Кто крестил Русь в 988
После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева. Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах. Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.
Историки и христианские деятели признают, что крещение Киева было принудительным, но не насильственным
Исторические источники хронологически противоречат друг другу, но в целом ситуация такова: князь Владимир принял христианство, взял с собой византийских священников и явился крестить Киев.
Летописи скудно повествуют об этих событиях. Насильственное крещение не упоминается, но из текста явствует, что людей принудили принять крещение устрашением:
Конечно, никто не хотел стать врагом князя. Люди собрались на реке и были крещены в новую веру.
Нельзя отвергать, что не все из них делали это охотно и по своему желанию. Примечательно, что авторитетные православные авторы не отрицают этот факт.
Архиепископ Макарий (Булгаков) сказал по этому поводу следующее:
Макарий (Булгаков)
архиепископ
С ним согласен и архимандрит Макарий. Он также дополняет:
Макарий
архимандрит
Выдающийся историк русской церкви Е. Е. Голубинский пишет:
Е.Е.Голубинский
историк
Какой вывод мы можем сделать? Крещение Киева — акт принудительный, хотя, наверняка, среди населения были и те, кто охотно принял христианство.
Сведений о том, что была применена сила, до нас не дошло. Любые попытки на этом настаивать — лишь домыслы.
Значение крещения Руси
Какими же были последствия крещение Руси? Давайте перечислим основные.
- Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения.
- Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования, грамотности. А иконопись, иконописное искусство, повлияли на развитие художественных вкусов того времени.
- Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.
- Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене. Так что преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый уже спокойно мог совершать династические браки, отдавая своих дочерей замуж за французского и шведского королей, таким образом, укрепляя внешнеполитические отношения. Если бы Русь оставалось языческой, такое было бы невозможно.
Поверженные кумиры
Возвратившись на киевскую землю в сопровождении священников, Владимир произвел крещение сыновей от предыдущих жен, а также многих бояр. В Киеве находилось капище, которое ранее устроил сам правитель. Здесь поклонялись языческим богам.
Теперь был отдан приказ о разрушении бывшей святыни. Все кумиры были изрублены в щепки. А статуя верховного бога Перуна была сброшена в реку и плыла вплоть до порогов Днепра, то есть до русских рубежей, так как идолу мешали пристать к берегу.
Это явилось символом изгнания языческой веры с территории всего государства. Позднее на месте языческого капища возвели церковь, посвященную Святому Василию.
Что известно из сочинения «О церемониях»?
Продолжая рассуждение о том, в каком году княгиня Ольга приняла христианство, следует рассмотреть и сведения из византийских источников. Одним из них является сочинение «О церемониях», принадлежащее перу Константина Багрянородного.
Там говорится лишь о единственном посещении Ольгой Константинополя, оно описано довольно подробно, но при этом отсутствует указание на год, в котором произошло данное событие. Но император обозначил две даты официальных приемов. Первая из них – 9 сентября, среда, – в честь прибытия княгини, а вторая – 18 октября, воскресенье. Такое сочетание наблюдалось в 946 и 957 годах.
В этом источнике повествуется о длительном пребывании княгини в византийской столице. При описании приема упоминаются два василевса – Константин и его сын Роман II Младший, который стал формальным соправителем в 945 году.
То, что говорится о присутствии на церемонии детей Романа, который родился в 938 году, свидетельствует в пользу 957 года, что является вторым вариантом ответа на вопрос, в каком году Ольга приняла христианство. Эта версия рассматривается историками в качестве достоверной и на сегодняшний день является общепринятой.
История события
В летописных источниках отмечено, что среди князей первой приняла новую, отличную от язычества веру, княгиня Ольга. Много позже, внук ее, сын Святослава, Владимир принял крещение сам и затем крестил подвластные ему земли и племена. Достоверно неизвестно, где крестился князь: в Корсуни (близ современного города Севастополь в Крыму), в Киеве или ближайших к городу резиденциях. Приняв новую веру, Владимир крестил своих родных и приближенных, а затем и жителей Киева. В летописях подробно рассказывается, как свергали языческих идолов, разрушали капища, крестили взрослых и детей в притоке Днепра Почайне. Рубежной датой принято считать 988 год, после которого процесс христианизации стал распространяться на все русские земли.
Принятие православия растянулось на века, при этом язычники активно сопротивлялись новой вере. Восстания жестоко подавлялись, так как власть вела курс на централизацию страны, объединение племен и искоренение разобщенности. При этом крещение серьезно повлияло не только на политическое, но и на культурное развитие страны.
