия. Мне тяжело даётся чтение: я путаю буквы, особенно похожие. Например, Ш и Щ. 

Какие были или есть трудности с обучением?

В обычной школе мне всегда снижали оценки за ошибки. Моя главная сложность — это чтение и математика. Во время первого путаются буквы, и мне сложно проговаривать текст вслух. Несмотря на это, я всегда участвовала в спектаклях и заучивала реплики уже в тот момент, когда у всех была только читка по ролям. Я никому об этом не рассказывала. Если математика, то я могу перепутать и написать, например, вместо 12 — 21 или переписывать пример в тетрадь, а решить совершенно другое.

Сейчас я учусь в «Фоксфорде», и особых трудностей не возникает. Мне не дают отдельных заданий, а в тех, что есть, не нужно писать от руки. Иногда я боюсь открывать задания по предметам, которых вообще не знаю, но потом, когда начинаю решать, понимаю, что не всё так страшно, и я в этом нормально разбираюсь. Плюс, во многих заданиях есть варианты ответов: когда у меня не сходится, я начинаю проверять то, что написала, и нахожу ошибки.

Что ты можешь посоветовалась детям с дислексией?

Я бы посоветовала не скрывать. Тогда люди, и в том числе учителя, будут с пониманием к этому относиться.

<<Блок автора>>

Марго стала для меня открытием. Всегда приятно встречать юных собеседников, не покарябанных тревожными ожиданиями от действительности. Она так удивительно открыта для познания, при этом внимательна к деталям и не оторвана от реальности. 

Должна отметить большую заслугу родителей в том, что девушка так хорошо адаптирована. Я даже не сразу поняла, что Марго — дислексик. Спокойствие мамы и папы, принимающих особенность своего ребёнка, и трансляция уверенности за его будущее — одна из гарантий того, что вырастет хороший человек.

История появления

В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция, посвящённая проблеме безграмотности. В мероприятии приняли участие министры образования нескольких крупных стран, и им было над чем подумать: к тому моменту едва ли не половина населения планеты не имела даже базовых навыков письма и чтения.

Выяснилось, что хуже всего дела обстояли в Индии и Африке, однако даже в благополучных европейских странах проживало немало граждан, чей уровень знаний был ниже среднего. При этом на любом континенте самыми обделёнными оказывались девушки и женщины — их насчитывалось примерно две трети от общего числа необразованных.

По итогам мероприятия участники подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось обращение к ЮНЕСКО с предложением учредить специальный праздник в честь всемирного распространения грамотности. Дату назначили на 8 сентября — день открытия конференции. Естественно, инициатива была одобрена, и уже через год состоялось первое торжество.

В число целевых программ десятилетия входила и дальнейшая популяризация праздника 8 сентября. В этот день начали проводить тематические международные форумы, а также вручать специальные премии ЮНЕСКО за наиболее выдающиеся успехи в борьбе с неграмотностью. Самых престижных две:

  1. Имени короля Сечжона. Она была учреждена ещё в 1989 году в Республике Корея, правительство которой таким образом почтило память создателя национального алфавита. Награда поощряет усилия в борьбе с неграмотностью, но имеет и тематическую направленность — использование родных языков в учебной подготовке. Ежегодно из всех соискателей выбирается два лауреата, которым выдаются диплом, медаль и денежная премия в размере 20 тысяч долларов.
  2. Имени Конфуция. Учреждена в 2005 году при поддержке Китайской Народной Республики. Эту награду выдают за эффективное распространение образования среди взрослых и молодёжи, а в особенности — девочек и женщин. Ежегодно определяется три победителя, которые также получают 20 тысяч долларов, медаль с дипломом и дополнительный приз — учебную поездку в Китай.

Интересные факты

В каждой стране мира свой подход к образованию. Он обусловлен менталитетом, культурой и взглядом на будущее, поэтому приносит разные результаты, однако ООН стремится к 2030 году дать каждому человеку хотя бы минимальный объём знаний. Если цель будет достигнута, то эпоха войдёт в историю как переломная, в которой высокие технологии наконец победили неграмотность. Существуют следующие интересные факты:

  1. По данным ЮНЕСКО, необразованность населения является проблемой не только развивающихся государств, но и достаточно богатых. Например, в Индии, Китае, Бразилии и Египте, несмотря на высокое экономическое развитие, по-прежнему много людей, не умеющих читать и писать.
  2. В девяти государствах мира проживает две трети всего неграмотного населения планеты. Из них 37% – в Индии, 11% – в Китае, а остальные — в Египте, Бразилии, Пакистане, Бангладеше, Индонезии, Нигерии, Эфиопии.
  3. Самыми грамотными оказались страны с переходной экономикой, хотя разница с промышленно развитыми государствами небольшая (99,2% против 98,7%).
  4. Во всех странах мира наблюдается тенденция к увеличению количества образованной молодёжи, но наиболее ярко она проявилась на востоке Азии — там уровень грамотности юношей и девушек составляет 98,9%. Лидерами считаются Япония и Южная Корея.
  5. Из общего числа детей, имеющих возможность обучаться, реально пользуются ею только 60%. Хуже всего дела обстоят в Африке: в центральных регионах среднее образование получают 13%, в юго-восточных — 25%, в северных — 45%. Самым неблагополучным в этом плане государством является Нигер, где в школу ходит лишь 5% детей.
  6. Наибольшая разница между мужской и женской грамотностью наблюдается в Северной и Юго-Восточной Африке, а также в Южной Азии. На Ближнем Востоке рекордсменом по количеству никогда не учившихся девушек является Йемен, в Восточной Европе — Турция, в азиатском регионе — Индонезия.
  7. Существуют страны с противоположным сценарием — там образованных представительниц прекрасного пола больше. Например, в Лесото читать и писать умеют 88,3% женщин и 70% мужчин.

