Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «водичка, водичка, умой мое личико…»

Ход занятия:

— У меня для вас есть необычное угощение. (раздаю чашки с чаем, компотом, пресной и подсоленной водой) Попробуйте языком своё угощение. Ну как вкусно? …

— У кого что налито в чашке?

— Можно выпить компот, чай?.

— Пресную воду?.

— А можно выпить солёную воду?. нет почему?

(дети ставят чашки на поднос)

-А теперь отгадайте загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг,

Смоет грязь с лица и рук?

Без чего не могут люди

Дня единого прожить,

Без чего не могут люди

Ни готовить и ни пить.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без (воды)

— Правильно, нельзя нам жить без воды. Вы любите водичку? Любите умываться, ходить в бассейн?

-Девочка рассказывает потешку «Водичка» (Воспитатель льёт ей воду на руки)

Водичка, водичка! Умой моё личико.

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели,

Чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток.

— А вот мама со своей дочкой, умывает её и приговаривает

(девочка скуклой читает потешку и выполняет действия)

В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польём.

Моем руки быстро. быстро

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

-Ребята у кого была в чашке солёная вода?

-А где такая вода бывает?

-Правильно солёная вода бывает в море, её пить нельзя.Не зря говорят: «кругом вода а с питьём беда»

-А какая вода в реке, колодце, луже? (пресная)

— Пресная вода нас поит, моет, Лечит. А растениям какая вода нужна? Могут они жить без воды?

— Сейчас я превращусь в воду: раз, два, три….

-Я вода, вода, водица,

Кто захочет — дам напиться

И травинке и овечке,

Напою поля и речки.

— вы сказали что любите воду, с удовольствием умываетесь. Вот я сейчас посмотрю как вы это делаете. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся, грязь смывайся!

— молодцы, хорошо умылись.

(раздаётся стук входит девочка Замарайка. Лицо и руки у неё грязные)

Замарайка Привет ребята! Ой как вас много и все такие чистые без сажи.

Восп Это кто такой чумазый, грязный пришёл к нам? Дети нам нужны такие гости?.

Посмотри на себя Заморайка как тебе не стыдно быть такой грязной? Ты с водой дружишь?

Зам. А зачем мне вода? От неё сыро по рукам течет. С носа капает. Мне и без неё хорошо!

Восп. Посмотри Замарайка, у нас и дети и уточки, и кошечки чистые. Они дружат с водой. Послушай, как они умываются.

Ребенок в шапочке кошки Я очень люблю быть чистой, ухаживаю за своей шубкой, умываюсь язычком чтобы мышки не почуяли моего запаха. Я дружу с чистотой МУР, МУР.

Зам. А мне нравится ходить чумазой! И вас намажу своей сажей, чтобы были похожи на меня! Будем друзьями!

Восп. Нет Замарайка нам такие друзья не нужны. Тебе надо привести себя в порядок. Посмотри как уточки у нас купаются чистят перышки.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Мойдодыр» (художественное слово):

Рано утром на рассвете, умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Купаться и умываться любят все животные и насекомые.Воспитатель : А вы сегодня, ребята, все умывались?

Ответы детей — да.

Воспитатель : А зачем нам умываться?

Ответы детей чтобы быть чистыми, красивыми.Воспитатель : А еще, чтобы не заболеть. У нас на коже скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому надо мыться, даже если ты не очень грязный.

К нам сегодня в гости пришла кукла Катя, но посмотрите на нее, вам она нравится? (ответы детей).

Она забыла умыться, у нее на руках грязь, щечки все измазаны. И даже на коленках грязно. Что мы будем делать?

Воспитатель: Нужно Кате помочь, что стать чистой.

У меня с собой есть чудесный мешочек, а в нем находится все то, что потребуется Кате, чтобы она стала чистая. Мы с вами поиграем и покажем Кате.

Д/игра «Чудесный мешочек» Дети опускают руку в мешочек, достают и называют предметы (мыло, мочалка, полотенце).

— Но чего же нам еще не хватает? (воды!).

