Зачем нам праздник жен-мироносиц?
Праздник жен-мироносиц, как ряд других христианских торжеств, не всегда понятен современнику. Некоторые верующие называют второе воскресенье после Пасхи «православным женским днем». Но в чем же разница? Только в дате?
8 марта был утвержден как день революционерок, феминисток и бунтарок. Женщины требовали себе равных с мужчинами прав и даже больше. В нашей стране этот праздник не нес уже той смысловой нагрузки, с которой был задуман европейскими революционерками. 8 марта в России считается праздником всех женщин.
День жен-мироносиц, в отличие от 8 марта, наполнен глубоким религиозным смыслом. Этот праздник воспевает высокие женские качества, такие как верность, жертвенность, желание служить ближнему, стремление следовать за Богом и своим мужчиной, и, конечно, любовь. Перед женщинами, готовыми на тихий, но нужный подвиг, каждый уважающий себя мужчина с восхищением и восторженным уважением преклонит голову.
Матери, жены и сестры всегда были самоотверженными помощницами мужчин. Моральная поддержка ближних и забота о тепле и уюте домашнего очага, рутинный, никому незаметный, но важный труд в доме, титанический подвиг рождения и воспитания детей вызывают уважение, которым была пожалована Мария Магдалина, первой увидевшая Христа.
Михаил Нестеров, “Жены-мироносицы”, 1889 г.
В советское время, когда огромное количество верующих мужчин, «камней», на которых стояла Русская Церковь, были убиты или репрессированы, женщины взяли на себя крест церковного служения. Матери и жены в слезных молитвах сохраняют баланс в жизнях детей и мужей, беря на себя подвиг общения с Богом. Скольким мужчинам Господь сохранил жизнь по молитвам их женщин, ночами проводящим с Псалтырью в руках у святых икон?
Церковные праздники мы отмечаем, прежде всего, молитвой. В этот день, посвященный женам-мироносицам, отплатим нашим дорогим женщинам, бабушкам, мамам, женам, сестрам и подругам благодарным жестом прошений об их здравии к Богу.
Традиции и обряды
В канун женского дня, несколько женщин собирали по деревне яйца, для главного блюда праздника – яичницы девичницы. В некоторых деревнях яйца собирались до рассвета с песнями-окличками, подходили к дому и пели с просьбой «выйти на крыльцо и вынести яйцо».
В обед обязательно все женщины ходили в церковь. Всем селом заказывался молебен, оплатой за который выступали яйца и лен. Обычаи Радоницы посещать кладбище с крашеными яйцами в некоторых районах России переносились в канун воскресенья святых жен. Заказывались мирские сорокоусты обо всех усопших. Поминали и женщин мироносиц в этот день, много молились и читали Библию. Считалось, что каждая женщина несет в себе мир для мира, для этого нужна крепкая вера.
Обряды кумления, которые проводились до самой Троицы, тоже были в почете в этот праздник. Подруги обменивались своими вещами в качестве подарков и становились кумушками. После кумления, дружеская связь становилась крепче, считалось, что сам Бог благословлял их дружбу.
Обряды с кукушкой пришли из дохристианской Руси. Фигурка птички делалась из травы и вмещала в себя образ женской души, женщины-матери и жены. Куклу закапывали – хоронили, а потом резко вытаскивали из земли, так она воскрешала. Обряд проводили на семейное счастье и крепкие взаимоотношения.
Вечером устраивали настоящий праздник с курицей и яичницей на костре. Яичница делалась общая и делилась поровну. В некоторых деревнях девушки собирались гурьбой и заходили в каждый дом, чтобы покушать праздничное блюдо. Желтки в этот день были символом солнца, которое было символом этого праздника. Олицетворение Бога в виде солнца пришло еще из языческих времен и вплелось уже в христианские обычаи. У древних славян желток символ способности к продолжению рода.
Обязательно подготовкой к празднику занимался только слабый пол, даже кур в этот день разделывали они. Мужчин иногда пускали на девичники, женщин считали именинницами, и мужья старались не спорить и не ругаться с ними.
В бабий праздник женщины выходили в поле и молились за хороший урожай льна. В некоторых деревнях было обычаем выходить в поле с яичницей, кушать ее, а после просить Бога, чтобы лен уродился.
Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим
Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:
После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.
Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.
Прикольные голосовые поздравления с днем рождения жене
Ах, моя жена родная,Ты – загадка не простая.Красота твоих волос…Женственность твоя – вопрос,Женственность твоя – ответ,Образ, тайна и сюжет.Ты – погибель и спасенье!Поздравляю с Днем рожденья!
