Скоро говорим, да не все выговариваем

Оглавление

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

  • Стихи для детей до 4 лет Про птенцов Ливень, ливень льет везде. Рады птенчики в гнезде. Мама дома посидит. Никуда не улетит. Про овечку Ох, и модница овечка, Вся в кудряшках, Вся в колечках. Даже рожки впереди Завила на бигуди! Про тучку Здравствуй, маленькая тучка! Наверху одной не скучно? Хочешь, вместе поиграем? Хочешь, сказки почитаем? Хочешь, попинаем мяч? Только, будь добра, не плачь!
  • Стихи для детей от 4 до 6 лет Мелькают крылья ласточки Мелькают крылья ласточки На солнце серебром; Луга цветами убраны, Леса шумят кругом. Как солнцу рады ласточки, Как высоко взвились! Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

    Поля кругом раскинулись, — Конца им не видать. Рожь поднялась, волнуется, — Простор и благодать!

    Стишок про июль Кукушкин крик последний Как осени звонок. Увянет скоро летний Ромашковый венок.

    Но в сердце, как в ромашке, Мы увезем домой Июльские ромашки — Пусть светят нам зимой.

    Бежит тропинка через луг Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы.

    Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.

  • Стихи для детей от 6 лет Для мамы Солнце золотое Колесом скатилось, Ласковое солнце В маму превратилось, Миленькая мамочка, Мама, улыбнись! Своим сердцем ласковым Ты ко мне прижмись!

    Мама – как волшебница, Если улыбается, Каждое желание У меня сбывается!

    Поцелует мама – Плохое забывается. Новый день, веселый день Сразу начинается!

    Про сказки Все сказки в мире непохожи, Всегда присниться сказка может. Но в детстве, говорю вам я, Есть сказки наяву, друзья!

    Да неужели жизнь – не сказка? А быль? Природы красота Не может сказкой называться? И сказка – это доброта!

    Она нас всех отучит злиться, Научит всех людей дружить… Кто сказки в жизни сторонится, Тому на свете скучно жить!

    Новогодний стих Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается.

    Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания.

    Не лениться, не зевать, И иметь терпение, И ученье не считать За своё мучение.

    Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается.

    Как же нам не загадать Скромное желание — На «отлично» выполнять Школьные задания.

    Чтобы так ученики Стали заниматься, Чтобы двойка в дневники Не смогла пробраться!

Курсы по развитию речи

В настоящее время для развития дикции разработана масса курсов. Большинство из них позволяет освоить основные техники речи, вести диалог, выработать устойчивость приемам вербальной манипуляции. За счет этого автоматически поднимается самооценка, человек обретает возможность четко и ясно излагать свои мысли.

Главной задачей курсов является поиск уникального собственного стиля речи, который поможет даже скрыть некоторые дефекты и недочеты в произношении

Большое внимание уделяется ораторскому мастерству. Помимо массы теоретического материала, видео и аудиозанятий, в курс входят различные тренинги, на которых можно даже провести своеобразную имитацию выступления перед публикой

В интернете можно даже пройти онлайн-курсы, направленные на тренировку дикции.

Лигурия – очень длинная скороговорка для развития речи

Лигурия – это небольшая область в Италии. Но благодаря длинной скороговорке, она стала еще популярнее. Кстати, этот текст нелегко будет грамотно прочитать даже профессиональному диктору. Когда вы освоите его, можете тренироваться с друзьями на скорость произношения.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа

лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,

но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом

протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером

интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не

дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду

что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,

лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,

где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,

который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,

купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,

а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,

что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;

но на самом деле турка не был в деле,

да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что

Клара у Карла украла кларнет,

а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;

но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во

мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и

не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не

вместились все дрова,

и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары

выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,

где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;

молодец против овец, а против молодца сам овца,

которой носит Сеня сено в сани,

потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:

санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,

а Сашка только шапкой шишки сшиб,

затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,

да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —

аккурат в медовик, но ей не до медовика —

Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:

жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:

была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,

что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,

что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,

а у него высокопоставленный гость унес трость,

и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без

червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,

о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,

да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под

бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не

перевыколоколовать,

так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;

но попытка — не пытка.

Причины плохой дикции

Выделяют две группы причин плохого выговора.

Биологические

Неправильное развитие плода в период беременности, инфекция и травмы детского возраста, генетическая  предрасположенность. Это становится причиной многих дефектов.

  • Слабые мышцы губ, щек, языка приводят к тому, что речь становится непонятной. Человек говорит так, будто у него во рту каша.
  • Короткая уздечка языка дает неправильное произношение шипящих, свистящих, «р», «л».
  • Неправильный прикус, проблема с зубами тоже приводят к дефектам произношения.
  • Чтобы язык развивался правильно, нужен полноценный слух. Сниженный слух притупляет восприятие, влечет изменение громкости голоса.
  • Нарушение ритма дыхания изменяет интонацию, скорость произношения. Появляется заикание, голос становится гнусавым, речь заторможенной, звуки проглатываются.

