Тяжелая артиллерия.
Июнь 2017: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.
Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:)
Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?
Мне очень сильно помогло вот это старое видео:
На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.
Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.
Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.
Скороговорки для детей на букву Р сложные
В сложных скороговорках дети учат выговаривать сразу два или три сложных звука. Их сочетание довольно непростое, но детям полезно поучиться чётко проговаривать эти звуки.
***
Бобр добр для бобрят.
(Буквы: Д, Л, Р)
***
Трое трубачей трубят в трубы.
(Буквы: Б, Р, Т)
***
Говорилка говорилке говорила скороговорилку, но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку.
(Буквы: В, Г, Р)
***
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертёж.
(Буквы: Л, Р, Ч)
***
Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Буквы: В, Р, Т)
***
Добрые бобры, бодрые кобры.
(Буквы: Б, Д, Р)
***
Крошечные котики ели тортики. Любят тортики крошечные котики. Лапками котики крошили тортики. Котики от тортиков наполнили животики.
(Буквы: К, Р, Ш)
***
Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Буквы: К, Р, Ц)
***
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
(Буквы: К, Р, Т)
***
В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров.
(Буквы: В, Т, Р)
Очень сложные скороговорки
А несколько этих скороговорок особенно непростые, их даже прочитать с первого раза свободно не все могут.
***
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
(Буквы: П, Р)
***
Выдра из ведра выпрыгнула, Воду из ведра выплеснула, Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, Выплеснуть-то она выплеснула, А обратно впрыгнуть да вплеснуть Не смогла!
(Буквы: В, Д, Р)
***
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, А Панкрату без домкрата Не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте домкрат Кондрат.
(Буквы: Р, П, Т)
***
Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал, Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать. Пошел скороговор уши отпаривать. Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?» И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ.
(Буквы: В, К, Л, Р, С)
***
Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.
(Буквы: Б, Р, Д)
***
Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка. Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят, а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят. У курочки-пеструшечки – пестрохвостята, а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята.
(Буквы: Р, С, Т)
***
Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали, Вот какое лавированное лавирование отлавировалось, Что даже лавировщики залавировались и отлавировались, Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
(Буквы: В, Л, Р)
***
У короля Кларика краля, У королевы Карлайлы карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара, У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, А Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару За кражу кораллов у карлика Карла, А Кларик король Карла карал Того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, Слушал бы Кларик кларнет своей крали, А Карл подарил кораллы Карлайле.
(Буквы: К, Л, Р)
Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы
Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.
- Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
- До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
- К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
- К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
- А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».
Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.
Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:
- упражняют артикуляцию звуков;
- помогают освоить правильную речь;
- исправляют ошибки;
- устраняют косноязычие;
- развивают слух и фонетическое запоминание.
Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.
Как перестать картавить ребенку
Ребенок картавит часто в семьях, где несколько языков или у родителей проблемы с произношением. У взрослых возникает вопрос: как не картавить ребенку? Решить задачу могут логопед, ЛОР, стоматолог. Логопед подготавливает речевой аппарат, ЛОР убирает проблемы со средним и внутренним ухом, стоматолог корректирует верхний или нижний зубной ряд, удаляет зуб при необходимости. Со специалистами картавость у ребенка быстро отступает, речь стает четче.
Победить картавость, извлекать твердый звук малыши могут регулярными занятиями.
Упражнения для детей :
- «Сластена» . Языком ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губу по часовой и против часовой стрелки по 3 раза в каждую сторону поочередно;
- «Желобок» . Ребенок максимально высовывает язычок с ротовой полости. При этом он в положении узкого желобка, нижняя губа – расслаблена. Дальше медленно втягивает узкий язык в рот. Сделать 5 повторов;
- «Облизываемся» . Ребенок облизывает медленно верхнюю губу. Движение делает малыш плавно. Сделать по 5 упражнений в одну и в другую сторону;
- «Непослушный язычок» . Высунуть язык, открыть рот максимально широко. По очереди достать кончиком языка подбородка и носика. Занятие пройдет результативней, если считать касания;
- «Крутая горочка» . Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнут его дугой. Задержаться в положении на 5 секунд. Через неделю увеличьте продолжительность до 10 секунд.