Пожелать тебе сегодня я хочу,Всех благ и всех цветов на свете,Чтобы с улыбкой проснулась ты с утра,Прими же поздравления на рассвете.С днем рождения, тебя дорогая,Ты жена моя, свет мой и смысл,Будь же счастлива, горя не зная,Для тебя вздох мой, взгляд мой и мысль!
В день рожденья пусть желаньяВсе твои исполняться,Пусть заботой и признаньемЛишь душа наполниться.Я с тобой хочу быть рядом,Днем и ночью каждою,Соблазняешь меня взглядом,Женщина мне важная.Мать детей, в семье хозяйка,И подруга милая,Не устану славить яТебя, жена любимая!
Родной и близкий человек,Моя любимая супруга!Я полюбил тебя навек,Мы жить не можем друг без друга!Сегодня, в день рожденья твой,Тебе, любимая, желаю,И дальше сохранить любовь,И будь счастливой, дорогая!
Твоим родителям поклон,И благодарность от меня,За то, что миру подарили,За то, что родили тебя!Ты моя радость, половинка,Моя любимая жена,Ты очень много, много значишь,С днем рождения тебя!Желаю крепкого здоровья,А все проблемы я решу,Желаю счастья и удачи,Я всей душой тебя люблю!
Пришла весенняя пораНастал твой день рожденияЛюблю тебя моя женаДо умопомрачения!Ты как весёлая капельВзорвала красотой апрельТаинственным, пленящим взглядомты приковала меня рядом.Такой волшебной красотеСопротивляться я не сталДа, ты Весна и о тебеЛюбимая, всегда мечтал!Дарю тебе свою любовьПусть закипает в жилах кровьПусть не подступит к сердцу больЛюбовью пусть зовётся наш пароль.
Лучше жены нет, конечно же, в мире,Я очень счастлив с тобой.Ты впечатляешь уютом в квартире,Самой отменной едой!Образ твой нежен, безумно прекрасен.Я рад, что Феей любим.Пусть будет взгляд твой и весел, и ясен.Детка, с рожденьем твоим!
В мире нету жены прекрасней,Нет родней, лучше, совершенней,Ты — мое дорогое счастье,Я люблю тебя без сомнений.Ты — мое золотое солнышко,Я желаю тебе только радости!Пусть удача заглянет в окошечко,И немножечко жизнь станет сладостней!С днем рожденья, моя хорошая!В моей жизни ты- самое главное!Ты спокойная и пригожая,Ты — сокровище мое славное!
Не грусти, что уходят годы,В жизни главное — мы вдвоем!Не роскошны наши доходы,Счастье мы терпеливо куем.Наше счастье — умные дети.Наши дети радуют нас.Ты красивее всех на светеВ этот торжественный час.
Солнце засияло ярче,Ведь сегодня родилась,Та, что очень много значит,И мечта моя сбылась!Моя милая супруга,Поздравляю я тебя,Ты красива, ты чудесна,Ты любимая моя!Я тебе желаю счастья,Грусти и беды не знать,Я закрою от ненастий,Не устану удивлять!
Ты моя любовь, подруга,И хозяйка очага!В мире лучшая супруга-Ты прекрасная жена!И в твой праздник, моё счастье,В день рождение твоёВыражу в стихах участьеКак умею я своё.Поздравляю с праздником!И желаю не скучать!Я свои все поздравленьяСмог стихами передать.Будь всегда прекрасной, милой.Сексуальной до чертей.Самой умной и красивойИ примером для детей!
Поздравляю с днем рождения, любимая!Вся любовь моя и нежность для тебя.Ты заботливая, нежная, красивая,Я без глаз твоих не проживу и дня.И хочу, чтоб ты была со мной счастливою,Без остатка отдаю всего себя.Даже если будешь капельку строптивоюПоцелую и к груди прижму любя.