Социальные (психологические)

Наша речь показывает психологическое и физическое состояние: неуверенность, застенчивость, тревожность, болезнь.

Неуверенный в себе человек с низкой самооценкой и проблемами в общении произносит слова непонятно.

Информация, которую он пытается предать собеседнику, плохо воспринимается, разговор быстро завершается. У детей речевые нарушения – следствие недостаточного общения с родителями, подражания неправильной речи взрослых. Речевая среда сказывается на развитии речи ребенка.

Упражнения помогающие развивать речь

Они помогут людям в любом возрасте, неважно это первоклассник или мужчина в зрелом возрасте

  1. Найдите оратора, речь которого по душе вам. Следует прослушать и проанализировать несколько его выступлений. Так вы заметите какими приемами он пользуется. Наиболее подходящие необходимо взять на заметку. Только обязательно их нужно протестировать при общении с друзьями. Таким образом увидите, работают ли они в вашем случае, при необходимости подкорректируете речь.
  2. Общение с самим собой. Когда никого нет рядом попробуйте доказать себе что-то. Немного поспорьте, выдвигая различные теории. Это поможет быстро находить необходимые слова и мысли при общении с окружающими.
  3. Составляйте небольшие рассказы. Возьмите за основу 5 разных слов. После составьте с ними не большой рассказ. Данное упражнение развивает логику и тренирует воображение.

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека

Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь

Скороговорки для детей школьного возраста

С помощью чистоговорок можно, развлекая, обучать малышей, тренировать их формирующийся речевой аппарат.

Применяются следующие виды речевых фраз:

От 7 до 8 лет

В этой возрастной группе используются самые распространенные скороговорки:

  1. «У Любаши — юбка, у Павлушки — шлюпка. У Полюшки — плюшка, у Илюшки — клюшка».
  2. «Бежит боровок, белорыл, белоног. Перерыл весь дворок».
  3. «Минеральная вода пузырится иногда. Коль ее взболтаешь — пузырьков прибавишь».

От 10 до 12 лет

Для этой группы подходят следующие скороговорочные фразы:

  1. «Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки».
  2. «Смешно с шестом и с мешком идет дед пешком».
  3. «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
  4. «Мяч скучaл на чердaке, мячик ищут в сундуке — тщетно ищут мячик девочкa и мaльчик».

Скороговорочная фраза для детей 10 лет.

Виды скороговорок с шипящими звуками

Для тренировки произношения существует немалое количество чистоговорок. Они бывают простыми и сложными, могут быть написаны в стихотворной форме и в прозе.

Скороговорки на букву Ж.

Группа скороговорок на букву Ч:

Скороговорки для постановки буквы Ч.

Варианты речевых фраз на букву Ш:

Скороговорки на букву Ш.

На букву Щ

Примеры скороговорок на букву Щ:

Фразы на букву Щ.

  1. «Хрущи хватают хвощи. Охапки хины хватает на щи».
  2. «Шуршат щетки, шумят щепки. Шуршат щепки, шумят щетки».
  3. «Щу-щу-щу, я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, ты иди меня ищи. Щу-щу-щу, теперь-то отыщу! Ща-ща-ща, дождь идет, я без плаща. Ще-ще-ще, нет дождя, а я в плаще».

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Что делать, если ребенку 4 года и он не разговаривает

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Пение

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность. Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Упражнения для дикции: скороговорки для начинающих

Не все могут самостоятельно определить проблемы в произношении. Сделать это можно так: записать свою речь на видео- или аудионоситель и прослушать со стороны. Если вы слегка картавите или торопливо «проглатываете» звуки, это будет слышно.

Сравните свою речь с речью дикторов на телевидении. Это хороший способ выявить основные ошибки.

Найдите в интернете видео или описание правильной артикуляции сложных звуков («р», «ж», «ч» и др.) и проанализируйте свою речь с этой точки зрения. Там же можно отыскать упражнения для дикции и какие скороговорки улучшают дикцию.

Самый беспроигрышный способ улучшения речи – это обратиться к профессионалу.

Для тех, кто только начинает работу, есть рекомендации:

Начинайте с простых фраз, нацеленных на проработку одного или двух проблемных звуков.
Не торопитесь.
Обращайте внимание на правильную артикуляцию звуков.
Занимайтесь перед зеркалом, ни на что не отвлекаясь.
Читайте книги вслух: это развивает фонематический слух.

Вот несколько примеров коротких современных скороговорок для развития дикции. На звук «Ч»: у четырех черепах по четыре черепашонка». На звук «Ж»: ужа удалила ужица. На звук «Р»: вставай, Архип, петух охрип.

