Упражнения для дикции
Изменить произношение школьников и дошкольников помогают «взрослые» методики, но проводимые в игровой форме.
Для разминки предложите покусать кончик языка, пожевать язык боковыми зубами, закусить изнутри щеки, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, изобразить губами трубочку, надуть щеки и выбить воздух ладошками.
Учат правильному выговору скороговорки, фразы для отработки звуков, произношение перед зеркалом. Полезны коллективные игры на развитие артикуляции: «Поезд с арбузами», «Ходьба», «Эхо», «Зоопарк», пальчиковые игры.
Ребенок должен уметь правильно расставлять ударения в словах, склонять разные части речи. Тогда усвоить нормы литературного языка будет проще.
Чтение художественных текстов по ролям и вслух отрабатывает интонацию, четкость выговора. Детям интересно говорить с орехами во рту, с карандашом в зубах, произносить слова при ходьбе.
Если регулярно работать над собой, все эти несложные приемы помогут приобрести правильные речевые навыки, исправить дефекты выговора.
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
https://abvgdee.ru
- Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Город Нерль на Нерли-реке.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
- Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
- Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
- Пойду в лес по рябую корову.
- Пришёл Панкрат с домкратом.
- Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
- Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
- Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
- Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Люди — с базара, Назар — на базар.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
- Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.
Упражнения для улучшения дикции
Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.
- Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
- Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
- Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
- Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
- Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
- Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.
Значение и роль стихотворений в развитии дикции
Для тренировки дикции существует немало упражнений и техник. Самым интересным среди них является чтение стихотворений – как специальных, так и классических вариантов.
Особенность такого «поэтического» метода заключается в его простоте: он подойдёт как детям, так и взрослым. Стихи имеют такую ритмику, которая помогает контролировать дыхание, расставлять акценты на определённых словах, учиться соблюдать интонационные паузы.
Стихотворение для улучшения дикции является своего рода скороговоркой, обрамлённой в рифмованную форму
Это позволяет уделить внимание тем звукам, что вызывают трудности при произношении («р», «ш», «с»)
Некая «певучая» форма стихотворений позволяет сделать акцент на гласных звуках, которые регулируют правильное произношение слов и интонации, что играет решающую роль в развитии дикции
Задача любой методики (и стихотворений, в частности) состоит в правильной постановке речи.
Благодаря этому человек сможет ясно излагать свои мысли, производить необходимое ему впечатление на собеседника, проявить себя в профессиях, где важны коммуникативные способности.
Самая длинная скороговорка
«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»
Правила произношения
Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.
Принципы эффективных занятий:
Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам. Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом. Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской
В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе. Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день
Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче. Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).
Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи
- Дай кирку Киркорову корки откалывать.
- На ура у гуру инаугурация прошла.
- Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок.
Скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.
Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.
Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в . И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.
Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее. Однако в этой статье в рамках всего , классификация будет построена на основе звуков и сочетания звуков, которые тренируются. Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции
Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков
Выбираем смешные скороговорки на конкурс для взрослой весёлой компании
Чтобы взрослые не только дегустировали алкогольные напитки и ели в своё удовольствие, стоит подготовить для корпоратива интересные современные скороговорки – они могут быть с приколом или даже матерные.
Конечно, сейчас это вас может несколько возмутить или ввести в ступор. Но поверьте: для нетрезвой компании такие развлечения могут подойти намного больше. Во всяком случае это гораздо лучше, чем просто часами пить и есть без остановки.
Шуточные конкурсы со скороговорками – прекрасное решение на юбилей или на день рождения. Но, безусловно, при подборе смешных фразочек, среди которых могут быть и скороговорки с матом, не стоит забывать о контингенте гостей. Конечно, такие забавы ориентированы строго на взрослую публику 18+.
Если в компании будут дети или люди почтенного возраста, не стоит предлагать участникам очень пошлые тексты – ограничьтесь просто весёлыми скороговорками. Например, такими:
Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!
*
Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
*
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
*
Взбиваем сливки, сливаем взбивки.
*
Вера Валеру валит из револьвера.
*
Моет Кузя пузо в джакузи.
*
Висит узда на гвозде, горит звезда на узде.
Для корпоративных конкурсов не стоит использовать слишком откровенные и пошлые скороговорки, когда в компании будут малознакомые люди. Отлично, если вы заранее знаете, как гости могут отреагировать на такие развлечения. Но если в пьяной компании окажутся педагоги вузов, учителя школ, представители власти или просто интеллигентные люди, для них эти «классные» и «ржачные» скороговорки могут показаться неприемлемыми. Хотя кто его знает.
