Не живут ужи, где живут ежи. скороговорки на букву ж

Оглавление

Украинские скороговорки

По-украински они называются скоромовками. Музыкальные и смешные, такие фразы разнообразят процесс обучения с малышом и превратят урок в занимательное занятие.

Примеры скоромовок:

  1. «Півдня проходив павучок, приніс павутиння пучок. Почав по-маленьку привчати, панчішки плести павучаток».
  2. «Бурі бобри брід перебрели. Забули бобри забрати торби».
  3. «Черепашці з черепашенятами важко змагатися із жабенятами».

Скороговорки — веселые и ритмичные мини-стихотворения, которые помогают тренировать речевой аппарат, развивать артикуляцию не только детей, но и взрослых. С такими фразами скучные уроки в классе превратятся в любимые занятия, которые помогут проще усвоить и надолго закрепить учебную программу.

МирПозитива

Эффективность игр при заикании

Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.

В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:

  • закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
  • новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
  • формируется правильное отношение к себе и к окружающим.

Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.

Скороговорки со звуком «Ш»:

Шила в мешке не утаишь.

Шутил, да вышутил.

Луша у душа мыла шею и уши.

Маланья вышла в поле не для гулянья.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Наш Филат не виноват, И ваша Ната не виновата.

Не найду я ушки У нашей лягушки.

Пыхтит как пышка Наш пухлый Мишка.

Я по камешкам пошел, Шубу шелкову нашел.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Ваша Парашка, Да наша на ней рубашка.

Времена шатки, Береги шапку.

Макар да кошка, Комар, да мошка.

Наш Гришка не берет лишка.

Работай до пота – Так и поешь в охотку.

Тимошка Трошке Крошит в окрошку крошки.

Кошка на окошке Шьет рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку Боком проведу кобылку.

Вашему пономарю Нашего пономаря Не перевыпономарить, Не выпономарить.

На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка.

Наша река широка, как Ока, Так, как Ока, широка наша река.

Скороговорки для автоматизации звука Ш при помощи мнемодорожек — это веселая и безобидная игра, четкое проговаривание и повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Буква Л

Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних

Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением

Как же правильно говорить букву Л?

Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.

Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.

  • полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
  • замена более простым звуком, например, У
  • искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
  • неумение различать твердую и мягкую Л.

Стоит попробовать следующие  артикуляционные и дыхательные упражнения:

Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.

Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.

Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко

Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА

Щеки надувать не надо.

Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.

Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.

Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.

Игры с буквой Л

  1. «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
  2. «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
  3. «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
  4. Стишки и песенки.

Убежало, убежало, Убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!

Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слёзы капают — у внука!

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

Скороговорки с буквой Л

  • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
  • На речной мели мы на налима набрели.
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
  • Милу мама мылом мыла.
  • У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
  • Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Виды скороговорок с шипящими звуками

Для тренировки произношения существует немалое количество чистоговорок. Они бывают простыми и сложными, могут быть написаны в стихотворной форме и в прозе.

Скороговорки на букву Ж.

Группа скороговорок на букву Ч:

Скороговорки для постановки буквы Ч.

Варианты речевых фраз на букву Ш:

Скороговорки на букву Ш.

На букву Щ

Примеры скороговорок на букву Щ:

Фразы на букву Щ.

  1. «Хрущи хватают хвощи. Охапки хины хватает на щи».
  2. «Шуршат щетки, шумят щепки. Шуршат щепки, шумят щетки».
  3. «Щу-щу-щу, я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, ты иди меня ищи. Щу-щу-щу, теперь-то отыщу! Ща-ща-ща, дождь идет, я без плаща. Ще-ще-ще, нет дождя, а я в плаще».

Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

Два дровосека,Два дроворуба,Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры.Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо,Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородкеИ скороварке.

Круг за кругом, круг за кругомМаршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки –Друзьям-скороходам подарки.Скороходы скоро ходят,Скороварки им подходят.

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.

Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Звук Р в словах
  3. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Речевой материал:

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Волки рыщут, пищу ищут. Вот тебе щи, а нас не ищи!

У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

У осы не усищи, а усики.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Мой руки чище и чаще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

От товарища отстать, без товарища стать.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит.

В роще щебечут стрижи и чижи.

Буква Щ щеночка мыла.
Песика щипало мыло.
Буква Щ тогда щеночка
Целовала нежно в щечку.

За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.

Пишет щука букву «ЩА»
Учит грамоте леща:
«Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель».

В черном ящике есть вещи
А еще на ощупь клещи.

Угощения для вас:
щука, овощи и квас

Лещ — плещется,
хвощ – хлещется.

Щёткой чищу я щенка,
щекочу ему бока.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

В роще и чаще ищите почаще
На щи, на кисель чернику, щавель

Злой кощей не любит щей.

Над рекой тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Я щавель на щи ращу
И на дождик не ропщу.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

Где щи, там и нас ищи.