Сейчас нам Саша прочитает потешку про водичку:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Сейчас мы Кате поможем раздеться. Полина, сними ей платьице, а София сандалики. Вот у нас целый таз воды набран — будем Катю мыть. Потрогайте ручкой водичку. Какая она? Теплая, прозрачная.

Водичка теплая, мыло душистое. Как приятно купаться!

Озвучиватся воспитателем пропевочка:

«Я налью в корытце тепленькой водицы.

Кто мне будет помогать куклу Катеньку купать?

София будет помогать на головку поливать.

(Далее вызываются другие дети и проговариваются другие части тела — спинка, ножки, ручки)

Воспитатель: Вот водичка льется — куколка смеется.

Воспитатель: Лейся чистая водица, умой Катю чисто-чисто.

Шейку, ручки умывай, ничего не забывай.

Мойся, мойся, обливайся, грязь смывай.

Умываем Катю быстро, вытираем чисто.

Катя опрятная, аккуратна, всем смотреть на нее приятно.

Посмотрите, какая Катя стала чистая, красивая, свежая!

А теперь посмотрите, какая стала водичка? Грязная, мыльная.

Давайте вытрем нашу куклу Катю полотенцем и оденем ей платье.

Воспитатель: Куклу вытираем — быстро одеваем.

Артем дает полотенце, Леночка вытирает. Саша поправляет. Одеваем платье. А что бы Катя не забывала умыватья, давайте приготовим ей подарок. Сделаем из теста разные красивые кусочки мыла. Садитесь за столы.

Ребята,помогли мы Кате стать чистой?

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, дети дарят подарки Кате, она благодарит детей, прощается и уходит.

Ход занятия.

Мы веселые ребята

Озорные дошколята

Нам здороваться не лень

Всем «привет» и «добрый день». Или

Утром встали малыши

В детский сад все пришли

Вам мы рады как всегда

Гости здесь у нас с утра

Поздоровайтесь друзья.

Давайте пожелаем нашим гостям «Доброе утро»!

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик крепко спит

Тише. Тише не шумите

Пальчиков вы не будите.

Встали пальчики «Ура!»

Заниматься нам пора.

Проходите, ребята садитесь на стульчике.

Раз, два, три, четыре, пять вышла Оля погулять /выходит девочка замарашка в руках у нее мяч/. Здравствуй Оля какой у тебя красивый мяч, а мы стихотворение знаем про мячик. Расскажи…/ребенок читает стихотворение/. Вос-ль. — Оля, ты забыла умыться,ручки грязные,щечки чумазые. Оля. А что такого?

Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод, окружили Олю, не узнали что ли?-Говорит собака Оле: «Гав, гав, гав,ты б пошла умыться, гав,гав,гав. –Оля : «Ну вот еще!»— И сказала Оле утка : «Кря,кря,кря – видеть это просто жутко,кря,кря,кря!»— Оля : «Ну и подумаешь!»— Предложила Оле кошка : «Мяу,мяу,мяу, дай лизнуть тебя немножко, мяу,мяу,мяу!»— Оля: «Вот ещё». –Лишь свинья от смеха давиться : «Хрю,хрю,хрю как мне эта Оля нравится, хрю, хрю,» / Оля испугалась/ Воспитатель. Вот так насмешили, чуть Олю не умыли. Ребята, а вы тоже грязные ходите? Оля,ты наверное, умываться не умеешь? Оля. Не умею. Воспитатель. Ребята научим Олю умываться? /Да/ Когда надо мыть руки, расскажите Оле /после прогулки, перед едой, после туалета/. А что нужно,чтобы помыть руки, подскажите ей /вода, мыло, полотенце/.А как надо мыть руки, расскажите дети Оле? Что сначала мы делаем? Правильно, нужно закатать рукава, чтобы не замочить платье. Покажи,как нужно закатать рукава. /закатывает Оле/ А ….расскажи потешку.

Руки надо с мылом мыть

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит

Тот водички не получит.