Скороговорки для взрослых: 50 лучших скороговорок со смыслом ✍
Ниже представлены самые длинные и короткие прикольные скороговорки для развития речи и дикции взрослых и детей. Каждая из них имеет свое значение и разрабатывает отдельную букву алфавита. Взрослые скороговорки для развития дикции отлично подойдут для пьяной компании, когда у всех уже заплетается язык. Можно устроить конкурс на самые сложные смешные скороговорки для дикции.
- Пустельга попусту попустительствует пустельжонку.
- Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели.
- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Гимн одним нагим ногам.
- В Чите речка течет Читинка.
- Шел Шишига по шоссе, шел шурша штанами. Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка», шевельнет ушами.
- Недопереквалифицировавшийся.
- Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
- Цапля чахла, Цапля сохла, Цапля сдохла.
- На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
- Это колониализм? ‒ Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Билль о правах бильярдиста.
- Прецедент с претендентом. Инцидент с интендантом.
- Высшие эшелоны шествовали подшофе.
- Я ‒ вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
- Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче.
- Рододендроны из дендрария.
- Потея на жаре, я не жирею. Я жирею, себя жалея.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
- Дипломированный дантист долбит дупло долотом. Днем дурачит девушек дешевым одеколоном.
- Достоевский доставал диски и доски, долго давал довольным детям удивительные допинги и дубинки.
- Около ямы три хвоя вялы: на хвой стану, хвой достану.
- Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
- Ткет ткач ткани на платки Тане.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
- Беспечность любит обеспеченность.
- Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.
- Покупая попугая, не пугайте попугая, Не пугайте попугая, попугая покупая!
- Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
- Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
- Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского вавилонянина.
- Налогооблагаемая благодать.
- Не видно ‒ ликвидны акции или неликвидны.
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- А мне не до недомогания.
- Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
- Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?
- Ах у ели, ах у елки, ах у ели злые волки.
- Ах, у ямы холм с кулями, выйду нА холм, куль поправлю.
- Бабкин боб расцвел в дождь – будет бабке боб в борщ.
комментарии
добавить комментарий
Артикуляционная гимнастика
Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.
Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.
Основные упражнения:
- Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
- Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
- Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
- Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
- Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
- Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
- Фиксировать язык за нижними передними зубами.
- Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
- Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.
Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.
Стихи для дикции
- К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.
- Лунный свет голубойСпать ослу не давал,Сел осёл на валунИ зевал и зевал…И случайно осёл проглотил вдруг луну,Улыбнулся, вздохнул —И спокойно уснул.
- Злые крысыГрызли крышу,Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежалиИ от страха там дрожали.Хрюша — поросёнокХрюкает спросонок:Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!Подавайте мне урюк!Поросёнок Хрюша,До того, как покушать,Ты возьми-ка мыло,Да умой-ка рыло!
- Забрели к нам в детский садДесять маленьких цыплят.Завела их с улицыПёстренькая курица.Миленькая курица, ты ошиблась улицей,Это детский сад.Но не для цыплят!
- Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.Те — де, те — де, только нет тебя нигде.Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.
- Не понять никак нам Дашу,Ведь во рту у Даши каша.Но не гречка и не плов —Эта каша-то из слов!
- Любит буква «Р» тигрёнка —С детства он её рычит.Любит буква «Р» рыбёшку —Лучше всех её… молчит.
- Букву «Р» наш поросёнокГромко хрюкает с пелёнок.Буду крепко с ним дружить —«Р» поможет мне учить.
- На уроки к логопедуАж вприпрыжку я бегу:Ведь учительнице строгойПоказать язык смогу!
- Должен каждый офицерГоворить отлично «Р»!Ведь иначе он солдатНе построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
- Депутату иль певцуБыть картавым не к лицу.Не давай хлеб пародистам,Говорить учись ты чисто.
- Мы расселись по порядку,Дружно делаем зарядку,Не ногами, не руками,А своими… язычками.
- Вчерашний градПовредил виноград.
- Редиску в окрошкуРежет Серёжка.
- А в подарке у МариныТри огромных мандарина.
- Тигр и рысь — родня для киски,Репа, редька — для редиски.
- Артур на портретеВ бордовом берете.
- У крысы в норкеСырные корки.
- Тридцать три огромных рака,Все в нарядных красных фраках.
- Рожь яровая —Культура зерновая.
- У принцессы у АриныНа кровати три перины.
- Поздравили мы ИруПо радиоэфиру.
- Папиросы, сигаретыДля ребят всех под запретом.
- Прорубь в пруду —Рыбачить приду.
- Борька наш нырнул бобром,А вот Ромка — топором.
- Шофёр спозаранкуКрутит «баранку».
