Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
К. Симонов в полной мере почувствовал на себе все тяготы и лишения военного времени. В качестве военного корреспондента он прошел всю войну и своими глазами видел масштабы страданий русского народа. Ему принадлежит множество произведений, посвященных войне. Многие считают писателя лучшим летописцем Великой Отечественной, сумевшем отразить всю суровую правду этих страшных лет. Тем ценнее представляется стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное в первые месяцы войны, когда советские войска были вынуждены беспорядочно отступать перед непреодолимой силой фашистской армии.
Центральный символ стихотворения – бескрайние русские дороги, которые тянулись под ногами измученных войск. Симонова поражало, что остающиеся в оккупации советские жители, старики, женщины и дети, не чувствовали к тем, кто оставляет их на произвол врага, никакой злобы. Они стремились всячески поддержать солдат и вселить в них уверенность в неизбежной победе. В тех условиях это казалось невероятным. Возможно, и сам Симонов не раз испытывал сомнения в успешном завершении войны.
Ему придавала силу несгибаемая воля простых деревенских жителей, сохранивших в душе воинские заветы «великой Руси». Писатель с изумлением замечает, что в атеистической стране в дни смертельной угрозы вновь просыпается религиозная вера, остающаяся единственным источником спасения. Женщины провожают отступающих солдат с напутствием «Господь вас спаси!». Они жалеют не себя, а тех, кому еще не раз предстоит заглянуть в глаза смерти.
Проходя по бесконечным дорогам, Симонов понимает, что только в однообразных деревнях и селах сохранилось то главное, что позволит русскому народу преодолеть все трудности. Многовековые поколения предков на бесчисленных сельских погостах произносят молитву «за в бога не верящих внуков».
Центральным рефреном стихотворения является фраза «мы вас подождем», произнесенная старухой и многократно повторенная всей родной природой. Эта фраза болью отзывается в груди каждого солдата, оставившего за собой свой родной дом и близких ему людей. Она не позволит никому сложить руки, пока враг не будет разбит и изгнан из пределов Отчизны.
Симонов завершает стихотворение горячим признанием в любви к своей Родине. Поэт гордится тем, что ему довелось доказать свою любовь. Его уже не страшит смерть, ведь умереть за свою страну – долг каждого человека. Симонов сознательно не употребляет расплывчатого понятия «советский». Он несколько раз подчеркивает свою принадлежность к русскому народу. Троекратное прощание по русскому обычаю – закономерный финал произведения.
Анализ стихотворения «Баллада о матери» Дементьева
Трагедия войны нашла отклик в сердцах многих поэтов как того времени, так и многие годы спустя. Это не только ярость защищающих свою страну людей, не только борьба с захватчиками, это еще и боль от потерь – родных, любимых, друзей, семьи. Миллионы легли за то, чтобы небо было мирным. Но нет, наверное, страшнее потери из всех, чем потеря единственного и дорогого сына или дочери.
Именно эту тему поднимает в своем произведении «Баллада о матери» Андрей Дементьев. Его творчество было всегда простым и понятным каждому, но особое место занимает именно это произведение. Боль от потери сына, нежелание признать то, что он погиб, слепая, но беспочвенная надежда любящего материнского сердца – те струны в душе каждого человека, которые поэт сумел затронуть.
У войны совсем неженское лицо, и образ матери – заботливой, любящей, ждущей потому что она мать – противопоставляется войне, жестокой, алчной, беспринципной. Нет сердца вернее, чем материнское. Ожидание, терпение – то, на что в первую очередь обращает внимания читателя автор. И все же, даже сила материнской веры — отчасти слепой, безрассудной — не способна преодолеть всепоглощающую силу войны, катком прошедшейся по людским жизням и судьбам.
Описание военных ужасов идет фоном для более четкого отображения чувств женщины. Она забывается, видя на экране его – своего любимого сына, забывает, что это лишь изображение, запечатлевшее ее ребенка еще живым, не раненым, не убитым. Женщина стремится прикрыть его собой, защитить, словно это поможет ему выжить в этой страшной человеческой мясорубке. И ее горестный вскрик только усиливает ощущение безвозвратной потери.
Алексей изображен как герой, идущий в атаку, что является уделом лишь сильных людей. В памяти земляков он навсегда останется таковым – только вперед, ни шагу назад. Это собирательный образ всех солдат, не страшившихся смерти и смело глядящих в лицо врага.
И все-таки, даже понимая разумом, что все живые давно вернулись, а сын ее наверняка где-нибудь в безымянной братской могиле, мать слепо верит в чудо. Вдруг придет, постучит в окно? Вдруг он жив, и где-то в госпитале, и скоро вернется? Годы идут, но сына все нет, и матери остается только прокручивать в памяти отрывки из киноленты – там, где Алексей все еще жив, где он – герой. И никогда сердце матери, до самой ее смерти, не примирится с мыслью о его смерти, даже если реальность будет указывать на обратное.