Страницы: 2
С днём рождения:
- Женщине
- Лучшие
- Прикольные
- Красивые
- Стихи
- Короткие
- Смс
- В прозе
- Cвоими словами
- Подруге
- Маме
- Любимой
- Девушке
- Сестре
- Дочке
- Жене
- Бабушке
- Тёте
- Куме
- 18-летие
- Крестной
- Свекрови
- Тёще
- Невестке
- Начальнице
- Коллеге
- Девочке
- Внучке
- Крестнице
- Племяннице
Воскресенье, 16 мая 2021 года, святых жен-мироносиц
Третье воскресенье по Пасхе посвящено женам-мироносицам – тем женщинам и девушкам, которые слушали Спасителя и следовали за Ним вместе с учениками-апостолами, но при этом еще и служили своим имением. Когда же Господь был осужден на распятие, эти женщины последовали и на Голгофу. Они плакали у подножия Креста. Они не отходили от Иисуса Христа во время Его земной проповеди и не оставили после смерти. На третий день они пришли ко гробу помазать тело Учителя благовониями, главное и самое дорогое из которых было миро (поэтому — мироносицы). И обнаружили отброшенный от входа в пещеру камень и отсутствие тела Учителя. Ангел сообщил им, что Спаситель воскрес, и женщины побежали в город рассказать об этом остальным. С апостолами Иоанном и Петром к пещере вернулась Мария Магдалина. Не найдя ни Христа, ни ангела, апостолы вскоре в недоумении ушли, Мария же осталась. И тогда ей явился воскресший Господь, но она Его не узнала, пока Он не назвал ее по имени. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана равноапостольной.
Память Никодима и Иосифа Аримафейского Церковь празднует в один день с памятью жен-мироносиц. Оба были тайными учениками Спасителя и членами Синедриона, не участвовавшими в суде над Христом. Никодим пытался защищать своего Учителя: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» После смерти Спасителя Иосиф пошел к Пилату просить Тело Господа. Вместе с Никодимом снял Господа с креста, обернул плащаницей и положил в новом гробе, который приготовил для себя в Гефсиманском саду. В этот момент с ними вместе были Богородица и жены-мироносицы.
Жены-мироносицы у Гроба Господня.
XV век
Источник icons.pstgu.ru
Тропарь Недели жен-мироносиц
Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость. Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.
Кондак Недели жен-мироносиц
Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.
Подробнее о женах-мироносицах читайте в наших материалах:
• Главное о женах-мироносицах в слайдах «Фомы»
• Жены-мироносицы: история в картинках
• Иисус и Мария Магдалина: современные «сенсации»
История праздника
Большинство мирских людей празднует женский день 8 Марта. Торжество появилось чуть более 100 лет назад благодаря упорным усилиям знаковых феминисток из Германии. Этот праздник символизирует освобождение всех женщин от церковного «рабства». Однако 8 Марта отмечается только в России и не является международным днем.
Верующие чтят не только само торжественное воскресенье, но и последующую неделю. Среди православных людей принято поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.
В этот день особенно почитаются святые женщины, ранее всех других узнавших о божественном Воскресении Христа Спасителя. Увидев невероятное чудо, они стали его первыми проповедниками и слугами. В новом апостольском призвании эти жены понесли радостную весть о могуществе Всевышнего.
- Первой последовательницей Мессии стала Мария Магдалина, которая известна своим великим раскаянием в распутной жизни и принятием церковных заветов.
- Второй женщиной-проповедницей Божьего Сына является Мария Клеопова, Ее родословная вызывает множество разногласий: по сведениям некоторых источников, она — сестра Магдалены, по другим — жена брата Иосифа Обручника. Другие люди говорили о ней как о родительнице Иакова, Иуды или Симона.
- В православный женский день вспоминают имя Иоанны, которая была верной ученицей Мессии. Она сопровождала других христианских послушников, а также тайным образом схоронила голову святого Крестителя, павшего от рук безжалостного Ирода.
- В этот праздник отдают высокую религиозную честь Саломии, матери Иакова и Иоанна — верных учеников и вечных апостолов Спасителя. Воскресший Христос явился ей сразу после того, как Его узрела Мария Магдалена.
- Православный праздник Жен-мироносиц чтит память сестер Лазаря, Марфы и Марии. Спаситель удостоил этих девушек своим светлейшим присутствием, он одарил их честными проповедями. Сестры искренне уверовали в Сына Божьего после того, как Христос воскресил Лазаря.
- Сусанна — еще одно священное женское имя, упоминаемое в Евангелии. Об этой матери говорит Лука, восхваляя её как вечную слугу Мессии.
Все они являются теми личностями, благодаря которым Праздник Жен-мироносиц обрел широкую известность.
Важно! Существует распространенная легенда, гласящая о том, что Церковь всячески дискриминирует права женщин. Эти нападки основаны на недопущении их в сан священства
Западный мир ведет агрессивную борьбу с таким догматическим суждением, принижая достоинство мужчины. Однако православие всегда возвышало Богородицу и ставило её выше всех серафимов, окружающих трон Всемогущего Господа. Нет половых различий в процессе восхождения к Богу.
