Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

Оглавление

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1

https://abvgdee.ru

  1. Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
  2. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  3. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
  5. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  6. На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
  7. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  8. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  9. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  10. Клара-краля кралась к Ларе.
  11. Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
  12. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  13. Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  14. Город Нерль на Нерли-реке.
  15. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  16. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  17. РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  18. Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  19. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  20. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  21. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  22. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  23. Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
  24. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  25. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
  26. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
  27. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
  28. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  29. Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  30. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  31. Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
  32. Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
  33. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  34. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  35. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
  36. Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  37. Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  38. Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
  39. Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
  40. Кириллу на рынке купили крынку.
  41. Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
  42. Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  43. Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
  44. Пойду в лес по рябую корову.
  45. Пришёл Панкрат с домкратом.
  46. Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
  47. Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
  48. Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
  49. Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
  50. Люди — с базара, Назар — на базар.
  51. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  52. Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
  53. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  54. По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  55. Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
  56. Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
  57. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
  58. Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
  59. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
  60. Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.

Скороговорки на букву «л» для детей

Звук , наравне со звуком , — самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков — 5 лет

Правильная артикуляция выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука Разминка — важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул — наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол — (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло — нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл — я машину мыл
  • Ла-ла-ла — отвесная скала
  • Лу-лу-лу — обойдем скалу
  • Ле-ле-ле — гнезда на скале
  • Лю-лю-лю — (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки

Стихи-скороговорки на букву «Л» для детей
Стихи-скороговорки на букву «Л» для детей

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание — скороговорки на звук

Скороговорки на букву «Л» для детей

  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва — мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка — на лавке. У лайки лапки. На лапках — лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол

Скороговорки на букву «Л» для детей

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ж» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ж».

Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ж», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ж» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Скороговорки для проработки проблемных букв

Существует несколько проблемных согласных звуков:

  • шипящие и глухие;
  • свистящие и звонкие;
  • сонорные.

Для коррекции их произношения используются скороговорки.

Во время тренировки нужно соблюдать 4 правила:

  1. Начинать с коротких словосочетаний, переходя к длинным предложениям постепенно.
  2. Понимать значение всех слов в предложении, произносить его с выражением. Выделять главные слова интонационно.
  3. Наращивать скорость произнесения постепенно.
  4. Перед произнесением набирать в легкие воздуха побольше и проговаривать недлинные фразы на одном дыхании.

Для улучшения «р»

Из всех звуков русского языка это самый сложный по своему образованию.

Он требует активного движения различных частей языка, поэтому причины нарушения бывают самыми разными:

  • укороченная подъязычная связка;
  • неразвитые мышцы языка;
  • дефицит фонематического слуха.

Поэтому одни скороговорки для развития речи и дикции в возрасте 8-12 лет не помогут.

Примеры скороговорок:

  1. Прочный пакет из-под поп-корна.
  2. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

С шипящими звуками

Проблема с шипящими возникает из-за неправильного прикуса или отсутствия верхних зубов. Когда язык попадает между резцами, то звук становится шепелявым. Исправить дикцию может стоматолог-ортодонт.

Если же ребенок заменяет звук на , или , это говорит о затрудненной слуховой дифференциации. Регулярные тренировки с помощью скороговорок помогут настроить слух и отличать от , которые для некоторых звучат одинаково. Можно использовать на занятиях шарики, пуговицы или фишки разных цветов. Каждый цвет обозначает какую-то букву. Ребенок выкладывает на стол красный шарик, если, например, услышал в слове звук , и белый, если он слышит .

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.

На английское произношение

Для детей, которые начинают учить английский язык, скороговорки станут и игрой для запоминания новых слов, и тренажером для дикции.

The two-twenty-two train tore through the tunnel.

Through three cheese trees three free fleas flew.

While these fleas flew, freezy breeze blew.

The thirty-three thieves thought that they thrilled the throne throughout Thursday.

That’s what made these three free fleas sneeze.

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.

A peck of pickled peppers Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

We surely shall see the sun shine soon.

Речевой материал:

БУКВА З ЗВОНОК КУПИЛА,
И С УТРА В НЕГО ЗВОНИЛА.
ЗАЙЦЕВ В ГОСТИ ЗАЗЫВАЛА,
ЗАВТРАКОМ ИХ УГОЩАЛА.