При регулярных занятиях дети достигают быстрых результатов, произносить звук малышам становится легче.
Итак, теперь начинаем выполнять основной блок упражнений
В этой статье приведено несколько способов развития дикции. Выполняя регулярно описанные упражнения, вы сможете исправить дефекты своей речи, а значит, и избавиться от комплексов, связанных с этой проблемой. Хип-хоп культура является популярной и с каждым годом все больше людей хотят стать ее частью. В этой статье вы сможете узнать основы и правила чтения рэпа. Представленные советы помогут сделать первые шаги в этом направлении.
В этом вам могут помочь стихи и скороговорки. Очень часто дети начинают картавить тогда, когда в их непосредственном окружении есть люди, обладающие подобным дефектом. Например, зачастую дети картавят только потому, что в их семье есть человек, который имеет такой же дефект, а ребенок просто выбрал его в качестве примера для подражания. О борьбе с этой напастью в случае с взрослыми людьми мы уже говорили. Картавость — когда человек не выговаривает или неправильно произносит букву «р». В большинстве случаев эта проблема решается сама собой с возрастом.
Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)
Нашла для своего Илюшки, может, ещё кому пригодится
Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).
Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.
Скороговорки (Р)
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
* * * Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!
* * * Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
* * * Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.
* * * Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.
* * * Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
* * * Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
* * * Выскочила мышка из-под рундучка, И опять под рундучок.
* * * Осип орёт, Архип не отстает – Кто кого переорет. Осип-осип, Архип – охрип
* * * Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.
* * * Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
* * * Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
* * * Во мраке раки шумят в драке.
* * * Дар Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.
Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: -РРРЫ!
Подлетели какаду: -Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рраскидаю? Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал: -Я просто РРРРРАД!
* * * У реки Росла Рябина. А река Текла, Рябила. Посредине — Глубина, Там гуляла РЫ-БИ-НА. Эта рыба — Рыбий царь, Называется Пескарь.
* * * Дворник дверь Два дня держал — Деревянный дом Дрожал. Ветер дёргал Эту дверь. Дворник думал Это зверь.
* * * Скороговорка СОРОК СОРОК
Сорок сорок Для своих сорочаи Сорок сорочек, Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.
Не боится Рома Ни грозы, ни грома.
— Кра! — Кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона, Не кричи! Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. — Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали!
* * * Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась : «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка : Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
* * * Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.
* * * Клара-краля кралась к Ларе.
* * * Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.
* * * Простую и скромную тень отбрасывает тростник.
* * * Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.
* * * Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
* * * На дорогах Арагона стерегут драконы дона.
* * * Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.
* * * На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
* * * Дpозд, дpозд, Пpост, пpост, Ковaный нос, Железный хвост.
* * * Город Нерль на Нерли-реке.
* * * Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.
* * * Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.
* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.
* * * Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.
* * * Проворонила ворона воронёнка.
* * * Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.
* * * За горою холм с кулями, Выйду на холм куль поправлю.
* * * На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.
* * * В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.
Говорун всё говорил, говорил, говорил, да приговаривал
Скороговорки на букву «р» для детей7 лет могут быть и короткие, и в две три строчки. Главное их отличие от скороговорок для младших детей – увеличение сложности в проговаривании.
***
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
***
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре чуть не утонула.
***
Косарь Косьян косой косит косо.
Не скосит косарь Косьян покоса.
***
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
***
Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
***
Купили каракатице кружевное платьице,
Ходит каракатица хвастается платьицем.
***
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
***
Карп с приправами прогрелся на противне
И отправился на сковороду для прожарки.