- Кудрявый рыжий ЮраГордится шевелюрой.
- РадиоконструкторПридумал репродуктор.
- Горячий призыв к народу:Берегите родную природу!
- На праздник придём нарядными,Опрятными и аккуратными.
- Кроссворды и шарадыРазгадывать мы рады.
- Корректировать я радРечевой свой аппарат.
- Приобрёл АртурВ Европу тур.
- Прохор и Варвара —Прекрасная пара.
- Гарантировал повар в трактиреМакароны на гарнир Ире.
- А в руках у детворыРазноцветные шары.
- Стар ворон репертуар:Утром, вечером — всё КАРРР!
- В нашем озере АндрейТридцать выловил угрей.Жарь, копти их и вари —Очень вкусные угри.
- Чтобы ядро из ореха добыть,Нужно его скорлупу раскусить.
- Берёзы бобр грызёт зубами,Как будто острыми резцами.
- Ананасы на соснеСвета видела во сне.
- Просит Сашу киска:«Поделись сосиской!»
- Гусь искупался,Но сух остался.
- В саду средь ветвейСвистит соловей.
- Я старалась, я старалась —За посылку расписалась.
- С осины осеннейСлетел лист последний.
- Соблюдается совойРаспорядок часовой,Всё по расписанию,По согласованию.(По А. Усачёву)
- Больную Колькину коленкуЗелёнкой колкой лечит Ленка.
- Пуделя МальвиныСлепила я из глины.
- Апельсин делю на долькиДля Алины и для Кольки.
Буря с берега
Перекидываемые, опрокидываемыеРазозлились, разбесились белоусые угри.Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,Расплетались и сплетались от зари и до зари.Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.Тьмами всасывающими опоясываемые,Заметались, затерялись в океане корабли,С неудерживаемостью перебрасываемые,Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.Чем обманываете вы? Не стремительностями лиИзгибаний, извиваний длинновытянутых тел?И заласкиваете вы не медлительностями лиЛаск пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду
В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Скороговорки и чистоговорки — самая большая коллекция
Коллекция скороговорок и чистоговорок, не имела цель набить страницу чем попало. Поэтому, под словом самая большая надо понимать, те, что более менее адекватные. Полный трэш и глупости — зачем они вам надо.
-
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои
Что купили, прикупили, покупали что смогли -
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
-
Интервьюер интервента интервьюировал.
-
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. -
Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет
-
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
-
Флюорографист флюорографировал флюорографистку
-
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв
-
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
-
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
-
Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
-
Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
-
Осип охрип, Архип осип
-
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб
-
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
-
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
-
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
-
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
-
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
-
Четверть четверика гороха без червоточинки.
-
Константин констатировал.
-
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
-
Жутко жуку жить на суку.
-
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
-
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
-
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
-
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымохо
-
Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
-
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. -
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели
-
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
-
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.
-
Петя был мал и мяту мял. Увидала мать — не велела мять.
-
Съел Слава солено сало, да сала Славе мало.
-
Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет. -
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
-
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени. -
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно. -
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами. -
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
-
Баран-буян залез в бурьян.
-
Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.
-
Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
-
Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит
-
Пётр Петрович, по прозванью Петров, пошел погулять, поймал птицу перепелку (пигалицу); пошел продавать, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
-
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
-
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.
-
Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал карась: «Раскрась, карасенок, сказку». На раскраске карасенка три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят.
-
У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ)
-
У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.
-
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
-
Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой.
-
Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся.
-
Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине
Скороговорки для детей
Значение и роль стихотворений в развитии дикции
Для тренировки дикции существует немало упражнений и техник. Самым интересным среди них является чтение стихотворений – как специальных, так и классических вариантов.
Особенность такого «поэтического» метода заключается в его простоте: он подойдёт как детям, так и взрослым. Стихи имеют такую ритмику, которая помогает контролировать дыхание, расставлять акценты на определённых словах, учиться соблюдать интонационные паузы.
Стихотворение для улучшения дикции является своего рода скороговоркой, обрамлённой в рифмованную форму
Это позволяет уделить внимание тем звукам, что вызывают трудности при произношении («р», «ш», «с»)
Некая «певучая» форма стихотворений позволяет сделать акцент на гласных звуках, которые регулируют правильное произношение слов и интонации, что играет решающую роль в развитии дикции
Задача любой методики (и стихотворений, в частности) состоит в правильной постановке речи.
Благодаря этому человек сможет ясно излагать свои мысли, производить необходимое ему впечатление на собеседника, проявить себя в профессиях, где важны коммуникативные способности.