Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции
Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.
По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.
Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.
Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».
Традиции и обряды
В канун женского дня, несколько женщин собирали по деревне яйца, для главного блюда праздника – яичницы девичницы. В некоторых деревнях яйца собирались до рассвета с песнями-окличками, подходили к дому и пели с просьбой «выйти на крыльцо и вынести яйцо».
В обед обязательно все женщины ходили в церковь. Всем селом заказывался молебен, оплатой за который выступали яйца и лен. Обычаи Радоницы посещать кладбище с крашеными яйцами в некоторых районах России переносились в канун воскресенья святых жен. Заказывались мирские сорокоусты обо всех усопших. Поминали и женщин мироносиц в этот день, много молились и читали Библию. Считалось, что каждая женщина несет в себе мир для мира, для этого нужна крепкая вера.
Обряды кумления, которые проводились до самой Троицы, тоже были в почете в этот праздник. Подруги обменивались своими вещами в качестве подарков и становились кумушками. После кумления, дружеская связь становилась крепче, считалось, что сам Бог благословлял их дружбу.
Обряды с кукушкой пришли из дохристианской Руси. Фигурка птички делалась из травы и вмещала в себя образ женской души, женщины-матери и жены. Куклу закапывали – хоронили, а потом резко вытаскивали из земли, так она воскрешала. Обряд проводили на семейное счастье и крепкие взаимоотношения.
Вечером устраивали настоящий праздник с курицей и яичницей на костре. Яичница делалась общая и делилась поровну. В некоторых деревнях девушки собирались гурьбой и заходили в каждый дом, чтобы покушать праздничное блюдо. Желтки в этот день были символом солнца, которое было символом этого праздника. Олицетворение Бога в виде солнца пришло еще из языческих времен и вплелось уже в христианские обычаи. У древних славян желток символ способности к продолжению рода.
Обязательно подготовкой к празднику занимался только слабый пол, даже кур в этот день разделывали они. Мужчин иногда пускали на девичники, женщин считали именинницами, и мужья старались не спорить и не ругаться с ними.
В бабий праздник женщины выходили в поле и молились за хороший урожай льна. В некоторых деревнях было обычаем выходить в поле с яичницей, кушать ее, а после просить Бога, чтобы лен уродился.
Другие варианты обряда
Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы — “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.
Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.
После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.
Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.
Первыми узнали о воскресении Иисуса
Воскресный день 16 мая посвящен воспоминанию о святых женщинах, которые принадлежали к различным сословиям и возрастам и следовали за Сыном Божиим, словно его ученицы. На третий день после погребения Иисуса, согласно существовавшей в Иудее традиции, они пришли к его гробу, чтобы смазать его тело пахучим маслом, которое называется «миро». Поэтому их и именуют мироносицами.
И там они встретились с ангелом, поведовавшим им о том, что Спаситель вознесся на Небеса. В то время как даже апостолы покинули его от страха перед преследованиями, простые женщины и после земной смерти Христа остались верными ему. И их чистая и непоколебимая вера была вознагражден: они были удостоены великой чести — узнать первыми о чуде воскресения Иисуса.
«Ну очень сложно»: певица Валерия приоткрыла завесу тайны шоу «Маска»
Черногория разрешила импорт российской вакцины «Спутник V»
Как смастерить аккуратный шкафчик для хранения лекарств: пошаговая инструкция
Кто такие жёны-мироносицы
В Праздник жён-мироносиц Православные почитают мироносиц Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и других. Именно они стали свидетельницами страданий, смерти и Воскрешения Иисуса Христа.
Они пришли ко гробу Христа с миро (специальное масло, благовония) чтобы умастить им его тело. Мироносицы не побоялись возможного наказания, не стали прятаться, а пришли прямо к месту, где находилось тело Иисуса. Таким образом они проявили истинную веру, непоколебимую, настоящую преданность Спасителю. И именно им впервые явился воскресший Иисус Христос.
Больше того, то самое пасхальное приветствие, которое все мы произносим во время Пасхи, «Христос воскресе!» — принадлежит святым жёнам мироносицам. Потому эти благочестивые истинные христианки и почитаются в христианстве, и в честь них установлен особый праздник.
В этот день также вспоминают Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса — Никодима, так как они первыми помазали Иисуса перед погребением.
Праздник Жён-мироносиц
День жён-мироносиц — женский православный праздник. Отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Следующая за ним неделя, третья неделя по Пасхе, имеет название Неделя святых жён-мироносиц.
