Работа со звуком в слогах
Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:
- прямых (ША, ЖА и др.);
- обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
- между гласными (АША, АЖА и др.);
- со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).
Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.
К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.
Примеры заданий
Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.
Примеры слоговых дорожек:
- ША-ШО-ШУ-ШИ;
- ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
- ША-АШ-ШУ-ИШ;
- АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.
На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.
Примеры чистоговорок:
- ША-ША-ША – мы купаем малыША;
- ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
- ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.
Чистоговорки на звук рь
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ре-ре-ре — игры во дворе.
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — чисто говори.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — рисую я зарю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ря-ря-ря — алая заря.
Ря-ря-ря – синие моря.
Общие рекомендации родителям
Если у ребенка возникли проблемы со звукопроизношением «Ж», родители чаще всего способны сами исправить ситуацию. Общие рекомендации по исправлению дефекта будут такими:
Когда малыш говорит слова неправильно, даже если это происходит в первые годы формирования речевых навыков (1,5-3,5 года), его обязательно нужно поправлять, но в мягкой форме
При этом важно объяснять, почему лучше говорить правильно: ребенок должен понимать, что замечания ему делают для его же блага.
Ни в коем случае нельзя повторять за малышом неправильно сказанные слова, даже когда он говорит очень смешно. А если так все же получилось, нужно объяснить ему, что это была шутка, а затем указать на ошибку и пояснить, как нужно говорить правильно.
В свою речь необходимо чаще включать слова, содержащие букву «Ж»
Проговаривать их важно четко, без ошибок. И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.
Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Особенности работы
Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.
Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:
- взрослый проговаривает чистоговорку;
- повторяют вместе с ребенком;
- ребенок проговаривает ее самостоятельно.
Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.
Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.
Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.
Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.
Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.
Автоматизация звука Ж в словах
1. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы.
2. В живом уголке жили ежи да ужи. 3. У ежа – ежата, у ужа – ужата. 4. У Жоры – уж, у Розы – жук. 5. Встретил в чаще еж ежа: — Как погода, ёж? — Свежа. И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа. 6. Хорош пирожок, внутри – творожок. 7. – Жора, заржавел железный замок? — Заржавел железный замок. 8. Слишком много ножек у сороконожек. 9. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 10.Волк на лужайке – задрожали зайки. 11.С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши – и во ржи – ни души. 12.Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, чиж с чижихой и с чижонком, стриж с стрижихой и с трижонком. 13.Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 14.На крыше у Шуры жил журавль Жура. 15.Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится. 16.Жужжит над жимолостью жук,Зеленый на жуке кожух. 17.Жук жуку жужжал: « Жжжу — жжжу. Я с ежом давно дружу…» 16.Жутко жуку жить на суку. 17.Зажужжала муха, дожужжалась паука. 18.У сороконожки на каждой ножке по босоножке. 19.Саша – в саже. 20.Из карманов у Аркашки вечно сыплются бумажки. 21.Жора ждёт менеджера с пейджером. 22.В ложке у Тимошки рожки, а не рожки. 23.А жена-то мужа и утюжит, и утюжит. 24.Жена на мужа похожа – у мужа пропажа, у жены тоже. 24.Жена на мужа похожа – у жадного мужа жена жадна тоже. 25.Желтая тележка Олежки – тяжелая. 26.Житель в жилете лежит и лижет желе. 27.Жили-были линь да язь – жили в иле, не ленясь.В ясли язь возил язят, линь линят – в интернат. 28.Погляжу на бережок – не лежит ли пирожок? 29.– Побежим под дождем? — Подождем. — Переждем дождик? — Переждем.