Строились храмы, при церквях создавались школы, где обучали счету, грамоте, письму. Благодаря укреплению связей с Византией, развивались старые и появлялись новые ремесла, уходили в прошлое языческие обряды (многоженство, тризны, жертвоприношения), появлялись христианские праздники и традиции. При этом в течение столетий язычество переплеталось с христианскими верованиями, в результате сложился самобытный сплав, особая форма вероисповедания – русское православие. Русь постепенно превращалась в мощную державу, с единым центром и сильной княжеской властью.
Русь и другие языческие народы Константинополь крестил для безопасности и расширения зоны влияния
Сперва разберёмся с фактами — то есть свидетельствами бесспорными. Зачем вообще крестили языческие народы, и кто это делал? Это была стандартная практика для христианского Константинополя.
Мотив в этом, прежде всего, политический: так расширяли зону влияния и снижали вероятность военных конфликтов. Объединённые общей верой, народы становились дружественными.
Скажем, есть на границе недружелюбное поселение, происходят стычки. Что проще — послать туда войско или же мирно урегулировать вопрос разумным путём?
В IX веке Константинопольские миссионеры посещали Великую Моравию и Болгарию, где пытались обратить население в свою веру.
Константинополь посылал миссионеров в Русь ещё до 988, но почти без результата.
Конфликт с Киевской Русью заставил Константинополь обратить внимание на неё. Первые миссионеры смогли посеять зёрна христианства на наших землях, но число новообращённых было скромным, зато среди них — князья и бояре
В 957 году христианство приняла княгиня Ольга. Она мечтала учредить на Руси церковь, но не преуспела в этом. Даже её сын, князь Святослав, не выказал интереса к убеждениям матери.
Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси
Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала). Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.
Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.
«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка
Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?
Однако вопросы на этом не заканчиваются. Константин VII нигде не говорит о том, что Ольга была крещена, и не разъясняет цели ее приезда. Среди сопровождающих правительницы Руси называется священник по имени Григорий. Основываясь на этом, некоторые из историков высказывают предположение о том, что во время приезда в Константинополь княгиня уже приняла христианство. Тогда в связи с чем император называет ее языческим именем?
О крещении в византийской столице говорится и у Продолжателя трудов Регино Прюмского, автора «Всемирной хроники» 10-го века. Там упоминается имя императора Романа II, что наводит на мысль о 957 годе. Свидетельство этого автора считают достоверным, так как историками предполагается, что за этим именем скрывается епископ Адальберт Магдебургский, который находился во главе неудачной миссии в Киев в 961 году и имел сведения из первых рук.
Последствия
После крещения не все люди согласились с укреплением власти князя Владимира. Некоторые регионы сопротивлялись этому – прежде всего, Новгород. Противников нового вероисповедания возглавляли волхвы.
Крещение Руси, проведенное в 988 году, запустило масштабное развитие в культурной сфере. Оно стало толчком к строительству множества монастырей – прежде всего, Киево-Печерского. В первой половине двенадцатого века его назвали Киево-Печерской Лаврой. Затем был построен Софиевский собор. Это случилось в 1037 году. Строительство поддерживал князь. Обряд крещения имел большое значение для страны. В результате стали появляться феодальные отношения, которые пришли на смену родовому укладу. Князь Владимир сумел создать сильное и крепкое государство, которое приобрело международный авторитет.
Возникновение русского народа
Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.
До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.
Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность
Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
- Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
- РИА Новости
«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.
По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она
Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.
Знаменательное событие, связанное с Крещением Руси
Рисунок 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве
Знаменательная дата приурочена ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира.
Князь Владимир – сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги – Малуши. Путь к власти у будущего крестителя Руси был сложный. Он запомнился в истории жестким правителем. Однако принятие христианской веры коренным образом изменило характер Великого князя.
Личное крещение правителя состоялось в 988 году в Херсонесе. Это дата считается и годом крещения всего русского народа. Крещение Руси началось в Киеве, куда князь привез греческих священников. Затем процесс христианизации начался на всей остальной территории.
Приняв православие, Владимир изменился коренным образом:
- он заключил мир практически со всеми соседями. Военные конфликты продолжались только с кочевыми племенами, которые регулярно совершали набеги на Русь;
- были распущены все жены и наложницы. Князь, согласно всем христианским традициям, обвенчался с греческой царевной Анной;
- на Руси была отменена смертная казнь. Вернули эту форму наказания преступников по просьбе греческих епископов;
- Владимир занялся благотворительностью: доступ к князю был открыт всем нуждающимся.