В славянской традиции данный праздник считается женским, аналогом Международного женского дня. В связи с этим, он имеет такие названия, как «Бабий праздник», «Женский праздник», «Бабья яичница», «Бабья братчина», «Бабья неделя» и др.
На Руси верили, что все женщины в этот праздник — именинницы. Девушки и женщины собирались на праздники, без мужчин. Готовились специальные блюда, среди которых были «бабья яичница», блюда из кур и т. д. Днём женщины посещали церковь, заказывали молебен, а вечером устраивался праздничный ужин, где присутствовали блюда из яиц и курятины, пелись традиционные песни. Мужчин сюда не приглашали, и гуляли до поздней ночи.
Также в этот народно-христианский праздник поминают усопших. День жён-мироносиц заканчивает Радоницкую неделю, которая является поминальной, начинается на вторую неделю после Пасхи.
Воскресенье, 16 мая 2021 года, святых жен-мироносиц
Третье воскресенье по Пасхе посвящено женам-мироносицам – тем женщинам и девушкам, которые слушали Спасителя и следовали за Ним вместе с учениками-апостолами, но при этом еще и служили своим имением. Когда же Господь был осужден на распятие, эти женщины последовали и на Голгофу. Они плакали у подножия Креста. Они не отходили от Иисуса Христа во время Его земной проповеди и не оставили после смерти. На третий день они пришли ко гробу помазать тело Учителя благовониями, главное и самое дорогое из которых было миро (поэтому — мироносицы). И обнаружили отброшенный от входа в пещеру камень и отсутствие тела Учителя. Ангел сообщил им, что Спаситель воскрес, и женщины побежали в город рассказать об этом остальным. С апостолами Иоанном и Петром к пещере вернулась Мария Магдалина. Не найдя ни Христа, ни ангела, апостолы вскоре в недоумении ушли, Мария же осталась. И тогда ей явился воскресший Господь, но она Его не узнала, пока Он не назвал ее по имени. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана равноапостольной.
Память Никодима и Иосифа Аримафейского Церковь празднует в один день с памятью жен-мироносиц. Оба были тайными учениками Спасителя и членами Синедриона, не участвовавшими в суде над Христом. Никодим пытался защищать своего Учителя: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» После смерти Спасителя Иосиф пошел к Пилату просить Тело Господа. Вместе с Никодимом снял Господа с креста, обернул плащаницей и положил в новом гробе, который приготовил для себя в Гефсиманском саду. В этот момент с ними вместе были Богородица и жены-мироносицы.
Жены-мироносицы у Гроба Господня.
XV век
Источник icons.pstgu.ru
Тропарь Недели жен-мироносиц
Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость. Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.
Кондак Недели жен-мироносиц
Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.
Подробнее о женах-мироносицах читайте в наших материалах:
• Главное о женах-мироносицах в слайдах «Фомы»
• Жены-мироносицы: история в картинках
• Иисус и Мария Магдалина: современные «сенсации»
Сохранившиеся имена
День жен-мироносиц отмечается в честь воспоминания о женщинах, из которых до нас дошли имена семерых. К ним относятся:
- Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от одержимости.
- Мария Клеопова, бывшая матерью Иакова и Иосии.
- Саломия – мать апостола Иоанна Богослова и Иакова Зеведеев.
- Иоанна – супруга Хузы, служившего у царя Ирода.
- Мария и Марфа, известные как сестры Лазаря, бывшего близким другом Иисуса, которого тот воскресил.
- Сусанна, о которой нет никаких сведений.
В Евангелии упоминается и о множестве других женщин, служивших Христу, которые из Галилеи вместе с ним пришли в Иерусалим, но их имена не сохранились в истории.
Вне сомнений, они меньше, чем ученики Иисуса (до того, как на тех сошел Святой Дух в Пятидесятницу), знали о конечном смысле того, что означали пришествие Сына Божия на землю и его спасительные деяния. В первую очередь они видели в нем сына своей подруги Марии, которая рано стала вдовой. А также человека, избравшего трудный путь равви – странствующего учителя Священного Писания.
Праздничные действа
День святых жен мироносиц официально считается международным и отмечается во многих странах земного шара. Представительницы прекрасного пола дают жизнь, привносят идеалы доброты и полноценной любви, оберегают домашний очаг и являются крепкой опорой для супруга и детей.
Богоматерь — ярчайший и значительный пример, олицетворяющий идеал женского начала. Она продемонстрировала всепоглощающую любовь и бесконечное самопожертвование, родив и проводив на крестные муки Сына Божьего.