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:
- СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
- СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
- РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
- ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
- РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
- ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
- ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
- ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
- СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
- СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
- НА-НА-НА — высокая сосна
- СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
- СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
- НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
- БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
- ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
- ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
- РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
- УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
- ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
- СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
- СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
- БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
- ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
- ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
- ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
- ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
- ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
- АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
- РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
- АНА – АНА – АНА – листики каштана
- ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
- ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
- ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
- РА – РА – РА – на стволе кора
- ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
- ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
- ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
- ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
- ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
- ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
- ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
- ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
- БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
- ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
- ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
- АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
- ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
- РА – РА – РА — для волчат нора
- СА – СА – СА — рыжая лиса
- ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
- СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
- СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
- ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
- ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
- ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
- БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
- АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
- ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
- СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
- РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
- ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
- ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
- ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
- ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
- ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
- ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
- ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
- ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
- СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
- ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
- ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
- ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
- НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
- ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
- СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
- РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
- РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
- РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
- ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
- СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы
Чистоговорки на букву П
Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.
— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!
– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…
Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.
Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.
Ошибки при автоматизации
Делать ошибки при автоматизации звука могут родители, приступившие к занятию первый раз. Как правило, они возникают в первый день, когда взрослые не понимают, почему ребенок встречает сложности при автоматизации, неправильно произносит звук, не хочет заниматься. Логопеды предупреждают, процесс автоматизации не так прост, как кажется, подходить к нему стоит ответственно, изучив подробно каждый этап.
В логопедии за многолетний практический опыт имеется подборка распространенных ошибок родителей при самостоятельных занятиях с детьми.
- К автоматизации звука начинают переходить, когда ребенок еще не произносит его четко и правильно изолированно (в отдельности от других слогов, слов, букв).
- Начинают автоматизацию со сложного материала, пропуская чтение слогов, слов, словосочетаний. Сразу начинают работать с чистоговорками, скороговорками.
- Пропускают артикуляционную разминку, которая предназначена для того, чтобы настроить речевой аппарат на правильную и легкую работу со звуками, разогревая его и делая язык, губы, щеки более подвижными.
- Одновременно сочетают автоматизацию нескольких звуков, особенно если малыш путает их в речи: с-л, р-л, ж-с, ш-ж и т. д. Только при успешном закреплении одной буквы можно переходить к следующей.
- Взрослый просит ребенка повторить слова, слоги или предложения, не произнося четко звук, без артикуляционной позиции. Родитель должен быть как зеркало, как образец, за которым малыш должен повторять и учиться. При произношении Ж необходимо четко показывать, немного утрируя, как правильно проговаривать звук.
- Автоматизация звука проходит каждый раз на одном и том же материале, без применения наглядности.
- Родитель не хвалит ребенка за успехи, а только указывает на ошибки. Таким образом у малыша отпадает желание делать верно, работать и совершенствоваться, он теряет веру в себя.
- Автоматизация проходит скачкообразно, периодами, что неверно. При непостоянной работе невозможно достичь быстрого и эффективного результата. Необходимо проводить занятия с малышом ежедневно, не более времени, отведенного для его возрастной группы.
Поэтому пред началом занятий в домашних условиях лучше проконсультироваться у логопеда. Он проведет диагностику и укажет на имеющиеся дефекты. Также специалист даст рекомендации по коррекции нарушений и автоматизации звуков.
Раскраски на автоматизацию звука Л в чистоговорках:
ЮлаЛа-Ла-Ла – веселая юла.Лу-Лу-Лу– купили мы юлу.Лу-Лу-Лу – новую юлу.
Мила- помощницаЛа-ла-ла – как-то Мила пол мела.Ло-ло-ло – видит, на полу стекло.Лу-лу-лу – сто осколков на полу.Лы-лы-лы – Мила подмела полы.Ла-ла-ла – Мила маме помогла.
О футболеОл-ол-ол – очень любим мы футбол.Лы-лы-лы – забиваем мы голы.Ол-ол-ол – вот какой забили гол!Ол-ол-ол – забил я гол.
Про Клаву и АллуКла-кла-кла- Клава булки испекла.Эла-эла-эла-Алла булки съела.
Еловая чистоговоркаОл-ол-ол – с ёлки улетел щегол.Ал-ал-ал – мимо ёлки конь скакал.Ул-ул-ул – волк под ёлкою уснул.Ил-ил-ил – лось у ёлочки ходил.Эл-эл-эл – голубь к ёлки подлетел.