Кран откроем ссссссс

Руки моем шшшшшшшш.

Рукава закатали, теперь поможем Оле, мыть руки, подскажите ребятки, что нужно сделать/дети рассказывают: намочить руки водой, намылить мылом, смыть, выжать, вытираем полотенцем/ .Расскажи …. потешку про водичку

Водичка,водичка

Умой мое личико

Чтобы глазонки блестели

Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель. Теперь у нас Оля чистая и красивая. Оля. Спасибо,вам, ребята

Я поняла, как важно следить за своей чистотой – это полезно и красиво. Воспитатель

Мы рады что ты это поняла. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.

А вы ребята, запомнили, как правильно умываться? Расскажи….

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться

Моем уши, моем шею

На глазах мы хорошеем.

Вот какие мы чистые и красивые.

Самый главный начальник по чистоте Мойдодыр прислал нам посылку и письмо.

Дорогие ребята! Посылаю вам посылку. В ней находятся интересные предметы. Постарайтесь отгадать для чего они нужны! Желаю удачи! Ваш Мойдодыр.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, справимся мы с этим заданием? /воспитатель достает предметы гигиены, просит назвать их, объяснить для чего они нужны/.

Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Ребята, давайте вспомним, кто к нам сегодня в гости приходил? /ответы детей/. Чему мы Олю научили? Какие потешки мы ей читали? /про водичку, мыло, умеем сами мыться/

Умнички, а у меня для вас сюрприз. Мойдодыр прислал вам подарок – мыльные пузыри.

Давайте попрощаемся с гостями, а потом поиграем с мыльными пузырями.

Заговор на чистую кожу

Заговор на чешую

Возьмите любую свежую рыбу, вымойте ее, очистите (чешую не выбрасывайте). Налейте в стакан подсолнечного масла (примерно четверть), возьмите левой рукой из деревянной солонки три щепотки соли, посолите масло, потом намажьте им рыбу. Рыбу положите в один пакет, а чешую – в другой. На рассвете закопайте в землю рыбу в одном месте, а чешую – в другом. Закапывая, говорите заговор на кожу:

С рыбы чешуя, с меня парша. Когда рыба сгниет, тогда с меня парша сойдет. Аминь.

Заговор на воду для очистки кожи

Если на лице вскочили прыщи, или конопушки, или кожа нехорошая стала, проблему можно решить. Надо налить в таз воды и зажечь около таза с водой 3 свечи. Воды должно быть столько, чтобы вмещалась в литровую банку. Умывайтесь этой водой и одновременно приговаривая трижды:

Образ Божий святой да чистый, так и у меня лик чистый. Аминь.

Потом водичку нужно слить в баночку и вылить ее на трех перекрестках.

Заговоры на красивую кожу

Когда чувствуете усталость, слабость, если расстроены или заболеваете, надо утром три раза умыть лицо холодной водой из‑под крана, каждый раз приговаривая заговор на кожу:

Вода‑водичка, умой мое личико, на чистоту, на красоту, на здоровьице! Аминь.

Хозяин воды вам поможет, а люди будут радоваться вам, как ручейку в летний зной.

Заговор на воду для красоты

Делается заговор на кожу утром того дня, когда надо выглядеть особенно привлекательно.

Налейте в миску холодной сырой воды. Возьмите левой рукой три щепотки соли, растворите соль в воде. Наговорите на воду:

Как люди не могут без воды прожить, как люди не могут без соли быть, как воду пьют да радуются, как соль едят да нахваливают, так бы и на меня, рабу Божию (имярек) люди радовались и меня бы любили и нахваливали. Аминь.

Умойтесь наговоренной водой и утритесь полой собственной одежды.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

Потянушки – потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
– Зачем дров не пилил
– Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Заговор для волос

Заговор на быстрый рост волос

Чтобы волосы хороши росли и не выпадали, вы должны в полночь на понедельник сесть у окна на молодую луну и расчесывать волосы, приговаривая:

Луна на прибыль, волосы в рост. Луна на своем месте держится, никуда не денется, так и у меня волосы на голове держатся, растут да густеют. Аминь.