ЗИЛ ЗЕЛЕНЫЙ ПАПУ ЗЛИЛ,
ЗАВОДИЛСЯ ПЛОХО ЗИЛ.

ПОДВЯЗАЛА ЛИЗА РОЗЫ
ЗАСАДИЛА ДВЕ ЗАНОЗЫ.

ЗАТОПТАЛИ УТКИ ЗА БУДКОЙ НЕЗАБУДКИ.

ИЗ КУЗОВА В КУЗОВ ШЛА ПЕРЕГРУЗКА АРБУЗОВ.

ЗАМОРОЗИЛА ЗИМА И ЗАБОРЫ И ДОМА.

СОНЯ ЗИНЕ
ПРИНЕСЛА БУЗИНУ В КОРЗИНЕ.

ЗАЖГЛАСЬ ЗЕЛЕНАЯ ЗВЕЗДА…
ЗАПУСТЯТ ЗВЕЗДОЛЕТ ТУДА.

У ЗИНЫ БУЗИНА В КОРЗИНЕ
БУЗИНА У ЗИНЫ УПАЛА ИЗ КОРЗИНЫ.

У ЗАЗЫ ЗОЛОТЫЕ ВАЗЫ.

ЗАМОРОЗИЛА ЗИМА И ЗАБОРЫ И ДОМА.

ЗАПЕЛ ЗЯБЛИК НА ЗАРЕ
ОЗЯБ ЗЯБЛИК ВО ДВОРЕ.

ИДЕТ КОЗЕЛ С КОСОЙ КОЗОЙ,
ИДЕТ КОЗЕЛ С БОСОЙ КОЗОЙ,
ИЕТ КОЗA С КОСЫМ КОЗЛОМ,
ИДЕТ КОЗA С БОСЫМ КОЗЛОМ.

У ЗАБОРА КОЗА-КОЗА ВЫТАРАЩИЛА ГЛАЗА.

ЗАПОЗДАЛАЯ ЗИМА ЗА НОЧЬ ИЗБЫ ЗАМЕЛА.

У КУЗИ КУЗИНА — КУЗИНИНА ЗИНА.

ГЛАЗ ЗЕЛЕНЫЙ У КОЗЫ, А ЕЩЕ У СТРЕКОЗЫ.

ЗЕБРА АЗБУКУ УЧИЛА
БУКВЫ ЗЕБРА ПОЗАБЫЛА.

ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА
НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЕЗЫ.

ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗОВЕТ ЗВОНОК,
И ЗОЯ В КЛАСС К СЕБЕ ИДЕТ.

ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА

В ЗООПАРКЕ ЗА ЗАБОРОМ ЗЕБРЫ РЕЗВЫЕ РЯБИЛИ

КУЗНЕЧИК ЗЕЛЕНЫЙ В ЗЕЛЕНОМ ГАЗОНЕ
ЗАСНУЛ НА ЗАКАТЕ В ЗЕЛЕНОЙ КРОВАТИ.

ИЗ КУЗОВА В КУЗОВ ШЛА ПЕРЕГРУЗКА АРБУЗОВ.
В ГРОЗУ, В ГРЯЗИ ОТ ГРУЗА АРБУЗОВ РАЗВАЛИЛСЯ КУЗОВ.

ЗИМОЙ ПОЛЕ БЕЛОЕ, ПРОМЁРЗЛО-ЗАЛЕДЕНЕЛОЕ.

ЗВЕЗДОЧЁТ ЗВЕЗДУ ЗАДУЛ.
ЗАЯЦ В ЗАВОДЬ ЗАВЕРНУЛ.
ЗРИТЕЛЬ В ЗАЛЕ ЗАМЕРЗАЛ.
И ЗАМЕДЛЕННО ЗЕВАЛ.

ЗИНОВИЙ, ПОЗНАКОМЬ-КА ЗНАКОМОГО И НЕЗНАКОМКУ.

НА ЗИМНЕМ НЕБЕ В МОРОЗЫ
ЗАГОРАЮТСЯ ЯРКИЕ ЗВЕЗДЫ.

ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗОВЕТ ЗВОНОК,
И ЗОЯ В КЛАСС К СЕБЕ ИДЕТ.