СкалаЛа-ла-ла – вот стоит скала.Лу-лу-лу – заберемся на скалу.Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!Лы-лы-лы – как слезем со скалы?
ЛушаЛа-ла-ла — цветы Луша полила.Ло-ло-ло — на улице тепло.Ла-ла-ла — девочка мала.Ала-ала-ала — бабочка летала.
Школьная историяОла-ола-ола – за вокзалом наша школаАла-ала-ала – шла из школы Алла.Ила-ила-ила – Алла двойку получила.Ала-ала-ала – Алла книжки не читала.Ула-ула-ула – только Алла в класс шагнула.Ала-ала-ала – нашей Алле стыдно стало!
ВеликанИл-ил-ил – великан в пещере жил.Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.Ол-ол-ол – и к портному он пошел.Ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.
СкакалкаАлка-алка-алка — у девочки скакалка.Алку-алку-алку — купили ей скакалку.Алка-алка-алка — новая скакалка.
СамосвалАл- ал- ал — мне купили самосвал.Ал- ал- ал — новый самосвал.Ал- ал- ал — едет самосвал.Ала- ала- ала — кузов есть у самосвала.
Чистоговорки на букву С
Ся-ся-ся, ся-ся-ся — не поймали карася. Се-се-се, се-се-се — карасей ловили все. Си-си-си, си-си-си — в водоеме караси. Ся-ся-ся, ся-ся-ся — вот поймать бы карася! Са-са-са, са-са-са — ой-ой-ой летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы! Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы. Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.
Са-са-са: на столе оса. Су-су-су: не боимся мы осу. Сы-сы-сы: жало остро у осы. Се-се-се: киселя дадим осе.
Сказала со смехом соседке синица: — Стать самой стрекучей сорока стремится!
Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.
Солнце-Солнце – золотое донце. Солнце – солнышко свети. Солнце – солнышко гори.
Пёс лису учуять смог — Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок — Сала дали псу кусок.
Работа в словах
Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:
- звук находится в начале;
- в середине;
- в конце.
Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.
Примеры упражнений
Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.
На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.
На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:
Повторение слов:
ША: шар, шапка, шайба.
ШУ: шум, шуба, шутка.
ЖА: жаба, жара, жало.
И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.
- Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
- Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
- Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
- Повторение словосочетаний:
- На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
- На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
- Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
- Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
- Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
- «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.
Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.
Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики
Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.
Артикуляционный метод
Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:
- губы «хоботком» — немного вытянуты, округлены наружу;
- язык «чашкой» — края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
- «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
- «помыли губки — почистили зубки» — языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.
При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.
Дыхательный способ
Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:
- «Ленточка» — губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
- «Осенний лист» — на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
- «Гейзер» — в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.
Подражательный метод
Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.
Так показывают произношение звука «Ж»:
- артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
- дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
- голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.
Советы:
Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.
Способ перехода от других звуков
Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко.
Примеры для «Ж»:
соответствие «Ш» — их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» — звонкий, а в «Ш» — глухой
Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него — к его произношению нужно подключать голос
При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
движение от «С» к «Ш»
Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш»
В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.
Технический метод
Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.
Автоматизация звука «Ж» в рассказах:
Рассмотрите с ребенком картинку, задавая вопросы. Старайтесь, чтоб малыш отвечал полными предложениями. Напоминайте ему, что звук «Ж» нужно говорить правильно ( губы округлены и слегка вытянуты вперед). Если ребенку трудно составить предложения — предлагайте повторять за вами. После раскрашивания проговорите текст еще раз. Придумывайте свои варианты! Это увлекательно!
Раскраски на звук «Ж»/ Картинки на звук «Ж» вс ловах, чистоговорках, рассказах станут одним из этапов в автоматизации данного звука. Картинки для раскрашивания сами по себе увлекают малышей. Здесь же они несут еще и дополнительную образовательную нагрузку.
Вам также будет интересно:
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Дифференциация звуков
- Автоматизация шипящих звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
- Презентации
Всем успехов и позитивного настроения!!!
Полезные советы:
Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ж» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ж».