Если у вас выпадают волосы, вы возьмите выпавшие волосы, положите их на порог вашего дома (квартиры) и сами тоже встаньте на порог. Потом сцепите руки замком над головой и скажите заговор на волосы три раза:

Звезд на небе без счету, и у меня волос без счету. Месяц на прибыль, волос на рост. Аминь.

Заговор на рост волос на голове

Вы должны взять маленькое зеркальце и положить его под подушку на ночь. Утром аккуратно достаньте зеркальце, не глядя в него, заверните в носовой платок и спрячьте так, чтобы в него никто не посмотрелся.

Ближе к полуночи налейте в тазик воды, положите туда зеркальце отражающей поверхностью кверху. Ровно в полночь расчесывайте волосы, смотрясь в зеркальце, и говорите три раза:

Вода текучая, волосы растучие. Вода в море прибывает, никуда не убывает, так и волосы мои вырастают, с головы не падают. Заговариваю я свой волос от сглазу, от порчи, от всякой злобной корчи, от зависти, от болезни. Как трава густа да шелкова, так и мой волос густ да шелков. Как в море рыб, а в небе звезд полным‑полно, так у меня на голове волос полно. Аминь.

Как только произнесете заговор на волосы, воду потом вылейте, а зеркальце заверните и спрячьте, чтобы в него никто не смотрелся.

Заговор на густые волосы

В понедельник, в полдень, сорвите девять листиков березы и девять листиков крапивы. У себя дома, в спальне, положите их на белый лист бумаги и оставьте до пятницы. В пятницу в полдень раскрошите листья в труху и залейте водой. В полночь с пятницы на субботу протрите этой смесью корни волос, приговаривая:

Крапива растет, да никто ее не рвет, не ломает, всяк ее уважает, так бы и у меня волосы росли да не рвались, не ломались, а все бы на мои волосы любовались. Как березка ветвями густа да кудревата, так бы и я, раба Божия (имярек), была волосами богата. Аминь.

Теперь вы знаете о том, какие читать заговор на молодость и красоту.

Sun, 13 Dec 2009 11:42:25 +0300

Ход занятия.

Педагог: Есть у меня одна добрая знакомая. Зовут её Сорока-Белобока. Я приглашаю отправиться к ней в гости, но туда мы не пойдём, а полетим.

-Вот и домик Сороки-Белобоки. Но почему весит замок?

Сорока: Ребята, откройте меня пожалуйста, помогите!

Педагог: Поможем, ребятки?

(ответ детей).

Пальчиковая игра «Замок».

На двери весит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, повертели,

Постучали и открыли!

Появляется сорока (Пальчиковый театр)

Спасибо, дети! А у меня для вас есть подарок. Хотите посмотреть, что? Рассаживайтесь около меня поудобней. (Достаёт из корзинки глиняный горшок). Посмотрите, что это такое? Кто знает?

Дети отвечают.

Воспитатель. А для чего он нужен?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно! В нём варят, например, кашу. А сейчас послушайте, пожалуйста, потешку.

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

А этому не дала.

— Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил –

Тебе нет ничего.

Потешка сопровождается показом соответствующих картинок.Задаются вопросы: где сорока-белобока? где горшок? кому дала каши? и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте мы с вами разучим эту потешку на пальчиках.

Сорока-белобока кашу варила (круговыми движениями водить указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)

Деток кормила. Этому дала… (поочерёдно массировать большой, указательный, средний, безымянный пальцы левой руки пальцами правой руки).

А этому не дала.

— Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил – тебе нет ничего (мизинец, массируя, раскачивать взад – вперёд).

Умницы! Правильно делаете.

Стук в дверь. Появляется Кот (мягкая игрушка кота)

Кот: Мяу-Мяу!

Педагог: Ребята, кто это в гости пришёл?

(Кот Васька)

А вы помните его, он у бабушки живёт!

Давайте поздороваемся с Васькой и расскажем ему потешку, про него.