Скончался князь Владимир 15 (28) июля 1015 года. Случилось это недалеко от Киева в селе Берестовом. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви.
Обретение мощей Владимира случилось в 1635 году.
Видео «Князь Владимир. Креститель Руси». Документальный фильм
https://youtube.com/watch?v=wiWcBvfhKOY
Крещение – это выбор независимости
Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?
картина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников
«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.
Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.
Религиозная культура
Фото: Pravoslavie.by
Следующим шагом стало создание церковной иерархии. Все началось с церковных митрополий, которыми руководил архиерей, назначенный в Константинополе.
На протяжении примерно сотни лет духовная жизнь на Руси полностью контролировалась греческими митрополиями. Это оказало даже позитивное влияние, так как конкуренцию внутри государства между церковными структурами на этом этапе удалось устранить. Но затем на Руси в 1051 году первым митрополитом славянского происхождения становится Иларион, который был духовным писателем и автором «Слова о законе и благодати», а также других произведений.
Фото: Rsl.ru
В летописях часто угадывалось стремление авторов осознать происходящее, обратившись к своим прошлым событиям
Они подробно описывали самые значимые события, уделяли внимание жизнеописаниям правителей
Фото: Ru.wikipedia.org
Чтобы еще больше повысить статус Киева в глазах христиан всего мира, Ярослав приказал заложить Золотые ворота и храм, посвященный святой Софии. Эти архитектурные сооружения были выполнены русскими мастерами, пропустившими через себя и переосмыслившими византийские традиции.
Фото: Ru.wikipedia.org
Принятие христианства стало ключевым шагом, который на столетия вперед изменил нравственные особенности и внутренний уклад жизни. Церковь способствовала сплочению и объединению народа вокруг себя. Для правителей крещение Руси стало возможностью улучшить положение своей страны на геополитической арене.
Программа мероприятий на День крещения Руси в 2021 году
В этом году праздничная программа основных мероприятий будет ограничена. Причина – пандемия, из-за которой ряд традиционных торжеств отменен, а проведение служб проводится с соблюдением особых предписаний.
В Киеве отменили Крестный Ход, но оставлены Божественные литургии, которые обязательно пройдут в храмах. Запланирован молебен у памятника князю Владимиру, праздничный перезвон в храмах и монастырях.
В России торжества в храмах и монастырских обителях по всем регионам начнутся с традиционного колокольного звона. Ровно в полдень по местному времени по благословению патриарха Кирилла зазвонят колокола благовеста «Слава тебе, Боже!». Многие храмы запланировали свои мероприятия через режим онлайн-трансляций и интернет-проектов. В Херсонесе в Крыму состоится Крестный ход с мощами равноапостольного князя, праздничное богослужение, а затем молебен.
Крещение Руси – важная дата в истории РПЦ, русского народа и нашей страны. Знать свою историю, чтить и уважать традиции необходимо каждому, вне зависимости от вероисповедания и национальности.
Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси
Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала). Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.
Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.
«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка
Дата, зафиксированная в законе
На сегодняшний день установлена официальная дата принятия в нашей стране христианства. Это 28 июля 988 года. Этот памятный день зафиксирован в законе, принятом 1 июня 2010 года. А также в этот день отдается дань памяти князю Владимиру Красно Солнышко, который жил в 960-1015 годах. По старому стилю это 15 июля. Владимира Церковь называет равноапостольным крестителем Руси.
Он начал править в возрасте семнадцати лет, будучи язычником, любившим ратные походы с шумными пирами. Но судьба уготовила ему другую роль. Интересным фактом является то, что не только его бабка княгиня Ольга была христианкой, но и его мать Малуша, которую называли «вещей девой». Она приняла христианство вместе с Ольгой в Византии.
Во что верили на Руси до крещения
Верой на Руси до крещения было славянское язычество. Люди, населявшие территории рядом с реками Волга, Днепр, Дон, жили в тесном контакте с природой и наделяли особыми свойствами привычные и понятные современному человеку явления.
Так как письменность появилась на Руси только в IX веке, до XXI столетия не дошло ни одного документа с описанием верований предков. Исследователи даже не могут до сих пор сказать о точном количестве богов в славянском пантеоне. Не сохранилось и описаний языческих обрядов и ритуалов, которые совершали люди. Большинство сведений историки почерпнули из свидетельств византийцев и других гостей Древней Руси.