ЛЕЗУТ КОЗЫ В ГPОЗУ В ЛОЗУ – ЛОЗУ КОЗЫ В ГPОЗУ ГPЫЗУТ.

СОНЯ — НЕЗНАЙКА,А ЗИНА — ЗАЗНАЙКА.

КАК-ТО ЗЕБРА СТИХ ЗУБРИЛА —
СТИХ ПРО ТО, КАК ЗУБРА БРИЛА.
РЯДОМ С ЗЕБРОЙ ЗУБР ЗУБРИЛ
СТИХ ПРО ТО, КАК ЗЕБРУ БРИЛ.

В ЗНОЙ ЗАБОТЛИВЫЕ КОЗЫ
ЗАБИВАЛИ ГВОЗДЬ В ЗАБОР,
ЧТОБЫ В ЗИМНИЕ МОРОЗЫ
НЕ ЗАЛЕЗ ЗУБАСТЫЙ ВОР.

ЗАВТРАК ЗАВЕРШЁН ВНЕЗАПНО –
ЗАЯЦ СЪЕЛ ВЕСЬ ЗАВТРАК ЗАЛПОМ.

ЗАЦЕПИЛСЯ ЗОНТИК ЗА ЗАБОР.
С ЗАВИТУШКАМИ НА ЗОНТИКЕ УЗОР.

Скороговорки для детей 7-8 лет

Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.

По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.


Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос,

Прокцогцзинь и Пригноцкроз.

Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»

Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.

Речевой материал:

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Волки рыщут, пищу ищут. Вот тебе щи, а нас не ищи!

У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

У осы не усищи, а усики.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Мой руки чище и чаще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

От товарища отстать, без товарища стать.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит.

В роще щебечут стрижи и чижи.

Буква Щ щеночка мыла.
Песика щипало мыло.
Буква Щ тогда щеночка
Целовала нежно в щечку.

За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.

Пишет щука букву «ЩА»
Учит грамоте леща:
«Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель».

В черном ящике есть вещи
А еще на ощупь клещи.

Угощения для вас:
щука, овощи и квас

Лещ — плещется,
хвощ – хлещется.

Щёткой чищу я щенка,
щекочу ему бока.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

В роще и чаще ищите почаще
На щи, на кисель чернику, щавель

Злой кощей не любит щей.

Над рекой тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Я щавель на щи ращу
И на дождик не ропщу.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

Где щи, там и нас ищи.

У наших щенков щетинка на щечках.

Щавель в роще поищу
Щи из щавеля сварю.

И сейчас же щётки, щётки
затрещали, как трещотки.

Тучи гуще, гуще, гуще,
капли чаще, чаще, чаще,
дождик пуще, пуще, пуще.

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Эта чаща гуще,
эта пуща чаще,
эта гуща пуще.

Щели-щелочки и щетки.

Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.
Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тщетно тщится щука утащить леща.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

В роще травы шевеля,
мы нащиплем щавеля.
Ты, нас, мама, не ищи —
щиплем мы щавель на щи.

Клещ нашел у клена клещи, это крысы были вещи.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Прищепкой прищепили вещи,
Вещи на ветру трепещут.

Щупал пищу осьминог,
Щупальца вводили в шок.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Хищники по лесу рыщут,
Хищники добычу ищут.

В помещении щенки, плащ погрызли на куски,
А теперь щенки пищат, прощать их мамы не хотят.

В черном ящике есть вещи
А еще на ощупь клещи.

Щавель в роще поищу
Щи из щавеля сварю.

И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки.

Хвостищем щука хлещет,
Лещ чешуею блещет.

Угощения для вас: щука, овощи и квас.

Щит Щелкунчик взял отважно,
Плащ надел и встал на стражу. Злой кощей не любит щей

Злой кощей не любит щей.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

Щеночкам щеточками чистили щечки.

В роще щебечут чижи, чечётки, щеглы и стрижи

Пишет щука букву «ЩА»
Учит грамоте леща:
«Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель».

Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

У щенка несчастный вид,
Мячик больше не пищит,
Прокусил его щенок,
Он пищать уже не мог.

Над рекою тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Два щенка щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

Всякого щёголя в щёгольстве не перещеголяешь.