У наших щенков щетинка на щечках.

Щавель в роще поищу
Щи из щавеля сварю.

И сейчас же щётки, щётки
затрещали, как трещотки.

Тучи гуще, гуще, гуще,
капли чаще, чаще, чаще,
дождик пуще, пуще, пуще.

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Эта чаща гуще,
эта пуща чаще,
эта гуща пуще.

Щели-щелочки и щетки.

Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.
Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тщетно тщится щука утащить леща.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

В роще травы шевеля,
мы нащиплем щавеля.
Ты, нас, мама, не ищи —
щиплем мы щавель на щи.

Клещ нашел у клена клещи, это крысы были вещи.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Прищепкой прищепили вещи,
Вещи на ветру трепещут.

Щупал пищу осьминог,
Щупальца вводили в шок.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Хищники по лесу рыщут,
Хищники добычу ищут.

В помещении щенки, плащ погрызли на куски,
А теперь щенки пищат, прощать их мамы не хотят.

В черном ящике есть вещи
А еще на ощупь клещи.

Щавель в роще поищу
Щи из щавеля сварю.

И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки.

Хвостищем щука хлещет,
Лещ чешуею блещет.

Угощения для вас: щука, овощи и квас.

Щит Щелкунчик взял отважно,
Плащ надел и встал на стражу. Злой кощей не любит щей

Злой кощей не любит щей.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

Щеночкам щеточками чистили щечки.

В роще щебечут чижи, чечётки, щеглы и стрижи

Пишет щука букву «ЩА»
Учит грамоте леща:
«Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель».

Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

У щенка несчастный вид,
Мячик больше не пищит,
Прокусил его щенок,
Он пищать уже не мог.

Над рекою тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Два щенка щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

Всякого щёголя в щёгольстве не перещеголяешь.

Прополощи свои плащи и на прищепку прищепи.

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щавель вырос ничего,
Щи сварили из него.
Щедрый стол накрыт к обеду.
Щи я буду кушать с дедом.

У Лещей шесть сыновей, еще маленький лещей.

В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Ты, нас, мама, не ищи —
Щиплем мы щавель на щи.

В щелке ключик сделал «Щелк», Ящик запер на замок.

Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука щётку раскусила,
Щётку щука проглотила.

Ящер в ящик щетку прячет.

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1

https://abvgdee.ru

  1. Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
  2. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  3. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
  5. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  6. На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
  7. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  8. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  9. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  10. Клара-краля кралась к Ларе.
  11. Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
  12. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  13. Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  14. Город Нерль на Нерли-реке.
  15. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  16. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  17. РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  18. Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  19. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  20. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  21. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  22. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  23. Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
  24. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  25. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
  26. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
  27. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
  28. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  29. Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  30. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  31. Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
  32. Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
  33. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  34. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  35. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
  36. Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  37. Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  38. Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
  39. Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
  40. Кириллу на рынке купили крынку.
  41. Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
  42. Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  43. Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
  44. Пойду в лес по рябую корову.
  45. Пришёл Панкрат с домкратом.
  46. Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
  47. Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
  48. Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
  49. Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
  50. Люди — с базара, Назар — на базар.
  51. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  52. Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
  53. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  54. По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  55. Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
  56. Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
  57. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
  58. Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
  59. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
  60. Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

«Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота

Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
«Лопнувшая шина»

Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
«Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
«Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
«Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
«Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
«Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
«Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):

Ворона ворона враз вразумит.

Проворонила ворона воронёнка.

Во мраке раки шуршат в драке.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Враги – у рва в овраге.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Рано, рано, поутру скачет рыжий кенгуру.

Один рой комаров – за горой,А второй рой – под горой.

Будь добр, добудь кобр.

Бобр добр до бобра.

Храбры бобры идут в боры.

В бору бобёр и брат бобраРаботают без топора.

Ждут воробьи у кормушки кормёшки,Несёт им Маркушка в кармашке морошки.

Свинья тупорыла,Весь двор перерыла,Вырыла подрыла,До норы не дорыла

Рыла свинья белорыла, тупорыла;Полдвора рылом изрыла,Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

У коровы короб корок.

Не ест корова короб корок,Ей короб сена дорог.

Заяц Егорка свалился в озерко.Бегите под горку,Спасайте Егорку.

На горе АраратЖивет сорок воронят.

У ракушки остры створки,У совенка глазки зорки.

Змей Горыныч сгорбясь,Взгромоздился на горуИ с громким грохотомГрохнулся вниз.

Борона боронила неборонованное поле.

Сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный котпрыгнул в черный дымоход.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

Рыла, рыла свинья, вырыла подрыла.

Все бобры добры для своих бобрят.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

Проворонила ворона воронёнка.

Верзила-динозавр дерзил дракону.

Краб забрался на трапИ заснул на трапе краб.

На корабль прокрался краб,Караси украли трап.

Хитрую сорокуПоймать морока,А сорок сорок –Сорок морок.Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон.Сорок коров разогнали орлов.