Котик серенький присел,

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

— Вот какой кот Васька!

Слышится за дверью что кто то скребется, появляется мышка.

Мышка: Пи-пи-пи! Здравствуйте, ребятки! А я успела в гости? (Да)

Педагог: Сорока-Белобока, гостей всех напоила, накормила.

Гости попили, поели, поиграть захотели. А как –не знают.

Кот предложил в «Кошки-мышки».

Игра : Водят мыши хоровод.

На пригорке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите!

Кота-Ваську не будите!

Вот проснётся Васька-кот

Разобьёт ваш хоровод!

Чем угощала гостей Сорока?

Кто приходил в гости?

Сорока: Спасибо вам ребята, открыли замок, побывали у меня в гостях!

Педагог:

Вот в таком горшочке сорока кашу варила. А вы хотите сделать сами такой горшочек? Я вас научу. Посмотрите-ка, что у меня ещё есть (достаёт листы с контуром горшка)

Вот по этому рисунку (на слове «контур» внимание детей заострять не надо) вы будете выкладывать зёрнышки. Они называются – фасоль

Посмотрите, как надо делать (показ). Рисунок должен быть небольшой, чтобы дети не устали и не потеряли интерес к заданию.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Сколько горшочков много получилось! Давайте варить кашу! (Повторение потешки).

Мой Мизинчик, где ты был?

М. Кольцова  

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!

Пальчиковые игры с малышом. Photo by Aditya Romansa on Unsplash

Раз-два-три-четыре-пять!

Юлия Разенкова

Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальцев, поглаживая, разминая, целуя их и приговаривая:

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

Кто в деревне живет?

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

***

Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

***

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Ивану-большому — дрова рубить

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Этот пальчик хочет спать

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик — дедушка

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

Этот пальчик — в лес пошёл

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел, 
Оттого и растолстел.

Сорока-белобока

(Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка)

— Сорока-белобока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем большой палец),
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
А этому не дала (пожимаем мизинец)
Он дрова не рубил, воду носил, печку не топил!

Сорока-ворона

(водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая перемешивание каши) 

Сорока-ворона 
Кашку варила 
На порог становила, 
За порог скакала, 
Гостей созывала, 
Гости не бывали, 
Кашки не едали, 
Все своим деткам отдала

(дальше перебираются пальчики, начиная с мизинца) 

Этому на ложке 
Этому на поварешке 
Этому в чашечке 
Этому в тарелочке 
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик) 
Ты, пальчик-мальчик, 
В лес не ходил, дров не рубил, 
Воду не носил, печку не топил — 
Не будет тебе каши. 
Пошел сам искать — 
Здесь тепленько (берем за запястье), 
Здесь горяченько (берем под локоточек), 
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).

Мальчик-пальчик

(перебираются и массируются пальчики, начиная с большого) 

Мальчик-пальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил, 
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашку ел, 
С этим братцем песни пел.

При умывании, купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.
* * *

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей –

Маша умывайся веселей!
* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!
* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Ход занятия:

Организационный этап:

Дети входят в группу.

Я в русско-народном костюме.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Матрена Ивановна

Я к вам в гости пришла по очень важному делу, шла я сегодня домой,смотрю: «Зайчишка-трусишка в огород забежал, морковку нашел, сидит грызет, ой кто-то идет». А лапки то у зайчика грязные, морковочка не мытая,

— Вот я и говорю зайчику, что пошли к ребятам, они тебя научат, как нужно правильно мыть тебе лапки, а ребяткам ручки. Научите зайчика, ребята (ответы детей)

Прикладываю игрушку к уху.

-Зайчик очень стесняется и поэтому шепчет мне на ушко: спасибо!

Основной этап:.

