День железнодорожных войск

Оглавление

«По топям и болотам»

Одним из последних реализованных проектов железнодорожных войск стало строительство участка Журавка — Миллерово направления Москва — Адлер в 2017 году. Новые пути избавили Россию от необходимости пускать товарные и пассажирские составы через территорию Украины.

Строительные работы в Ростовской и Воронежской областях заняли три года и велись практически в круглосуточном режиме. Военные возвели 137 км железнодорожного полотна и проложили 318 км линий электропередач. Также были проведены работы по разминированию местности и археологические раскопки на 15 курганах.

Первые поезда по новой дороге прошли в сентябре 2017 года. За успешное завершение строительства артерии министр обороны Сергей Шойгу наградил 39-ю отдельную железнодорожную бригаду орденом Жукова.

Также по теме


«Неприемлемость силового давления»: как учения российской армии в Крыму повлияли на ситуацию вблизи западных рубежей РФ

Подразделения Вооружённых сил РФ, привлечённые к недавним масштабным учениям в Крыму, начали возвращаться в пункты постоянной…

По словам экспертов, ввод в строй участка Журавка — Миллерово радикально повысил транспортную безопасность юга России и снял барьеры для развития туризма, перевозки граждан и промышленных грузов.

Ещё одним значимым проектом железнодорожный войск стала реконструкция обрушившегося железнодорожного моста через реку Кола в Мурманской области. Работы проводились личным составом 29-й отдельной железнодорожной бригады совместно с инженерами Западного военного округа в июне прошлого года.

В настоявшее время ключевым проектом железнодорожных войск РФ является модернизация Байкало-Амурской магистрали. Военные 5-й отдельной Познанской бригады должны проложить вторую ветку БАМа в условиях болотистой местности и полного бездорожья.

«Наши железнодорожные войска первыми зашли на строительство второй ветки БАМа протяжённостью 340 километров. Это самый плохой участок, который есть на БАМе, самый сложнейший — по топям и болотам. Ни одной дороги рядом нет», — цитирует пресс-служба Минобороны РФ замглавы военного ведомства генерала армии Дмитрия Булгакова.

К строительству второго участка Байкало-Амурской магистрали железнодорожники приступили в конце июля. До 2025 года военнослужащие должны сдать в эксплуатацию 19 новых объектов, причём первые два — уже в следующем году. Об этом 3 августа на заседании Минобороны РФ заявил Сергей Шойгу.

По его словам, железнодорожникам предстоит «большой фронт работ». В связи с этим военное ведомство позаботилось о создании «максимально комфортных условий» для проживания и труда. В частности, на участках строительства были возведены современные блочно-модульные городки, привлечено около 700 единиц автомобильной, инженерной и специальной техники.

  • Участок Байкало-Амурской магистрали
  • РИА Новости

«Использование всего потенциала северо-восточной ветки позволит увеличить транспортные возможности Восточной Сибири, пропускную способность магистрали и объём транзитных перевозок. Россия также сможет расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — сообщил министр.

Как пояснил Дмитрий Литовкин, модернизация БАМа имеет большое значение для укрепления военной безопасности России и служит дополнительным стимулом экономического развития Сибири. С запуском северо-восточной ветки будет обеспечено более надёжное дорожное сообщение, говорит эксперт.

Схожего мнения придерживается и Алексей Хлопотов. По мнению аналитика, передача ЖДВ проекта второй артерии БАМа — свидетельство высокой оценки и доверия руководства РФ этому формированию ВС РФ.

История появления войск

Начиналось все в XIX веке с правления Николая I, когда он подписал 6 августа 1851 года указ, в котором говорилось о создании специальных войск необходимых для охраны железных полотен. Первоначально они охраняли дорогу Москва — Санкт-Петербург. Тогда в состав войск входили подразделения:

  • телеграфические;
  • конструкторские;
  • ремонтные;
  • кондукторские.

В течение всей Первой мировой войны эти войска построили почти 5 тыс. км узколинейных и больше чем 300 км широколинейных сообщений. Они восстановили примерно 4 тыс. км транспортной дороги, а после завершения войны на войска была возложена миссия по созданию новых и восстановлению старых транспортных сообщений.

