Егорий вешний

Оглавление

Святые Петр и Феврония. Иконы

На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.


Панкратий Тавроменийский, Петр и Феврония Муромские. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святые Константин и Елена. Вторая половина XVI в., Новгород. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Святой благоверный князь Петр Муромский. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваСвятая благоверная княгиня Феврония Муромская. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Спас Вседержитель со святыми. В среднике в нижнем ряду в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева — святитель Василий Великий и благоверный князь Петр Муромский, справа — апостол Иродион и преподобный Паисий Великий. В верхнем ряду слева — благоверная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа — мученицы Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Москва, вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Покров с изображением святых Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Феодора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году


Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Муромский историко-художественный музей, Муром

Интересные обычаи в честь события Юрий Вешний или Егорьев день

В некоторых регионах страны было принято в эту пору устраивать праздники для всей деревни. Сельские жители собирались вместе, приносили угощения. В разгаре гулянья жгли большие костры, пели песни. Не забывали, конечно же, водить хороводы. Такое времяпрепровождения помогало крестьянам наладить отношения друг с другом и обсудить важные дела.

Христианский пост был позади, поэтому люди могли себе позволить «праздник живота». Разрешалось есть мясо, жирную рыбу, пить молоко и т. п. Также коровы уже приводили телят, поэтому люди могли насладиться молоком. Однако первый удой было принято раздавать другим. Тогда коровы его будут давать намного больше.

Крестьяне начинали пахать земли. В современном мире этот процесс намного проще. Ведь существует специальная техника. Однако раньше люди использовали в качестве рабочей силы лошадей или волов. Мало того, следовать за ними и держать плуг приходилось именно мужчинам. Это забирало большое количество энергии и сил. Перед началом такой ответственной работы крестьяне не забывали помолиться.

Традиции и обряды

Юрьев день у славян издревле был связан с началом и завершением сельхозгода. Праздник посвящали поклонению Георгию Победоносцу, покровителю земледелия, выражению просьб об удачной охоте и урожае.

У восточных и южных славян существовали обряды и магические таинства, направленные на удобрение природы в период начала сельскохозяйственной деятельности.

В Егорьев день было принято выгонять скот на выпас, чтобы выпас был удачным, совершали ритуалы:

  • Обход и задабривание поля.
  • Чествование пастухов.
  • Приношение в жертву ягненка.
  • Кувырки по посевам для повышения урожайности.

Чтобы увеличить надои совершали обрядовое доение: овцу украшали цветами и травами, также украшали бидон для молока. Первый надой обязательно отдавали предкам – дарили соседям или выливали в воду.

На Юрьев день было принято заготавливать травы, а также совершать обряды, укрепляющие здоровье:

  • Купание в росе на Юрьев день – к долголетию.
  • Опоясывание зеленью – для сохранения здоровья на год вперед.
  • Катание по земле – от злых духов.
  • Росу собирали и использовали как живую воду для лечения.

На собранных стебельках трав гадали: если трава увядала к утру – быть болезни в семье, если сохранялась свежая – это к здоровью.

Юрьев день ознаменовал переход на другое питание – разрешалось есть молочные продукты и мясо, а также свежую зелень, которая к тому моменту уже появлялась. В праздник было принято готовить сыры, птицу, ягнятину – угощать соседей и гостей.

Апокрифичный образ святого Георгия

В народной культуре славян называется Егорий Храбрый — защитник скота, «волчий пастырь», по весне отмыкает Землю и выпускает росу. У южных славян Гергиев (Юрьев) день — основной календарный рубеж первой половины года, вместе с Дмитриевым днём он делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу святого Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы св. Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона (см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина), которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота.

Другой народный образ святого связан с началом весны, земледелием и скотоводством, с первым выгоном скота, который у восточных и части южных славян, а также в восточной Польше часто бывает на Юрьев день. В русских (костром., твер.) обходных юрьевских песнях обращаются к св. Егорию и св. Макарию:

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный!