На мироносицкой неделе выделялось время для литургии в честь памяти об умерших. Для этого каждый приход в обязательном порядке проводил поминальный сорокоуст.
В Родительскую субботу люди отправлялись на кладбища и оставляли крашеные яйца на могилах. Эта традиция имеет некоторое отношение к языческим корням, прославляющим собственных предков. Торжество также имеет основание в символическом обожествлении природы и наступлении земледельческого периода.
Православный женский праздник ежегодно отмечается во всех христианских церквях Российской Федерации, а также за её пределами. В места веры стекаются ревностные паломники и обыкновенные миряне. Прихожане смиренно ищут опоры в диалогах с местными служителями. Пастыри, проводящие литургические ритуалы, поздравляют верующих с торжеством, желают света и большой радости.
Церковь отмечает не только подвиги библейских жен, но и всех матерей, трудящихся во благо христианской веры
Священнослужители особенно подчеркивают важность женского участия в делах Церкви. Для православия оно являются оплотом целомудрия, духовной чистоты и верности.
В воскресных школах учителя подготавливают вместе с юными учениками концерт для матерей, бабушек и сестер
Здесь разыгрывают сцены из Священных Текстов, где прославляются евангельские героини, святые женщины — продолжательницы людского рода.
Внимание! Этот день является официальным, христиане поздравляют своих матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для Церкви это торжество символизирует истинное целомудрие, нравственную чистоту и безграничную любовь женского начала
Торжество Жен-мироносиц будет отмечаться 3 мая 2020 г. На празднике вспомнят имена библейских матерей, которые принимали Христа в своем доме, вели Его на Голгофу и совершали помазание его тела.
Святые Жёны Мироносцы. Православный Женский день
Жены-мироносицы
Христос Воскресе! С праздником святых жен-мироносиц!
3-я неделя по Пасхе называется неделей святых жен-мироносиц. Церковь вспоминает женщин, которые ревностно спешили ко гробу Господа, чтобы помазать его тело миром. Несмотря на страх, после темной бессонной ночи, не щадя никаких средств и сил, святые жены-мироносицы спешили для совершения поступка любви.
Однако дело, с которым так спешили эти женщины, уже было совершено. Как повествует нам Евангелие: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12), – изрек Господь о женщине, которая в Вифании, в доме Симона прокаженного, во время вечери, возлила драгоценное нардовое миро на главу Христову.
И что же ждет этих жен у гроба Господа? Разочарование? Нет! Господь несравненно богаче вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Своего Учителя и мертвого во гробе! Жены-мироносицы стали благовестницами Воскресения Христа и Его славы!
Вспомним события утреннего воскресного посещения женами-мироносицами гроба Господня в изложении Г. Сенкевича.
Явление Ангела женам-мироносицам
– Кто отвалит нам камень от входа во гроб? – Мироносицы вопросительно посмотрели друг на друга. Они вышли еще ранним утром, чтобы посетить священное место. – Мы сами не в состоянии – он ведь очень велик и тяжел, – заметила Саломия.
Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда: им известно наше намерение прийти ко гробу и помазать миром тело Учителя… – ответила Иоанна.
С каждой минутой становилось светлее. Но торжествующая радость зари обновления не находила отклика в сердцах опечаленных жен-мироносиц. Мария подняла заплаканные глаза к небу, но лишь затем, чтобы снова опустить их со словами:
– Как могут птицы, которых Он так любил слушать, веселиться радоваться сегодня, когда Он…
Жены двинулись дальше. Но вот и сад. Они вошли в калитку и, не оглядываясь по сторонам, пошли к гробу. Приблизившись к пещере, они вдруг заметили, что камень отвален и лежит у входа.
Мироносицы вошли внутрь пещеры и в молчаливом изумлении посмотрели друг на друга. Углубление, где было положено тело Господа Иисуса, было пусто. По правую его сторону жены увидели сидящего юношу, от одеяния которого исходил таинственный свет ярко озарявший темную пещеру.
Они в страхе потупили взоры, а Ангел сказал: «Не бойтесь, я знаю, вы ищете Иисуса Назарянина, Распятого… Что ищете живого между мертвыми? Нет Его здесь. Он воскрес. Вот место, где положили Его. Но пойдите и скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее; там Его встретите, как Он обещал вам, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки грешников, распяту и в третий день воскреснуть».
Выйдя поспешно из гроба, мироносицы со страхом и радостью великой побежали возвестить виденное ученикам Христовым.