Но сложней всего было во времена Великой Отечественной войны, когда на плечи солдат легла задача — восстановить не только поврежденные колеи, но еще и разрушенные мосты.

В составе любого поезда было несколько специальных вагонов, которые выполняли ту либо иную функцию:

  • вагон-баня;
  • столовая;
  • отдел для дезинфекции;
  • парикмахерская;
  • электростанция;
  • цистерна для воды.

Не секрет, что ни в одной другой стране нет таких же железнодорожных войск, как в нашей. Невероятно много бронепоездов находятся на вооружении армии. Кроме того, имеется самая длинная железная дорога в мире, протяженностью больше 150 тыс. км. И потому, многочисленные поздравления с праздником принимаются служащими по всем уголкам страны.

Это невероятно огромная зона ответственности, а главное, существует простор для дальнейшего формирования. В последнее время военные очень активно начинают работать с большими гражданскими фирмами, в первую очередь ОАО «РЖД», которые помогают в строительстве и прокладке новых дорог.

Техника Железнодорожных войск

ТМВ-2 тяговый модуль вагонов. Предназначение многофункционального средства ТМВ-2 с комбинированным рельсо-колёсным ходом:

  • работы на железнодорожных путях организаций на маневрировании и поездках на территории организаций;
  • транспортировка в вагонном депо по железнодорожной линии до 15 порожних грузовых вагонов,
  • транспортировка их в ремонтное предприятие, постановка и уборка грузовых вагонов в местах ремонтных работ;
  • применение в виде силового агрегата для транспортировки и поддержания работоспособного состояния гидрофицированного инструмента и оборудования для текущих ремонтных работ и исправления поломок на железнодорожной линии и переезде, ремонт верхнего строения пути, и при работах специального и аварийно-восстановительного характера.

При использовании пневмоколёсного хода транспортное средство предназначается для доставки груза на грузовой платформе или прицепе по автомобильным дорогам.

Устройства безударного пуска УБПВД-ВЦ.

С помощью устройств безударного пуска выполняется:

  • проверка исправности тиристоров перед пуском двигателя;
  • постепенное нарастание тока двигателя, пока не будет достигнут начальный показатель токоограничения, обеспечивающий функцию трогания двигателя;
  • формирование заданного токоограничения по времени для осуществления разгона двигателя;
  • фиксация завершения разгона и выдача сигнала для включения высоковольтного выключателя, обеспечивающего прямое подключение двигателя к сети по завершении разгона;
  • контроль времени разгона электродвигателя и выдача сигнала для прекращения пуска в случае превышения заданного времени разгона.

В таких устройствах имеется цифровая система управления для удобного программирования настроек параметров.

Когда отмечается День железнодорожника

Роль железных дорог в развитии любой страны, в том числе, и России, сложно переоценить. И конечно, у всех людей, работающих на железной дороге должен быть свой профессиональный праздник – День железнодорожника.

Впервые в нашей стране этот день был учрежден еще в 1896 году. Его полагалось праздновать 25 июня, в день рождения Николая I, фактически начавшего дело строительства первых железных дорог в России. Однако после октябрьского переворота 1917 года этот праздник был отменен. И снова его начали праздновать лишь спустя 19 лет. В 1936 году, специальным Постановлением Правительства День железнодорожника устанавливался 30 июля, а позже, 28 июля 1936 года было выпущено специальное Постановление правительства. Впрочем, эта дата сохранилась не слишком долго, лишь до 1940 года, когда было решено отмечать этот профессиональный праздник в первое воскресенье августа ежегодно. Так его отмечают и в наши дни. Таким образом, в 2022 году День железнодорожника будет отмечаться 7 августа.

Фильм, посвященный празднику

Рисунок 4. Кадр из х/ф «Коридор бессмертия»

В 2019 году был снят фильм о подвиге железнодорожников в годы ВОВ – «Коридор бессмертия». Съемочный процесс длился долго, началась работа над проектом еще в 2013 году.