Ты спаси нашу скотину

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком,

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого

У хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зелёный Юрий» (хорв. Zeleni Juraj) — мальчик, покрытый с головы до ног зелёными ветками, изображающий св. Георгия (ср. полес. куст). В тех же хорватских песнях в Юрьев день иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы в Помурье водили «Зелёного Юрия» или «Весника» (словен. Zeleni Jurij, Vésnik — от словенского диалектного vésna «весна») и пели:

Оригинал

Zelenega Jurja vodimo,

Maslo in jajca prosimo,

Ježi-babo zganjamo,

Mladoletje trosimo!

Перевод

Зелёного Юрия водим,

Масло и яйца просим,

Ежи-бабу прогоняем,

Весну рассыпаем!

Для болгарских и восточносербских юрьевских песен характерен мотив подковывания коня и объезда полей: «Святой Георгий подковывает коня серебром и золотом…» (болг. Свети Гиоргия коня кове се от сребро и от злато…),

Оригинал

Тръгнал ми е свети Георги

Сутром рано на Герговден

Да обижда зелени нивя,

Зелени нивя, росни ливади.

Перевод

Направился святой Георгий

Рано утром на Юрьев день

Объезжать зелёные поля,

Зелёные поля, росистые луга.

В Приангарье Егория Храброго чтили как покровителя лошадей, в его день на лошадях не работали. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий — повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильёй он разъезжал на коне по небу, и от этого слышался гром. В сёлах около Пловдива воспринимали святого как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду.

У южных славян

Св. Георгий (слева) и св. Дмитрий (справа). Фрагмент иконы, средние века.

Весенний Юрьев день считался началом полугодия, называемого у сербов «джурджевско» (юрьевское) и продолжающегося до Дмитриева дня 26 октября (8 ноября), который открывал второе, «митровско» (дмитриевское), полугодие.

У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили.

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Считалось что нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

У сербов в некоторых районах до недавнего времени в этот день ритуальная процессия девушек («») обходила дома с пожеланиями здоровья и счастья всем домочадцам.

У православных гагаузов, перенявших много славянских традиций, 6 мая отмечается «Хедерлез» в день святого Георгия Победоносца — праздник, который своими истоками уходит далеко в язычество[].

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Имя Егор в Святцах

Это имя в церковном именослове не что иное, как Георгий. Оно имеет интересную историю. В X в. на Руси появилось греческое имя «Георгиос» (Γεώργιος ), но звуковые законы русского языка внесли свои коррективы в произношение.

В результате появились чисто русские варианты: «Еорий», «Егорий», а отсюда – «Егор». Уменьшительно-ласкательные формы: Егорка, Гоша, Гога, Гора, Егоша, Жора.

Значение имени

Γεώργιος – это один из эпитетов Зевса, предводителя богов греческой мифологии, и означает «земледелец», «землепашец».

То же самое значение имеет имя Егор, как русский фонетический вариант греческого «Георгий».

Основные черты

Трудолюбие, старательность и упорство – вот основные черты Егора. Он приложит все силы, как говорится, костьми ляжет, чтобы достичь поставленной цели.

Усердие в работе не проходит даром, и обладатели этого имени обычно достигают высоких результатов, делают головокружительную карьеру, особенно если их трудовая деятельность является одновременно и любимым делом.

Характер

Такая черта характера, как немногословность, будто вытекает из значения имени: некогда землепашцу пустословить. Поэтому Егор всегда занят работой и порою кажется суровым и неприветливым. Отчасти так и есть. С незнакомыми людьми он сдержан и холоден, но среди друзей – милый и внимательный, приятный собеседник. Он надёжный друг, ему можно доверять тайны.

Рассудительность – ещё один конёк Егора. Мужчина не бросается с огня да в полымя. Прежде чем принять решение, он всё обдумает и разложит по полочкам. Эта черта характера у него проявляется с детства, как и находчивость, которая на протяжении всей жизни помогает с честью выходить из любых щекотливых ситуаций.