Прополощи свои плащи и на прищепку прищепи.

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щавель вырос ничего,
Щи сварили из него.
Щедрый стол накрыт к обеду.
Щи я буду кушать с дедом.

У Лещей шесть сыновей, еще маленький лещей.

В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Ты, нас, мама, не ищи —
Щиплем мы щавель на щи.

В щелке ключик сделал «Щелк», Ящик запер на замок.

Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука щётку раскусила,
Щётку щука проглотила.

Ящер в ящик щетку прячет.

Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):

Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!

Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш

Рома Маше нарвал ромашек.

Брат продал брату паркет из граба.

Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».

Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.

На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У КондратаКуртка коротковата.

Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.

На горе АраратРвет Варвара виноград.

Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.

Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.

На завтрак у ВарварыКрабы и омары.

Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.

Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.

На горе АраратКараулила Варвара воронят.

На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.

В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.

Другие известные скороговорки

Здесь мы собрали коротенькие скороговорки, которые буду интересны и понятны даже малышам.

Белка

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Галки

Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок поп в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».

Вез корабль карамель

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.

Купила Марусе бусы бабуся

Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бычок

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Что дает заучивание скороговорок?

  1. С помощью скороговорки, ребенок тренирует речевой аппарат. Его мышцы становятся подвижными, а речь — более четкой и выразительной.
  2. Несмотря на то что само слово «скороговорка» означает «быстро говорить» их заучивание вырабатывает у детей привычку говорить медленно, четко произнося все звуки.
  3. Стараясь выучить текст, малыш осмысливает все, что нужно запомнить. Учится управлять своей интонацией, пользоваться мимикой и жестами.
  4. Чтобы запомнить скороговорку, ее нужно не один раз прослушать. Умение сосредотачиваться — навык, который очень пригодится в школе, где ежедневно придется «обрабатывать» много разной информации.

Как учить скороговорки?

  1. Сначала мама читает скороговорку, проговаривая каждую буковку, потом просит малыша повторить за ней. Делать это нужно очень медленно, разбивая слова на слоги.
  2. Когда малыш уже хорошо знает текст, предложите ему прочитать стих без звука. Во время этого упражнения хорошо прорабатываются мышцы губ и языка.
  3. На третьем этапе делаем то же, только шепотом. Пусть фразы звучат ясно и четко. Хорошо чередовать чтение скороговорки наизусть шепотом с проговариванием ее вслух.
  4. Когда ребенок выучил скороговорку так, что она буквально отлетает от зубов, предложите ему побыть актером. Пусть он прочтет стихотворение с вопросительной интонацией и с восклицанием, задорно и печально, задумавшись и разозлившись.
  5. Попросите ребенка быстро три раза подряд проговорить скороговорку.

Вернуться в раздел Детские стихи

Скороговорки на букву “А”

  1. На горе Арарат растет крупный виноград.
  2. У Аграфены и Арины растут георгины.
  3. Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
  4. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)
  5. Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
  6. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  7. Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  8. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  9. Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.
    Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
  10. Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
  11. Астронавты на орбите.
    Акробаты на Арбате.
  12. Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге – буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев, очки на нос, Он читает: – АБ-РИ-КОС.
  13. Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
  14. Буква А, где тетя Аня? Дочку Аню парит в бане. Баня Аню прогревает, Аня баню обожает.
  15. Алла астры собирала, из астр букеты составляла.
  16. Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?
  17. Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет.
  18. Варвара варила, варила, да не выварила.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей


Сложные скороговорки для детей — самая занимательная игра

Скороговорки — это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.

Важно:

  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом — четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!


Чем сложнее скороговорка, тем интереснее ее выучить

Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Скороговорки с шипящими звуками [ж], [ш], [ч], [щ]

К скороговоркам с шипящими , , , родители и учителя обращаются чаще всего. Эти звуки тяжелее всего даются детям.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Рыжий кот

Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот.

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

Мышата

Мышонку шепчет мышь: “Ты все шуршишь — не спишь” Мышонок шепчет мыши: “Шуршать я буду тише”.

Ёжик

Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

Обруч

Обруч я верчу, кручу, циркачом я стать хочу.

Скороговорка на букву Ч

На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча. Грач кричал, грач горячился… А сосед не огорчился.