Сорок сорокДля своих сорочатСорок сорочекВсё утро строчат.

Сорока за строчкою строчкаСтрочит сорочатам сорочки.

На лугу под горкойЛежит сырок с красной коркой.Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Зубр с зеброй запанибрата.

Серые бараны били в барабаны,Без разбора били – лбы себе разбили.

Рано утром два баранаБарабанят в барабаны.

Кобра – в торбе,А торба – в коробе.

Морочила морока,Пророчила сорока

Проворонила ворона воронёнка.

Другие известные скороговорки

Здесь мы собрали коротенькие скороговорки, которые буду интересны и понятны даже малышам.

Белка

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Галки

Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок поп в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».

Вез корабль карамель

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.

Купила Марусе бусы бабуся

Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бычок

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Что дает заучивание скороговорок?

  1. С помощью скороговорки, ребенок тренирует речевой аппарат. Его мышцы становятся подвижными, а речь — более четкой и выразительной.
  2. Несмотря на то что само слово «скороговорка» означает «быстро говорить» их заучивание вырабатывает у детей привычку говорить медленно, четко произнося все звуки.
  3. Стараясь выучить текст, малыш осмысливает все, что нужно запомнить. Учится управлять своей интонацией, пользоваться мимикой и жестами.
  4. Чтобы запомнить скороговорку, ее нужно не один раз прослушать. Умение сосредотачиваться — навык, который очень пригодится в школе, где ежедневно придется «обрабатывать» много разной информации.

Как учить скороговорки?

  1. Сначала мама читает скороговорку, проговаривая каждую буковку, потом просит малыша повторить за ней. Делать это нужно очень медленно, разбивая слова на слоги.
  2. Когда малыш уже хорошо знает текст, предложите ему прочитать стих без звука. Во время этого упражнения хорошо прорабатываются мышцы губ и языка.
  3. На третьем этапе делаем то же, только шепотом. Пусть фразы звучат ясно и четко. Хорошо чередовать чтение скороговорки наизусть шепотом с проговариванием ее вслух.
  4. Когда ребенок выучил скороговорку так, что она буквально отлетает от зубов, предложите ему побыть актером. Пусть он прочтет стихотворение с вопросительной интонацией и с восклицанием, задорно и печально, задумавшись и разозлившись.
  5. Попросите ребенка быстро три раза подряд проговорить скороговорку.

Вернуться в раздел Детские стихи

Скороговорки на звук «Л»:

Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!

Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Мал, да удал

Мыла Мила мылом пол,Половину не домыла,Мила мыло уронила!И вторую половинуМила вымыла без мыла!

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.

Около кола — колокола.

Камбала болтала без умолку о белых балканах.

Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ходят волки возле ёлки.

Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!

В Луку Клим луком кинул.

Галдела галка на елке.

Вкусна халва, халве хвала!

У клуба на клумбе клубок.

Всякое дело делай умело.

Наш Полкан попал в капкан.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.

Сел сокол на голый ствол.

Вол попал в логово волка.

Голубь, гусь и галка —Вот и вся считалка.

Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)

Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.

У быка бела губа была тупа.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Веселые и смешные скороговорки для развития дикции и речи у детей от 6 лет и старше

Скороговорка на букву Р.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Про Карла и Клару. Буква Р.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Скороговорка про покупки.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорка про выдру.
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал Грека через реку.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Выдра в тундре.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
Галки.
Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».
Про крабов.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли краб крабу.
Сено граблями краб грабь.
Кукушка, капюшон кукушонок.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Скороговорка про поросят.
У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.
Просковья и поросята.
Променяла Прасковья карася,
На три пары полосатых поросят,
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.
Свинья тупорыла
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
На то хрюшке и рыло.

Скороговорки с шипящими звуками на произношение самых проблемных звуков З, С, Ш, Щ, Ж, Р, Д, Б,

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З.
Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.
Скороговорки на звуки З и С.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
У забора коза-коза вытаращила глаза
Скороговорка на звук З.
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их угощала.
Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш.
Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»
Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш.
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.
Скороговора для детей на звуки Р и Ч.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Про попугая.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Скороговорка про карася.
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!
Про Яшу и Пашу.
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу,
А Мишутка съел селедку под шубкой.
Буквы: Б, Р
Белые бараны били в барабаны,
без разбора били – лбы себе разбили.
У барана беда
Не растет борода
Баран от природы
Совсем безбородый
Буквы: Б, Р
Брежнев бритвой брови брил.
Приходил Борис к Барбосу
Карамель Барбосу бросил
Карамельку «Барбарис»
Барбос быстренько разгрыз.
Буквы: Р, Ч
В час вечерний с чашкой чая
Паучок сверчка встречает,
Пьёт сверчок чай в черевичках,
Паучок пьёт в рукавичках.
Скороговорки на звук Ш.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь — не спишь”
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.