Егор любит скромных женщин, кричаще одетых особ обходит стороной. В семейной жизни он верный муж, не прощающий измен жены. По отношению к детям – это заботливый, но излишне строгий отец.

Нрав греческого Георгиоса нельзя назвать простым. Его характеру присущи черты, которые можно рассматривать как со знаком плюс, так и минус:

  1. Правдолюбие. Это заслуживает уважения, но истина, высказанная в глаза, не всем нравится.
  2. Принципиальность. Она не позволяет Егору идти на компромисс, но придает ему уверенности в своих силах.
  3. Педантичность. Точность и аккуратность помогают достичь успехов, но этих качеств он требует также от коллег и домочадцев.

К абсолютным недостаткам относятся высокомерие, чрезмерная эмоциональность, ворчливость, но Егор умеет их тщательно скрывать и держать в узде. А главный минус характера – упрямство, возможно, из-за принципиальности и педантичности.

Праздник 1 мая — Кузьмин день

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор­ ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне — следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на­ мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым — он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Егорий Осенний — традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой — на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных — напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки — «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция — парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

С тех времен сохранилась примета — к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви — чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе — сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Другие названия

рус. Юрьев день, Георгий Победоносец, Егорий вешний, Егорий весенний, Егорий храбрый, День Егория Храброго, Юрий тёплый, День Егория храброго, Егорий голодный, Егорий-скотопас, Егорий — ленивая соха, Юрий Водонос, Отмыкание Земли, Егорий — резвая соха, рус. вят. Лошадушки менильники (именинники), рус. бирюч. Конский праздник, рус. воронеж. Скотский день, рус. тамб. Егорьев день. Егорий; белор. Юрай, Ягорый, Юрый весняный, , Юр’е-Ягор’е Частны Леса; полес. Егорий, Юрий весняный, Юрий голодный, Ягорий; укр. Юрій, Сьвято Юр’я; болг. Георгьовден, Гергевден, Джурджовдън, Зелен Гьорги, Цветен Гьорги; макед. Гургевден, Гурговден; серб. Ђурђевдан; хорв. Đurđevo; словен. Jurjevo, Sveti Jurij; польск. św. Jerzy; чеш. Svatý Jiří, словацк. Jurij, D’uro, Svätý Júr, Svätý Júraj.

Об истории праздника

Еще начиная с эпохи идолопоклонничества у древнейших русичей обитал бог Купало, одухотворяющий летнюю плодоносность. Для его почтения по вечерам и пели песенки, и скакали над огнищем. Все эти ритуалы перевоплотились в годичное отмечание дня солнцестояния, перемешивая в себе языческие и раннехристианские обычаи. Иваном божество Купало начало зваться после завершения крещения Руси, в то время, когда его сменил не кто иной, как Иоанн Креститель (правильнее — его праведный образ), крестивший непосредственно Христа и чье рождение праздновалось 7 июля. Для многих стран он церковный праздник, но православной церковью он не признается и относится к языческим. Церковью в Иванов день отмечается Рождество Иоанна Предтечи.

Егорьев день

Сегодня 6 мая (23 апреля по старому стилю). Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Егорьев день.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов — выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.

Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий — Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.

Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. «Будь здоров, как Юрьева роса!» На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом — осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз — будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса — будут добрые проса. На Юрья дождь — гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия — роса — не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий — праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Другие народые приметы 6 мая

Егорий Вешний. Праздник пастухов — выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.При грозе гром скоро прекращается — погода наладится.Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.У здорового человека беспричинно подавленное настроение — к дождю.Вечерняя заря багрово-красная — к плохой погоде.На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы — через 1-1,5 часа начнется гроза.

Приметы в мае.

Коли в мае дождь, будет и рожь.Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.Даст небо дождь, а земля — рожь.Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.

Русские народные приметы и суеверия

Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
На себе платье зашивать, пуговку пришивать — пришьешь память.
Ни на новце, ни на ветху, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор).
От вора остатки бывают, а от огня — одно пепелище.