Ласточки новой весны
Жены-мироносицы не успели совершить своего поступка любви, но Господь помазал эти живые души елеем радости. Безутешные горлицы, плакальщицы, сии бедные женщины, стали ласточками новой весны. Стали святыми в Царствии Господа и Бога нашего!
День жен-мироносиц!
Православный женский день
Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто – с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно – сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из “рабства”, в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал – 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, “поработившая” женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 7 мая). В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название – мироносицы).
Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников “равенства любой ценой” такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим “догматическим предрассудком” уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина – не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина – просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из “праха земного”, затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…
И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине – Матери Иисуса Христа – говорит “Честнейшая, чем херувимы” и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все – и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц – прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.
День памяти святых
Краткое житие юных супругов-христиан слушайте на радио «Вера».
Преподобный Феодосий Киево-Печерский (1074)
Источник azbyka.ru
Пять поучений преподобного Феодосия Печерского читайте в нашем материале.
Небольшой рассказ о жизни родоначальника монашества на Руси слушайте на радио «Вера».
Преподобный Петр чудотворец, епископ Аргосский (X)
По его молитвам пища, предназначенная для голодающих, никогда не заканчивалась. Епископ выкупал пленников, исцелял больных и одержимых, обладал даром прозорливости. Задолго предсказал день своей кончины и отошел ко Господу в 70 лет.
Преподобные Иулиания (1393) и Евпраксия (1394) Московские
Преподобные Иулиания и Евпраксия были родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского. В народе они почитались как святые еще при жизни — за милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали этому осуществиться.
Прославление преподобных Иулиании и Евпраксии было совершено в 2000 году.
Читать житие подробнее
В благочестивом семействе родителей святителя было 5 сыновей и 2 дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия – покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Большую часть той местночти тогда покрывали луга с сенокосами, отчего и называлась она Остожье, Стоженец, ныне — Остоженка. С одной стороны протекала давно уже не существующая речка Остоженка, с другой – Москва-река.
Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра, монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.
Краткий рассказ об одной из самых известных грузинских святых читайте в нашем материале.
Мария Магдалина
Мария Магдалина – святая равноапостольная, почитаемая Православной Церковью как одна из жен-мироносиц. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в шести эпизодах:
1. Когда она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. После этого она последовала за Христом, служа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она присутствовала на Голгофе во время крестной смерти Христа (Мф.27:56); 4. Стала свидетельницей Его погребения (Мф.27:61); 5. Стала одной из жен-мироносиц (10), которым Ангел возвестил о Его воскресении (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она первой увидела воскресшего Спасителя, приняв Его за садовника. (Ин.20:11-18).
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала (откуда, по некоторому ряду мнений и происходит ее прозвание – «Магдалина», ивр. «уроженка города Мигдал-Эль»), в Галилее, в северной части Святой Земли, на берегу Геннисаретского озера, неподалеку от того места, где крестил Иоанн Креститель.
Что касается первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины, то известно, что она была подвержена неизлечимому недугу, была одержима, согласно Евангелию от Луки, «семью бесами» (Лк.8:2). Не уточняются причины и обстоятельства произошедшего с ней. Считается, что Мария Магдалина была одержима не вследствие своей греховности, а потому, что Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией – чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума и привлечение ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.
Однажды Мария Магдалина услышала о Чудотворце, «исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.9:35). Она начинает искать Его, видит, что «многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Мария Магдалина пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеления и получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесам и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя.
В византийской литературе повествуется о том, что после крестной смерти Спасителя, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к св. апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в своих трудах. Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме (Рим.16:6). Скончалась она также в Эфесе.
Откуда назвние «мироносицы»?
Согласно древнееврейским традициям, использовали специальные обряды для смазывания тела умершего человека перед его погребением. Его покрывали специальным ароматическим маслом — миро. По этой причине мироносицами называли женщин, которые несли к могиле Иисуса Христа миро, чтобы провести погребальный ритуал. Согласно тексту Святого Писания, в третьи сутки после распятия Спасителя, ряд женщин, среди которых была Саломия, Мария Магдалина, Иоанна и другие отправились к пещере, где должно было остаться Его тело. В этом поступке проявляется бесстрашие дев. Они понимали, что могилу Иисуса охраняют стражники, но все же решили прийти и провести ритуал над Трехдневным Мертвецом. Правда, обряд им так и не было предначертано провести, ведь гроб оказался пустым.