Жены-мироносицы
Христос Воскресе! С праздником святых жен-мироносиц!
3-я неделя по Пасхе называется неделей святых жен-мироносиц. Церковь вспоминает женщин, которые ревностно спешили ко гробу Господа, чтобы помазать его тело миром. Несмотря на страх, после темной бессонной ночи, не щадя никаких средств и сил, святые жены-мироносицы спешили для совершения поступка любви.
Однако дело, с которым так спешили эти женщины, уже было совершено. Как повествует нам Евангелие: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12), – изрек Господь о женщине, которая в Вифании, в доме Симона прокаженного, во время вечери, возлила драгоценное нардовое миро на главу Христову.
И что же ждет этих жен у гроба Господа? Разочарование? Нет! Господь несравненно богаче вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Своего Учителя и мертвого во гробе! Жены-мироносицы стали благовестницами Воскресения Христа и Его славы!
Вспомним события утреннего воскресного посещения женами-мироносицами гроба Господня в изложении Г. Сенкевича.
Явление Ангела женам-мироносицам
– Кто отвалит нам камень от входа во гроб? – Мироносицы вопросительно посмотрели друг на друга. Они вышли еще ранним утром, чтобы посетить священное место. – Мы сами не в состоянии – он ведь очень велик и тяжел, – заметила Саломия.
Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда: им известно наше намерение прийти ко гробу и помазать миром тело Учителя… – ответила Иоанна.
С каждой минутой становилось светлее. Но торжествующая радость зари обновления не находила отклика в сердцах опечаленных жен-мироносиц. Мария подняла заплаканные глаза к небу, но лишь затем, чтобы снова опустить их со словами:
– Как могут птицы, которых Он так любил слушать, веселиться радоваться сегодня, когда Он…
Жены двинулись дальше. Но вот и сад. Они вошли в калитку и, не оглядываясь по сторонам, пошли к гробу. Приблизившись к пещере, они вдруг заметили, что камень отвален и лежит у входа.
Мироносицы вошли внутрь пещеры и в молчаливом изумлении посмотрели друг на друга. Углубление, где было положено тело Господа Иисуса, было пусто. По правую его сторону жены увидели сидящего юношу, от одеяния которого исходил таинственный свет ярко озарявший темную пещеру.
Они в страхе потупили взоры, а Ангел сказал: «Не бойтесь, я знаю, вы ищете Иисуса Назарянина, Распятого… Что ищете живого между мертвыми? Нет Его здесь. Он воскрес. Вот место, где положили Его. Но пойдите и скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее; там Его встретите, как Он обещал вам, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки грешников, распяту и в третий день воскреснуть».
Выйдя поспешно из гроба, мироносицы со страхом и радостью великой побежали возвестить виденное ученикам Христовым.
Ласточки новой весны
Жены-мироносицы не успели совершить своего поступка любви, но Господь помазал эти живые души елеем радости. Безутешные горлицы, плакальщицы, сии бедные женщины, стали ласточками новой весны. Стали святыми в Царствии Господа и Бога нашего!
День жен-мироносиц!
Православный женский день
Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто – с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно – сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из “рабства”, в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал – 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, “поработившая” женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 7 мая). В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название – мироносицы).
Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников “равенства любой ценой” такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим “догматическим предрассудком” уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина – не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина – просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из “праха земного”, затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…
И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине – Матери Иисуса Христа – говорит “Честнейшая, чем херувимы” и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все – и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц – прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.
Евангельские события
Сейчас все четыре синоптических евангелия и предание помогают воспроизвести последовательность тех бытийственно значимых событий, равно как и психологическую достоверность поведения мироносиц, наполнить их чудесным и торжественным смыслом.