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ж», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ж» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам
Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Чистоговорки на звук л
Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Алка-алка – у Володи палка.
Ил-ил-ил — в барабан я бил.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ла-ла-ла – Маша папе помогла.
Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.
Ла-ла-ла – наша Маша весела.
Ла-ла-ла — не забьете мне гола.
Ла-ла-ла — отвесная скала.
Ла-ла-ла — я малинник нашла.
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лу-лу-лу – дочка принесла пилу.
Лу-лу-лу — заведу юлу.
Лу-лу-лу — купили пилу.
Лу-лу-лу — обойдем скалу.
Лу-лу-лу – папа насорил в углу.
Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.
Лы-лы-лы — в доме новые котлы.
Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.
Лы-лы-лы — сели слева от скалы.
Олка-олка – у Володи иголка.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол — с папой я смотрю футбол.
Улка-улка – у Володи булка.
Ул-ул-ул — ветерок подул.
Ул-ул-ул — зимний лес уснул.
Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.
Определение позиции звука «Ж» в слове (начало, середина):
Звук «Ж» в словах может стоять в начале и в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЖУК. В этом слове звук «Ж» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ЖЖЖЖЖук.
- жаба, лужа, жабо, жадина, лежанка;
- ежи, жакет, ножик, Жасмин, жокей;
- ежик, жук, ножовка, сапожок, Жулик, живот;
- жонглер, жаворонок, пижама, баклажан, желудь, пирожок;
- жилет, ножик, жилье, ежи, желе, ужин;
- лыжи, оружие, жемчужина, жених, Жучка, ежевика;
Чистоговорки для детей на звуки
Чистоговорки для детей на звуки
Чистоговорки для детей на звуки:
-
Ам-ам-ам — каши тебе дам.
Аша—аша—аша — вкусненькая каша.
Аша—аша—аша — любит кашу Маша.
Ам-ам-ам-ам — кушай кашу по утрам. -
Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим! -
Вот Валюшка, вот Варюшка, вот ворона, вот ватрушка,
Вот вагончик, вот варенье,
Вот про «В» стихотворенье! -
Кто у нас говорит – говорит?
Целый час говорит – говорит?
Целый день говорит – говорит?
И когда идет, говорит – говорит? -
Когда стоит — говорит – говорит?
Когда сидит — говорит – говорит?
Когда лежит — говорит – говорит?
И когда бежит — говорит – говорит?
Даже если ест — говорит,
Даже если спит — говорит. -
То не Петя говорит, говорит.
То не мальчик говорит, говорит.
То его язык говорит.
Длинный розовый язык говорит. -
Хоть болтать и не годится, говорить,
Не могу остановиться, говорить. -
Дятел, дятел — наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом. -
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже? -
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. -
Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом! -
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница – река
Еду полощет, трет слегка,
А после – ест досыта.
Енот – любитель чистоты,
Не мытого не ест… А ты? -
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твое житье-бытье?
Буква Ё дает отчет:
Ничего житье течет.
Я ударная всегда!
Ой-ей-ей, вот это да! -
Ялик с якорем у Яшки.
Якорь даже на тельняшке.
Моряк наш Яшка! -
Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнет на юге Юля. -
Ключик, ключик, родничок, чистая волна!
Чей-то круглый кулачок звонко бьет со дна. -
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко! -
Мама купала в лохани малышку,
Мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Теплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Теплым, лохматым, большим полотенцем. -
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке. -
Нарисуй подъезд, портал,
Парус, павильон, пенал,
Постамент, плакат, планшет,
Папку, поручни, пакет. -
Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста. -
Весит слон
Триста тонн.
Тонна – ушко,
Тонна – ножка.
Вот так крошка! -
Филин со шкафа
Фыркал жирафу:
– Фу-фу,
Пыль на шкафу! -
Ходики ходят, они на ходу.
Ходики встали — попали в беду. -
Над кузницей, мельницей
Вьется метелица,
По лесу танцует,
И по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся. -
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист, чист! -
Дали Маше манной каши.
Маше каша надоела.
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
маме не надоедай! -
Два щенка щека к щеке
щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.