Художественный фильм посвящен события ВОВ. По распоряжению правительства СССР зимой 1943 года железнодорожным войскам удалось пробить коридор к блокадному Ленинграду. Узкий участок дороги был проложен вдоль Ладожского озера. Ежедневно немцы обстреливали этот участок, с неба сбрасывались бомбы.

За 17 дней в смертельно-опасных условиях было проложено две ветки рельсов, по которым в Ленинград доставляли продовольствие и вывозили стариков и детей.

История становления

Воинские части железнодорожных войск в России появились 6 августа 1851 года. Они стали первым в мире подобным подразделением. Железная дорога в стране появилась гораздо раньше – в 1937 году. Российские ж/д отличалась от европейских. В Европе колея имела ширину римской повозки. В России привыкли делать все с большим размахом. Ж/д полотно строилось шире. Цель – транспортировка составов с большим грузом. Заграничные паровозы не подходили для российских дорог. Следовало конструировать собственные.

Царскосельская линия послужила для обкатки

Инженерам было важно увидеть как техника и само полотно перенесут суровую русскую зиму. Свои паровозы в России стали выпускать с 1845 года

С середины 19-го века ЖД магистрали начинают активно строить частные компании. Одна за одной появлялись новые дороги – «хлебная» в Поволжье, Оренбургская, Дальневосточная (Транссиб). По своей длине и сложности строительства Транссибирская магистраль стала самым великим мировым техническим достижением. Даже сейчас ей нет равных по протяженности.

В 1851 году, после строительства путей сообщения из Санкт-Петербурга в Москву появилась необходимость в формировании специальных подразделений в задачи которых входила охрана железнодорожных линий, для обеспечения их бесперебойной работы. В то время, появляются проекты использования ж/д полотна в военных целях.

Решением этого вопроса занималось Главное Управление путей сообщения. В конце 19-го века не было разделения служб на гражданские и военные, поэтому в подчинении Управления находились военно-инженерные части и строительные бригады. Для охраны магистрали «Санкт-Петербург-Москва» сформировалась часть ЖДВ

, состав которой сформировался из служащих, ранее занимавшихся охраной сухопутных трасс. Численность военно-рабочих рот насчитывала 3,5 тысячи военнослужащих.

Особенности профессии железнодорожника

Железнодорожниками называют людей, чья профессия, так или иначе, связана с этим видом транспорта. Железная дорога – это, по сути, целое отдельное государство, огромная страна, находящаяся внутри другого государства. Вокзалы, дороги, жители – все подчиняется единому ритму и единым законам. Работники железной дороги могут быть заняты тяжелым физическим трудом — строители и ремонтные бригады, а могут быть квалифицированными специалистами, например, инженерами или машинистами. Есть начальники. Отвечающие за целые участки и подразделения, а есть и скромные служащие, например – проводники. Но всех их объединяет одно, все они называются железнодорожниками. И все они с полным правом будут отмечать День Железнодорожника в 2022 году.

Быть железнодорожником очень непросто. Как и в любом другом государстве, основная масса работников железных дорог не сиди в теплых кабинетах, а работает, порой в очень непростых погодных условиях. Многим приходится дежурить целыми сутками, что тоже не самым лучшим образом сказывается на их здоровье и на ритме жизни. Но работа любого железнодорожника направлена на выполнение единой общей задачи – не допустить аварийных ситуаций и не допустить сбоя в графике движения поездов по железной дороге. Поэтому железную дорогу можно еще сравнить с огромными часами – она должна работать так же точно и без сбоев. Ведь иногда достаточно, чтобы из строя вышла только маленькая шестеренка, для того чтобы сломался весь отлаженный механизм.

Железнодорожники должны быть выносливыми, внимательными, ответственно относиться к своей работе, соблюдать профессионализм. Многим из них приходится постоянно работать с людьми, а ведь пассажиры, особенно куда-то опаздывающие, что уж там греха таить – это не самые приятные для общения люди. Поэтому железнодорожникам нужно быть стрессоустойчивыми, вежливыми и уметь быстро решать возникающие проблемы.