Примерно так выглядели идолы древних славян
В пантеоне славян были высшие и низшие боги. Особенно почитался Род, которого считали создателем всего сущего. Также на Руси существовал особый культ бога Перуна, покровителя молний. Верили славяне и в богиню плодородия, которую звали Земля.
Предки верили и в низших богов — те, по мнению славян, тоже влияли как на окружающий мир, так и непосредственно на жизнь людей. Например, домовой — покровитель домашнего очага. А леший способен запутать человека в лесу. Исследователи думают, что славянское язычество имеет индоевропейские корни. Заодно предки могли частично позаимствовать верования у ираноязычных кочевников — скифов и сарматов.
Краткая история Крещения Руси
Владимир Святославович был крещен в Корсуни (Херсонес, нынешняя территория Севастополя) по просьбе византийских императоров Василия II и Константина VIII. Накануне он захватил Корсунь с требованием выдать за него сестру византийских императоров Анну. Монархи согласились при условии, что князь Киевский сам примет христианство.
Крещение святого князя Владимира (фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1890 г)
Князь Владимир Великий окрестился и получил новое имя Василий, в честь того же константинопольского императора Василия II. Он женился на Анне и отпустил всех своих наложниц, которых у Владимира было немало. После возвращения в Киев князь Владимир начал устанавливать христианство на Руси.
Языческое капище было разрушено, а статуи богов свергнуты. Согласно летописи, статую Перуна привязали к хвосту коня и волокли по Киеву, избивая палками. Сам князь разослал людей, которые огласили о крещении всех жителей Киева в водах Днепра. Воспользовавшись своим авторитетом, князь Владимир с корсунскими священниками беспрепятственно окрестил киевлян в 988 году. Случилось это в месте, где воды реки Почайны впадают в Днепр.
На других славянских землях язычество «притиралось» еще несколько столетий после Крещения. На некоторых землях (Ростов, Новгород, Муром) то и дело случались языческие бунты и восстания, которые жестоко подавлялись.
Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?
Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.
С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались. Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением. Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства
Крещение других русских земель
В Киеве христианизация прошла относительно мирно, ведь горожане уважали своего правителя и почитали его указы. Нет свидетельств о том, что какие-то язычники перечили князю или пытались отказаться ступить на путь истинной веры. Совсем другая обстановка была в иных княжествах русских.
Русь разделилась территориально. Южные и западные города не перечили воле великого князя. Здесь, как и в Киеве, местные князья смогли организовать централизованные таинства крещения. Тем самым они признавали не только православную веру, но и авторитет Владимира как единого государя.
А вот на севере и востоке антихристианские настроения были сильны. Впрочем, уместнее будет называть их антикиевскими, ведь многие князья противились объединению Руси под одним правителем, поскольку хотели сохранить свой суверенитет. В Новгородском княжестве сопротивление масс перешло в народные восстания. Новгородцы не собирались отказываться от язычества, порицали разрушение культовых мест. Такое активное противоборство вынудило киевлян во главе с Добрыней, приходившемуся великому князю дядей, силой насаждать христианство.
Дома многих воинов, стоявших на стороне язычества, были сожжены во время осады Новгорода. Лишь тогда, в 991 году, жители города решили пойти на мировую. Они разрешили киевлянам проповедовать во имя греческой веры, а также строить свои церкви, но сами признавать их праведность отказывались. Тогда, как и в Киеве, пришлось Добрыне разрушить языческие капища и сбросить в реку деревянного идола Перуна. Таким образом, новгородцы, считавшие Владимира предателем веры их предков, сдались.
Хотя десятый век стал началом киевской христианизации, до отдельных территорий православная вера добралась гораздо позже. Так, те земли, что населяли финно-угорские племена, отказались от язычества много лет спустя. Считается, что Ростов крестился в 1078 году. А жители Мурома и вовсе отказались пускать в стены города Глеба Владимировича, сына великого князя. 200 лет понадобилось киевским правителям, чтобы покорить муромцев и заставить их повернуться на путь истинной веры.
Известно, что Крещение Руси было одним из факторов расселения славян по северо-восточным территориям. Язычники, не желающие покоряться новоявленной Церкви, бежали из своих городов на территории между Волгой и Окой. Переселение это, названное славянской колонизацией, продолжалось вплоть до середины тринадцатого века. В 1221 году был основан Нижний Новгород, и даже тогда не везде по русской земле было распространено православие.