« приметы вчера :: приметы сегодня 6 мая :: приметы на завтра »

Молитвы святых@prayerssaints.ru

Народные поверья на Ивана Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.

В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Сорванный в ночь Купальную цветов иван-да-марья, необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок иван-да-марья, это брат и сестра, которые полюбили себя, и были наказаны за это и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, это и спугнет воров.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Русский народный праздник Ивана Купала. Купальские обряды с водой, огнем, травой.

С давних эпох постоянно люди всего мира отмечали в первую неделю июля триумф зенита летнего сезона. На Руси таким празднеством по праву является сегодня Иван Купала, который практически во всей Европе называют Иванов день. В ночку с 6 на 7 июля абсолютно все подряд справляют названный мистический, таинственный, но в тоже время бесшабашный, а также развеселый и беззаботный праздник, наполненный обрядовыми деяниями, правилами, а также запрещениями, песнями, приговорами, многообразными приметами, гаданиями, сказаниями, суевериями. Это самое почитаемое разгульное торжество в году. Россиянами строго исполняются все его обряды. А как веселиться молодежь весь день и всю ночь. Праздничные все дни относящиеся к летнему солнцестоянию: и русальная неделя перед солнцеворотом — Купалой и зелеными Святками. Как и для зимних, так и для зеленых Святок характерен сложный распорядок обрядов, магических действий, но летний ритуал, уже связан, прежде всего, с внимательностью к предстоящему урожаю. Для торжества характерны ночные ритуалы, в основе которых обряды с водой, огнем и травой.

«Урочные лета»

Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в правление Федора Ивановича, в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось «урочными летами». Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. «Урочные лета» распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под «заповедные лета». При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время крепостное право было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.

Итак, мы ответили на вопрос: «Что такое Юрьев день?». Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Что можно и чего нельзя делать 6 мая 2021

Что можно делать

Особенно успешным будет начало всевозможных масштабных проектов. Хорошо провести день в активном общении с родными и близкими.

Животных нужно чистить, кормить лучше, чем в другие дни, холить и лелеять, а также угощать специально приготовленным именно для них угощением.

Чего нельзя делать

По народным поверьям, 6 мая нельзя брать в руки шерсть и шерстяные нитки, иначе волки могут утащить овец. По этой же причине старикам в Егорьев день не рекомендуется надевать платки и пояса из овечьей шерсти, даже если они их носят ежедневно, практически не снимая, против радикулитных болей.

Сегодня нельзя грубить пастухам, а также отвечать на их просьбы отказом. В народе их считают помощниками святого, поэтому сегодня их нужно хорошо накормить, подарить подарки или же дать деньги. Тот же, кто в Егорьев день отнесется к пастухам с пренебрежением или безразличием, будет наказан – на скотину обидчика нападут болезни, птицу поест лесной зверь, а в семье начнутся неприятности.

Нельзя мая топтать росу. Кто так сделает, накличет на себя кожные болезни. Роса сегодня обладает целебной силой, поэтому ее нужно собрать и умыться, чтобы быть здоровым и красивым. На Руси девушки в Егорьев день традиционно набирали росу в емкости про запас, используя ее для протирания лица перед свиданием, чтобы покорять парней своей привлекательностью.

Не разрешается 6 мая женщинам расчесывать и стричь волосы. Наши прабабушки в этот день не просто боялись брать в руки гребень, но опасались даже смотреть на него. Считалось в народе, что у ослушавшейся этого запрета волосы могут начать выпадать целыми прядями, и восстановить их здоровье и крепость будет очень сложно.

Нельзя вывешивать на ночь постельное белье. Считается, что в него может залететь весенняя лихорадка, которая вместе с постелью попадет в дом и начнет там бедокурить. Болезнь станет забирать силы у всех домочадцев, по очереди укладывая их в постель. Выгнать ее можно только сегодняшней росой, которой нужно окропить все углы и кровати в доме.