Ангел, который находился в пещере, сообщил женщинам о том, что нет смысла искать живого среди мертвых, ведь Он выполнил обещание и воскрес. Основала традицию говорить «Христос Воскрес» Мария Магдалина, которая первой зашла в пещеру и обратилась с этими словами к другим женам-мироносицам. Она выбежала к остальным соратникам Спасителя и заявила, что Христос воистину является Сыном Божьим. Кроме этого, она сообщила окружающим, что видела воочию Бога. Мария принесла первую благую весть апостолам, известив о великом чуде, которое состоялось неподалеку от Голгофы. По сути, эти же слова являлись первой в мире проповедью, которая была посвящена Воскресению Сына Божьего. С тех пор появилась традиция в честь праздника Пасхи дарить красное яйцо. Согласно традициям Русской православной церкви, в этот день вспоминают о всех женщинах-христианках. По сути, праздник стал религиозным аналогом восьмого марта.
История праздника
Это день памяти Иосифа и Никодима, учеников Христа, а Никодим был тайным учеником и посещал Иисуса ночью. Иосиф просил отдать тело учителя для захоронения у Понтия. Предоставил свою гробницу, гроб, высеченный из скалы, снял Иисуса с креста и закутал в плащину. Никодим принес для помазанья смесь алоэ и смирны, они помазали тело и попрощались со Спасителем согласно обычаям того века.
Жены-мироносицы – это ученицы Иисуса Христа, которые принимали его в своих домах. После его распятия, они находились рядом с ним до последнего вздоха, сопереживая и разделяя страдания. Сопровождали тело до гробницы, а в воскресенье пришли с мирой (ароматическими маслами) провести обряд прощания с телом Сына Божьего. Отсюда и назвали их мироносицы. Многие ученики Христа убегали в страхе казни иудей, вера женщин заставила быть сильными и мужественными в своем решении стоять до последнего. Они были первыми свидетельницами чуда воскрешения, впервые прозвучала фраза «Христос воскресе!». Позже, женщины были причислены к лику святых. Третье воскресенье от Пасхи для православных женщин считается женским днем, в котором тесно переплелись церковные и старорусские обряды.
Иконография
Создано немало различных иконописных картин, на которых изображены мироносицы. Древнейшая икона, которая посвящена святым женщинам, была создана более двух тысяч лет назад. На ней можно увидеть девушек, которые в одной руке несут сосуды с маслом, а во второй освещенные факелы. Позднее начали появляться другие изображения, на которых показаны ангелы, сидящие около пещеры с телом Иисуса. Наиболее известной иконой считается образ, который называют «Явление ангела». Именно его можно часто встретить в храмах.
Еще одной известной работой считается иконостас Троицкого собора, который был создать в пятнадцатом веке. Здесь события, взятые из Евангелия, происходят около высоких гор. Ангел, спустившийся на землю, сидит на небольшом камне. Его крылья немного приподняты вверх. Мироносицы стоят лицом к ангелу, однако их взгляд направлен внутрь пещеры. Эта икона с изображением пещеры считается самой распространенной на территории Руси и поэтому ее можно увидеть как в храмах, так и в домах.
Кто такие жены-мироносицы и история праздника
Мироносицы это те женщины, которые на утро 3 дня после распятия пришли ко гробу Эммануила, чтобы умастить его тело миром. Это нормальная процедура для еврейских похорон. Все 4 евангелиста говорят об этих женщинах, но вот состав группы не очень понятен.
Все сходятся на том, то там точно была Мария Магдалина. Она была особенной для Мессии и очень любила его. Иисус изгнал из нее 7 бесов, после чего она везде была рядом с ним, служила ему, в том числе своим имением. Они видела распятие и была той, кто первой увидела воскресшего, перепутав его с садовником и потом рассказа об этом всем остальным.
Среди женщин пришедших к пещере была еще одна Мария, о ней пишут 3 евангелистов из 4. Скорее всего, это была мать апостола Иакова. Еще два апостола Марк и Лука, упоминают еще по 1 имени. Первое это Саломия (сводная сестра Христа) и Иоанна, о которой известно, что она была женой Хузы. Лука говорит, что еще «других» женщинах.
Получается, что мироносиц было от 1 до 5 и все они были вместе, а также тяжело переживали потерю Учителя. Далее они были (вероятнее всего) со 120 учениками (в их числе) и получили крещение Святым Духом. У православных верующих мироносиц вспоминают всю 3 неделю после Пасхи.