Всемирный день грамотности — это небольшое напоминание о большой и благородной цели. С распространением образования жизнь на планете улучшается, и внести свою лепту в общее дело может каждый. Для этого вовсе не надо становиться учителем — достаточно просто читать книги, интересоваться изменениями в мире и быть всесторонне развитой личностью.

Праздники. События. Персоны дня

8.09.2021: что важного мы отмечаем в этот день?

  • Международный день грамотности
  • День Бородинского сражения
  • День Новороссийской военно-морской базы ВМФ России
  • День финансиста в России
  • Международный день солидарности журналистов
  • Рождество Божьей Матери у западных христиан
  • Праздник Девятнадцатого дня месяца Иззат в календаре бахаи
  • Празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в православном календаре
  • Начало месяца Сафар в календаре мусульманских праздников
  • День коронации Витаутаса Великого и благодарения за защиту независимости и свободы Литвы
  • Наталья Овсяница и Адриян Осенний в народном календаре

Узнать подробнее о каждом из перечисленных в нашем списке событий дня вы можете в ежедневной сводке Calend.ru «8 сентября — этот день в истории». Всего на сентябрь 2021 года приходится 235 праздников в разных уголках мира, из них только в России отмечается 37 государственных праздников. Полный перечень праздников месяца смотрите на странице Calend.ru «Праздники сентября 2021». Праздники октября можно посмотреть здесь.

Если вас интересуют религиозные праздники разных конфессий, смотрите нашу специальную подборку месяца «Религиозные праздники сентября 2021 года».

8.09.2021: самое интересное из хроники прошедших лет

  • 864 года назад родился Ричард I Львиное Сердце, английский король (1189—1199), крестоносец
  • 547 лет назад родился Лудовико Ариосто, итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения
  • 517 лет назад во Флоренции была установлена скульптура Давида — шедевр гениального Микеланджело
  • 385 лет назад был основан Гарвардский университет — один из ведущих вузов США

Гарвардский колледж. Фото: ru.wikipedia.org

Казанский собор. Фото: ru.wikipedia.org

  • 209 лет назад родилась Наталья Гончарова (Пушкина-Ланская), русская аристократка, супруга великого русского поэта А.С. Пушкина
  • 180 лет назад родился Антонин Дворжак, чешский композитор

Антонин Дворжак, 1901 г. Фото: ru.wikipedia.org

  • 102 года назад родилась Людмила Целиковская, советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР
  • 98 лет назад родился Расул Гамзатов, аварский поэт, писатель, публицист, переводчик, Герой Труда
  • 80 лет назад началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Отражение авианалёта на Ленинград возле Исаакиевского собора, 1941 г. Фото: ru.wikipedia.org

По Красной площади проходит 4-я гвардейская танковая Кантемировская дивизия. Фото: topwar.ru

  • 67 лет назад родился Казбек Хамицаев, российский альпинист, руководитель проекта «Россияне на вершинах мира»
  • 61 год назад родилась Ия Нинидзе, грузинская и российская актриса театра и кино, певица, Народная артистка Грузии
  • 54 года назад была введена в постоянную эксплуатацию Братская ГЭС

Полный список известных личностей, родившихся и ушедших из жизни в этот день, смотрите на страничке Calend.ru «Персоны дня: 8 сентября», а если вы хотите получить подробную сводку за весь месяц, переходите на страничку «Кто родился в сентябре?». Специально для вас мы также подготовили подборку юбилеев знаменитостей, которые в сентябре 2021 года празднуют круглую дату, посмотреть ее можно здесь.

Если вы интересуетесь детальной хроникой событий, произошедших в августе, рекомендуем вам познакомиться с  подборкой «Памятные даты в сентябре. Хроника по годам».

Традиции

В этот день уже традиционным стало
проведение конференций и симпозиумов на международных и внутригосударственных
площадках. Вместе с тем, подводятся итоги прошедшего года, озвучиваются достижения в
плане обучения и повышения грамотности. Вручаются премии людям, внесшим
огромный вклад в эту область.

Для детей школьного возраста и студентов
благотворительные фонды разрабатывают внегосударственные образовательные
программы, позволяющие одержать гранты или стипендии для получения лучшего
образования. Это соревнования, конкурсы, турниры и олимпиады. Для многих это
шанс изменить свое будущее и стать успешным в будущем.