(Д/упр. «Что сначала, что потом?» — способствовать формированию целостного процесса мытья рук,раскладывая картинки в следующей последовательности:

— засучить рукава

— открыть кран

— намочить, намылить руки

— сделать «мыльные перчатки»

— отжать воду с рук

— вытереть руки)

-Алисонька, подскажи- ка нам, что сначала нужно сделать, покажи картиночку (ответ ребенка и показ картинки)

-Молодец! Правильно! Слушай зайка и запоминай, всегда ребятам нужно закатывать рукавчики,чтобы их не намочить :Закатаем рукава, не намочит их вода!

-А теперь Андрюша выберет картинку и расскажет, что же дальше (ответ ребенка и показ картинки)

-Умничка, все правильно! Водичку открываем, только осторожно, чтобы не обжечься горячей водой, еще не очень сильно, чтобы водичка бежала,а то можно обрызгаться: Кран осторожно открывай, на себя не проливай. -Вика хочет дальше? Молодец,покажи картиночку (ответ ребенка и показ картинки)

-Вика хочет дальше? Молодец,покажи картиночку (ответ ребенка и показ картинки)

-Вот теперь намочим ручки,а ты зайка лапки и возьмем мыло: Чтобы ручки были чистые, мыло мы возьмем душистое!

-Смотри зайчишка, какие ребята у нас молодцы! Милена тоже знает, что мы делаем теперь (ответ ребенка и показ картинки).Умница!

-Ладошки все в заплатках, в беленьких перчатках! Посмотрите ребята и зайка, как мы будем намыливать ручки и лапки зайчика (показ движений)

-Что осталось теперь сделать? Кто покажет картинку?Виталик хочет, молодец! (ответ ребенка и показ картинки)

-Все верно! Чтоб не капала вода, отжимай ее всегда!

-И последняя картиночка осталась! Что теперь? (Все дружно отвечают)

-Молодцы! Полотенцем своим, знаем, руки насухо мы вытираем!

-Спасибо вам большое, ребята. Зайка столько всего узнал и хочет поиграть с вами. Игра-имитация «Водичка, водичка!»

Водичка, водичка!

(подставить ладони «под струю воды»)

Умой мое личико,

(«помыть водой» лицо)

Чтобы глазки блестели,

(потереть глаза кулачком)

Чтобы щечки горели,

(слегка потереть щечки ладонями)

Чтоб смеялся роток,

(улыбнуться)

Чтоб кусался зубок.

(сомкнуть губы: «ам»)

-Наш зайчик очень стеснительный и поэтому прошептал снова мне на ушко, что оказывается он еще не научился сам мыть свои лапки, предлагаю ему показать.

(Заходим в умывальную)

«Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По – нем – нож – ку

Нет, не понемножку –

Посмелей

Будем умываться веселей»

(Дети объясняют зайке и показывают, как открыть кран, чтобы побежала водичка, чтобы брызги не летели, не залили пол.)

— Кто покажет, как надо руки намочить?

— Чем мы моем руки? Покажите, как намылить руки.

-Сейчас дети положат мыло в мыльницу и научат тебя делать мыльные перчатки.

— Ой, что же делать, руки в «перчатках», вода капает?

(Дети показывают, как смывать руки под струей, сделав «замочек», стряхнуть и вытереть полотенцем руки.)

-«Лейся чистая водица

Ты умой нас чисто-чисто

Ручки, ручки умывай,

Ничего не забывай.

Мойся, мойся, обливайся

Грязь смывай

Умылись мы быстро,

Вытерлись чисто

Мы теперь опрятны, аккуратны

Всем смотреть на нас приятно

Улыбнитесь друг-другу!»

(Выходим из умывальной, проводим игру-имитацию):

Ручки мыли? (мыли)

Ушки мыли? (мыли)

Щёчки мыли? (мыли)

Все помыли, ничего не забыли!

А теперь мы чистые,

Зайчики пушистые!

Итоговый этап:

-Зайчик прошептал мне на ушко большое спасибо, он благодарит детей за то, что научили его мыть лапки.

-А ребята теперь дома покажут своим мамам, как они умеют мыть руки правильно.

— Ребята, руки у вас чистые, значит можно и игрушки брать, и книги рассматривать, и поиграть в настольные игры. А я и зайчишка говорим вам до свидания!