Российские железные дороги составляют единую сеть с евразийскими железными дорогами, по ним осуществляется перевозка людей между различными странами Европы и Азии, а при участии портов – и с Американским континентом. Кроме того, именно по железным дорогам нашей страны перевозится наибольшее количество грузов. Для сравнения – доля железнодорожного грузооборота составляет около 50 %, а все остальные виды транспорта делят между собой остальные 50 %, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю.

Неудивительно, что железнодорожники занимают такое почетное место среди представителей остальных профессий.

Немного истории

Не все представляют себе, что такое железнодорожные войска, для чего они нужны, когда и как появились,  какие у них обязанности, хотя общее представление сразу складывается.

История этого рода войск начинается в годы правления Николая Первого, когда в российской империи построили первую железку, она пролегла между двумя столицами – Москвой и Петербургом.

Вместе с постройкой линии возник вопрос об обеспечении безопасности этой самой дороги, ведь первыми ее пассажирами были дворяне, в том числе и первые лица империи, их охрану не доверишь гражданскому персоналу.

Поэтому царским указам было принято положение, согласно которому в империи создавался новый род войск, для обеспечения порядка на железной дороге. Произошло сие знаменательное событие 6 августа 1851 года.

При этом на обеспечение новых войск денег не жалели, а уже через четверть века они отправились на свою первую войну, это была русско-турецкая война 1877-78 гг. Перед железнодорожными войсками была поставлена следующая задача: обеспечить бесперебойную поставку в войска продовольствия и боеприпасов на участке между Галацем и Бендерами.

Затем последовала первая мировая и революция, и если на войне войска выполняли привычную работу по обеспечению бесперебойной работы железной дороги, то после революции в январе 1918 новое руководство страны их распустило как ненужные. Правда уже к концу года осознало свою ошибку и в октябре этого же года их восстановили в полном объеме.

При этом на плечи железнодорожников лег огромный объем работы по восстановлению работоспособности железки, с учетом того, что вся экономика страны лежала в разрухе. Кроме восстановления имеющихся путей, советская власть занималась прокладыванием новых. Так что работы у железнодорожных отрядов было много.

Чего стоит только следующий факт: за время боевых действия на территории СССР было уничтожено более 129 тысяч км, путей и порядка 15 тысяч железнодорожных мостов, а восстанавливать их нужно было в кратчайшие сроки, в некоторые моменты и под вражеским огнем.

Кроме восстановления поврежденных путей, войска занимались прокладыванием новых путей и строительством новых мостов. Руководство страны оценило заслуги бойцов, многие из них были награждены медалями, почетными орденами и званиями.

После окончания войны обязанностей стало еще больше, ведь требовалось скорейшим образом восстановить все разрушенное и проложить новые пути, в том числе и гражданского направления.

В современной истории право на празднование своего дня было дано указом российского президента от 1996 года. На данный момент состав железнодорожных войск составляет порядка 25 тысяч человек, включая и гражданский персонал.

Поздравления с Днем ЖДВ от губернатора ветеранам

Уважаемые военнослужащие и ветераны железнодорожных войск!

Примите искренние поздравления по случаю профессионального праздника!

2021 год – знаковый для вашей службы. 170 лет назад был издан императорский указ о создании в России первых подразделений железнодорожных войск. Сегодня на вашем счету немало заслуженных побед и профессиональных успехов.

Применение современных технологий и методик, постоянное совершенствование уровня подготовки личного состава служат развитию и повышению эффективности железнодорожных войск. Но не менее важны личные качества офицеров и специалистов: мужество, патриотизм, ответственность. Все это позволяет вам нерушимо стоять на страже интересов России и ее граждан.

Желаю вам успехов на службе Отечеству, здоровья, благополучия и мирного неба над головой!

Интересные факты

Со днем ЖД войск связано много интересных фактов. Это лишь некоторые из них:

  • Как известно, наиболее массированные удары по полотнам железной дороги приходились во время Второй мировой войны. За первые несколько суток неприятель разрушил приблизительно 100 важных стратегических объектов. А к декабрю 1941 года их количество достигло 1500 штук.
  • Численность военных ЖД войск составляет 23 тыс. человек, из которых только 5 тыс. контрактники.
  • В 2015 году был отремонтирован путь длиной 90 км.
  • В 2016 году на баланс этих военных образований поступило почти 70 единиц специальной техники.
  • Благодаря активному перевооружению до 2020 года планируется поступление до 80 процентов самого нового технического оборудования.

https://youtube.com/watch?v=mewlS2v8Qjw

Эмблема Железнодорожных войск

Малая эмблема. На ней изображён серебряный шестопёр и железнодорожное колесо с крыльями, вверху на них опирается конструкция железнодорожного моста, а внизу перекрещённый молоток с путевым ключом.