Предпосылки к принятию христианства
К принятию христианской религии существовало множество предпосылок. Их понимание позволяет получить более полное представление о событиях того времени.
Князь Владимир
Киевский князь пришел к мысли сменить религию далеко не сразу. Вначале язычник старался сформировать пантеон богов, который был бы единым для разных племен. Однако эта идея не прижилась. Кроме того, она не помогала решить важные государственные задачи.
Затем у князя появилась идея о принятии византийской религии. Однако он медлил с ее реализацией, поскольку не хотел склоняться перед главой Константинополя. Подготовка к крещению Руси длилась достаточно долго. С 980 по 988 год было совершено множество визитов в оба государства. Помимо этого, шли долгие переговоры о женитьбе князя на принцессе Византии – Анне. В конечном итоге князь Владимир потерял терпение и стал форсировать эти события.
Взятие Херсонеса
Внедрение христианства в Киевской Руси носило политический подтекст. Византийским правителям была нужна мощная киевская армия. При этом Владимир хотел сохранять самостоятельность и оставаться независимым. Император должен был получить помощь при подавлении восстания Варды Фоки в том случае, если состоится династический брак с византийской принцессой. Она должна была обвенчаться с Владимиром. При этом византийский правитель – Василий Второй, не торопился отправлять Анну в Киевскую Русь.
Самые интересные идеи поделок на Пасху своими руками в разных техниках
В этот же период Владимир сформировал войско и напал на крымскую колонию Византии – Херсонес. После продолжительной осады ему удалось захватить город. Это дало основания требовать выполнения обещаний. В противном случае он угрожал продолжением военных действий.
Анну отправили в Крым с единственным условием: Владимир должен креститься и принять христианскую религию. В Повести временных лет указано, что эти события происходили в 988 году. В тот период крещение еще не было осуществлено полностью. Христианство принял лишь князь и некоторые представители его окружения.
Крещение киевлян
После завершения процедуры крещения Владимир вернулся с новой женой в Киев и начал кампанию по внедрению новой религии. Прежде всего, он уничтожил языческих богов. Так, статую Перуна утопили в Днепре. В Повести временных лет указано, что это стало причиной страданий горожан, однако они были бессильны. Владимир, тем временем, крестил своих детей, жен, близких помощников. После чего князь приступил к крещению граждан. Киевлян собрали на берегу реки и заставили опуститься в воды.
Во время обращения к людям Владимир отметил, что все, кто противится крещению, сопротивляются и воле князя. После чего они станут его личными врагами. Обряд был проведен в рыданиях и страхе. Его проводили под благословлением священников Византии. Достоверно год крещения Руси неизвестен. Но ученые уверены, что это случилось в 988-990 годах.
https://youtube.com/watch?v=c9DCiBKKj4Y
Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?
«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.
- В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
- Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
- Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.
Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.
Историю пишут победители
Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII в. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают 988 год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от 987 до 992 года. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).
Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса явствует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.
Как пишет официальная история в течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы. А поскольку историографию писали победители в тех распрях, то можно смело сказать, что с 988 по 1237 год на Руси шла гражданская война, которую впоследствии, не имея возможности скрыть, обозначили в истории как княжеские междоусобицы. В этом свете «установление татаро-монгольского ига» может иначе — как временная победа над христианами союза тех, кто не принимал новое вероучение и кочевников-степняков — то есть тех самых язычников. Вот как об этом намекнул Владимир Путин, говоря о Куликовском сражении:
После крещения для информационной обработки населения начали появляться монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции — своего рода идеологические центры. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей — Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени, так называемого, «татаро-монгольского нашествия» монастыри были почти в каждом городе. Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.
Церковь постепенно забирала себе функции, которые ранее несли волхвы. Постепенно она стала играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. При этом князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды, поскольку статуса сакральности церковь обрести не сумела.
Русь крестили не сразу: христианство утверждалось веками
Мы мало знаем о ходе христианизации других городов Руси. Но, очевидно, это был длительный процесс.
В XI веке, например, у епископов были большие проблемы в Ростове. Только четвёртый по счёту смог чуть исправить ситуацию.
4
только 4 по счету епископ смог исправить ситуацию с христианством на Руси
Митрополит Симон в 1481 году сообщает о почитании идолов на Пермской земле. В XVI веке христианство ещё только распространяется в Поволжье, в XVIII — добирается до Камчатки.
И до сих пор есть отдельные этнические группы, исповедующие язычество. Хотя большей популярностью пользуются неоязыческие культы — но они имеют мало общего с оригинальными.