Жены Мироносицы у Гроба Господня. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)
Когда Христос умер на кресте, женщины, сопровождавшие Его к лобному месту и присутствующие при его кончине, поспешили в город, чтобы успеть приготовить благовония и масти до субботы. На заре третьего дня после погребения, следующего за покоем праздной субботы, мироносицы отправились в город. В этой поспешной устремленности они дали образец подлинной любви к своему учителю:
«Миновала ночь после субботы, проведенной учениками Иисуса Христа и преданными Ему женщинами в покое, то есть в полной бездеятельности, как того требовал закон Моисея. В этот день они ничего не могли сделать, но неспокойны были их сердца, и тревожная томительная ночь не облегчила их скорби. Вряд ли сомкнули они глаза, думая с грустью о том, как убоги и торопливы были похороны их дорогого Равви и как мало они соответствовали достоинству Великого Пророка «сильного и делом и словом»».(Беседы на Евангелие от Марка / священноисповедник Василий, епископ Кинешемский)
Некоторые исследователи видят в их действиях решимость во что бы то ни стало проникнуть в пещеру Гроба, охраняемому римской стражей. Другие предполагают, что
«…о страже, поставленной первосвященниками у Гроба Господня, и о том, что вход в пещеру был запечатан, они, по-видимому ничего не знали, но их беспокоил другой вопрос: как отвалить камень от двери Гроба?» (там же)
Наиболее решительные в своих предположениях историки воссоздают события, добиваясь единства впечатления от картины происходившей мистерии, прозревая атмосферу траура, в которой находились женщины, проведшие часы у креста распятого Иисуса:
«Когда люди закончили свою комедию с Богом, когда все умолкли,- пишет Иустин (Попович),- заговорила вселенная, заговорили камни и показали себя более чуткими, чем люди, чуткими к Христовой боли. И солнце заговорило, от стыда затмив свой свет от нашей планеты. Свет солнечный стыдился того, чему радовались люди».
«В ужасе провели они предшествующую ночь, и очевидно, не сомкнув глаз, на другой день отправились рано утром к месту погребения, чтобы воздать почившему учителю дань любви и благоговения».
Вселенская скорбь продолжалась до тех пор, пока Тот, Кто имел бытие в Себе, и был бытием для других, не воскрес, и женщины первые свидетельствовали об этом.
Выразителен ландшафт, включаемый в повествование некоторыми агиографами:
«Из-за пурпурных гор Галаадских забрезжилось утро, и дневное светило скоро разгонит висевшую над садом ночную мглу; но темно и мрачно было на сердце благоговейных жен. Их солнце правды закатилось навсегда и никогда не увидят они больше его всеозаряющего лица, не услышат больше его всеоживляющих речей …они никому ничего не сказали, “потому что боялись”».
Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника
В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Марья и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Марья Клеопина, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.
Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.
Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.
Православный женский день
Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто – с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно – сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из “рабства”, в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал – 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, “поработившая” женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 7 мая). В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название – мироносицы).
Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников “равенства любой ценой” такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим “догматическим предрассудком” уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина – не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина – просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из “праха земного”, затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…
И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине – Матери Иисуса Христа – говорит “Честнейшая, чем херувимы” и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все – и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц – прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.
Кто такие жёны-мироносицы
В Праздник жён-мироносиц Православные почитают мироносиц Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и других. Именно они стали свидетельницами страданий, смерти и Воскрешения Иисуса Христа.
Они пришли ко гробу Христа с миро (специальное масло, благовония) чтобы умастить им его тело. Мироносицы не побоялись возможного наказания, не стали прятаться, а пришли прямо к месту, где находилось тело Иисуса. Таким образом они проявили истинную веру, непоколебимую, настоящую преданность Спасителю. И именно им впервые явился воскресший Иисус Христос.
Больше того, то самое пасхальное приветствие, которое все мы произносим во время Пасхи, «Христос воскресе!» — принадлежит святым жёнам мироносицам. Потому эти благочестивые истинные христианки и почитаются в христианстве, и в честь них установлен особый праздник.
В этот день также вспоминают Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса — Никодима, так как они первыми помазали Иисуса перед погребением.
Праздник Жён-мироносиц
День жён-мироносиц — женский православный праздник. Отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Следующая за ним неделя, третья неделя по Пасхе, имеет название Неделя святых жён-мироносиц.
В славянской традиции данный праздник считается женским, аналогом Международного женского дня. В связи с этим, он имеет такие названия, как «Бабий праздник», «Женский праздник», «Бабья яичница», «Бабья братчина», «Бабья неделя» и др.
На Руси верили, что все женщины в этот праздник — именинницы. Девушки и женщины собирались на праздники, без мужчин. Готовились специальные блюда, среди которых были «бабья яичница», блюда из кур и т. д. Днём женщины посещали церковь, заказывали молебен, а вечером устраивался праздничный ужин, где присутствовали блюда из яиц и курятины, пелись традиционные песни. Мужчин сюда не приглашали, и гуляли до поздней ночи.
Также в этот народно-христианский праздник поминают усопших. День жён-мироносиц заканчивает Радоницкую неделю, которая является поминальной, начинается на вторую неделю после Пасхи.