Средняя эмблема. Изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, который в лапах держит перекрещённый с путевым ключом молоток, с треугольным красным щитом на груди конусом вниз, а другой стороной доходящий до короны. На щите изображение всадника, поражающего копьём змея.

Большая эмблема (герб). Изображена малая эмблема ЖДВ на чёрном геральдическом щите. У щита фигурная форма, заострённая в оконечности, с волнистой заострённостью наверху в центре, скошенные верхние углы и боковые стороны, вогнутые наверху и расширенные снизу. Над щитом располагается средняя эмблема ЖДВ.

Железнодорожные войска сегодня

Современные условия ставят перед Железнодорожными войсками все новые задачи. В соответствии с требованиями времени и внедрением все более сложной техники уровень подготовки личного состава неуклонно повышается, а ее методика постоянно совершенствуется.

В Железнодорожных войсках с недавнего времени практикуется получение военнослужащими срочной службы дополнительного профессионального образования. Наиболее актуальными задачами сегодня являются техническое переоснащение, подготовка личного состава и качественное комплектование Железнодорожных войск, совершенствование методов управления и обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

Особого внимания заслуживает анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике, где ими был выполнен значительный объем работ по восстановлению функционирования железнодорожной сети региона. Обеспечивалась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность доставки грузов для восстановления экономики республики. Была проверена на практике готовность частей Железнодорожных войск к выполнению восстановительных работ при попутных разрушениях и воздействиях диверсионных групп противника на железнодорожные объекты.

С начала проведения контртеррористических операций силами Железнодорожных войск обезврежено более 2 тысяч взрывоопасных предметов, проведено сплошное разминирование на 17 тыс. км железнодорожных путей. Только в текущем году было сопровождено более 600 единиц подвижного состава, перевезено более 2 тысяч человек личного состава. За успешное выполнение специального задания в период с 1999 г. по настоящее время более 820 военнослужащих Железнодорожных войск награждены государственными наградами. Анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике убедительно свидетельствует, что в восстановлении железных дорог в боевых условиях Железнодорожным войскам альтернативы нет.

Солдаты — железнодорожники вносили неоценимый вклад в строительство железных дорог во все времена – и в эпоху царей, и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, и в послевоенное время, восстанавливая разрушенное хозяйство страны.

На протяжении своей истории многое в оснащении, тактике и оперативном искусстве Железнодорожных войск изменялось, однако неизменными остаются верность военных железнодорожников долгу и преданность Отечеству.

Как празднуют День железнодорожника

  1. Вы спросите, что происходит, когда день железнодорожника наступает? Празднуют и чествуют достойных. Конечно, вы снова спросите «Как?», если поезда ходят по расписанию и работа кипит полным ходом.
  2. Конечно, не все встречают праздник в теплой семейной компании. Но самых достойных даже награждают наградами и премиями в Кремлевском дворце съездов. Именно президент удостаивает их такой награде.
  3. Ну а рядовые работники, которых праздник застает в пути, как и известно, по традиции получают поздравления по телефону, могут позволить себе немного шампанского. Но только не машинисты.
  4. Что самое интересное – этот праздник можно назвать и международным в этот день. Так как многие страны именно 4 ноября тоже празднуют день железнодорожника.

Хочется сказать еще об одном интересном факте – более 20% перевозимых грузов в мире осуществляется именно по железной дороге. А для многих регионов Российской Федерации – это самый важны транспорт, так как другой может не пройти, из-за сложного рельефа местности. Так что уважайте труд железнодорожников. Они работают для вас каждые сутки.

Напоминаем, что День железнодорожника в 2022 году выпадает на 7 августа.