Скороговорки на Р и Л

  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Ел Валерик вареник,
    А Валюшка ватрушку.
  • Прибыл Клим из Клина в Крым.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  • Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  • Шла бабка из клети, просыпала крупку.
    — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  • Роль лиры в мире мала. Тем не менее, мне лира мила.
  • Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  • Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Фрол подол у кафтана порол,
    Распарывал, распарывал —
    И подол не распорол.
  • — Карась, в лаз не лазь! 
    Застрял в лазе карась.
  • Лапти лыковые,
    Лыки липовые.
  • В палатке — лопатка.
  • Вале велики бальные туфли.
  • Еле-еле Лена ела,
    Есть из лени не хотела.
  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Коля купил Лике кило кильки.
  • Лилипуты пили пилюли и лопотали.
  • Полы мыла Алла,
    А Луша помогала.
  • Около Лондона — логово колдуна.
  • У клуба на клумбе клубок.
  • У Полкана под лапкой палка
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Для маленькой Алёнки 
    Галя гладила пелёнки.
  • Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
  • Лилии не пилили,
    лилии не пололи,
    Лилии полили.
  • Лена искала булавку,
    Она упала под лавку.
    Под лавкой искать было лень —
    Искала булавку весь день.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • У крошки-матрешки пропали сережки,
    Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Парус наш на совесть сшит,
    Нас и шторм не устрашит.
  • Мышки сушек насушили,
    Мышки мышек пригласили.
    Мышки сушки кушать стали,
    Зубы сразу же сломали.
  • Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
    И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
    Под листок собрал в кружок.
  • Слышен шорох в камышах,
    От него шумит в ушах,
    Сто бесстаршных лягушат
    Цаплю шепотом страшат.

Скороговорки на Ч

  • Течет речка, печет печка.
    Печет печка, течет речка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Ныне волчата галдят, как галчата.
    И, как волчата, галчата молчат.
  • В роще щебечут стрижи,
    Чечетки, щеглы и чижи.
  • Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт.
    Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.
  • У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка.
  • Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче. 

30.01.2020

Tonje

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Скороговорки для развития речи.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.

Во поле – затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

До поры остры топоры, топоры остры до поры.

Сшит колпак, да не поколпаковски, надо колпак переколпаковать.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

У пеньков пять опят.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

У репки да редьки корень крепкий.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

У нас гость унёс трость.

Изгиб дороги – побереги ноги.

В пруду у Харитона – четыре рака и три тритона.

Грелся Максим, бегая вокруг осин, а Филипп к сугробу прилип.

Скороговорки для детей Цветана Ангелова.

Ворон

Ходит чёрной бороздой
Ворон вслед за бороной
И, косясь, клюёт проворно
В землю брошенные зёрна.

Вот ворюга из ворюг,
Вот бессовестное племя…
Как пахать – так недосуг,
Воровать – и год не время.

Жатва

Жатва. Жарко. Солнце жжёт.
Где-то жук кружится.
Быстро-быстро жито жнёт
В жёлтом платье жница.

(Перевод И. Мазнина)

Скороговорки поэтов России.

Август

Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду,
Алыми стали кувшинки в пруду,
Алые утки по пруду скользят…
Жаль, что уже догорает закат!

(В. Лунин)

Была у Алёнки болонка,
Была у болонки Алёнка.
Алёнка гуляла с болонкой,
Болонка гуляла с Алёнкой.

(П. Синявский)

Валенки у Валеньки
Не велики, не маленьки,
В снег провалились,
А с ног не свалились.

(М. Шварц)

Глазастые газели
Газеты проглазели.
Газеты, что прогнозами
Гразят газелям грозами.

(Г. Варденга)

Дятел дерево долбит.
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

(В. Лунин)

Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.

(Е. Благинина)

Есть у ёжика и ёлки,
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж,
Совершенно не похож!

(Г. Сангир)

Жил агент

Жил агент засекреченный в Дании.
Ему дали когда-то задание.
А какое оно – позабыл он давно:
Так и жил без задания в Дании.

(С.Сатин)

На занозу злилась Зина –
Зина палец занозила!
От задиристой занозы
На глазах у Зины слёзы!

(В. Борисов)

Ели ириски
В тени кипариса
Лиза, Алиса,
Лариса, Раиса…

(А. Костаков)

Йод – хороший

Йод – хороший,
Йод – не злой.
Зря кричишь ты: “Ой-ой-ой!”,
Чуть завидив с йодом склянку.
Йод слегка, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка.

(В. Лунин)

– Ну, как тебе на ветке? –
Спросила птица в клетке.
На ветке – как и в клетке,
Только прутья редки.

(М. Яснов)

Лягушачья песенка

Лягушачья лесенка
Льётся из пруда,
Ласковая, светлая…
Льётся как вода.

Лягушонка слушают
Листья и трава.
Лягушонок квакает:
– Ква-ква-ква!

У пруда растут две ели,
Мы ершей под елью ели.
Мы их еле-еле съели,
Съели – спать легли под ели.

(И. Демьянов)

Бери круглый рублик,
Купи круглый бублик.

(М.Шварц)

Был неловок лыжник Лёша:
Ехал стоя – съехал лёжа.

(В.Борисов)

У опушки

У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: “У-ух!”
Филин: “У-ух!”
У старушек замер дух…

(Е.Благинина)

Скороговорки для детей
Григоре Виеру (Молдавия).
Перевод В. Берестова.

Щука.

Щука проглотила щётку,
Щётка ей щекочет глотку.
– Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?

Скороговорки для детей
Кирилл Назыров (Болгария).
Перевод В.Викторова.