***
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка
Стащили три тонких картонки в потёмках.
***
Белые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.
***
Дает Катеринке картинки Каринка,
Картинки в корзинку кладет Катеринка.
***
Редька редко росла на грядке.
Грядка редко была в порядке.
***
Прытко рысь трусит за крыской.
Скрылась крыска, как ни рыскай!
***
Говорит Маргарита про регату ребятам:
«Регата, ребята, дороговата!»
***
Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
***
Четыре черненьких чумазеньких
Чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж:
Чрезвычайно четко.
***
Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.
***
Загадка:
«Несётся и стреляет ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.» — что это?
(Сорока)
Скороговорки на Р для взрослых
Смешные современные скороговорки для взрослых это также сложновыговариваемые короткие тексты, помогающие улучшить дикцию. Кроме того, зная такие скороговорки, можно при случае блеснуть своим умением выговаривать невыговариваемое.
***
Побрёл бобёр в бор. В бору бобра обобрали. Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе. Бобриха бобра побранила и побрила, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.
***
На карнавале короновали клонированного крокодила.
***
Те, кто водят хороводы – хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов – хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов – хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов – хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов – хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами – антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов – квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
***
Те, кто говорят скороговорки – скороговоруны. Те, кто изучает мастерство скороговорунов – скороговоруноведы. Те, кто любит читать скороговоруноведов – скороговоруноведофилы. Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов – скороговоруноведофилофобы. Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов – скороговоруноведофилофобофаги. Те, кто ведёт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами – антискороговоруноведофилофобофаги. Те, кто выдаёт себя за антискороговоруноведофилофобофагов – квазиантискороговоруноведофилофобофаги!
***
Пришла к бармену Маргарита, попросила «маргариту». Бармен Маргарите говорит: «Нету в баре Маргарит».
***
Эволюционный эволюционист эволюций сэволюционировал эволюционную эволюцию, эволюционировавшую в эволюционоведение.
***
Арт «феррари» распиарят по спирали, Фееричный арт «феррари» – бренд-фурор, Распиаренный «феррари» – нереален, Финт в «феррари» – распиаренный мотор.
***
Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
***
Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна, ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.
***
Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки. Заработок зарабатывает от работки, а приработок – от переработки.
***
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.
***
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
***
Оренбургский арендатор арендовал для своего друга адмирала арбалет.
***
Повстречались две подружки, две подружки – две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.
***
Провокаторы притворяются пропагандистами. Трудно представить в пропагандисте провокатора.
***
Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
***
Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
Всем известно – если речь правильная, понятная и красивая, можно в жизни многого добиться. Скороговорки успешно в этом помогают, но эта цель не единственная у скороговорок. Они учат не только говорить быстро и чётко, но и вдумываться, вслушиваться в каждое слово
Ведь уметь думать и слушать – это тоже очень важно!
Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…
Предлагаю посмотреть познавательную и интересную информацию в других статьях на моём блоге:Скороговорки для развития речи детейСмешные загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки на логику с подвохомНовогодние загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки про зиму для детей. Развлечение и тренировка ума
А сейчас послушайте урок про весёлые песенки «Скороговорки».
Список скороговорок
Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка была губа тупа. |
Верзила Вавила Весело ворочал вилы. |
Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. |
Варежки у Вари Пропали на бульваре. |
Бобр добр для бобрят. |
Отвори, Варвара, ворота. |
Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала. |
На иве галка, На берегу галька. |
В дупле на дубе дятла дом, Целый день сидит он в нём. |
Надя надевала Пододеяльник на одеяло. |
Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Я не тужу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж… |
Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его. |
Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже. |
У ежа ежата, у ужа — ужата. |
Жужжит жужелица, Жужжит, да не кружится. |
Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой, Идёт коза с косым козлом. |
Закрыт замок на замок. |
Колокольчики на окошке, Под окошком кошки в лукошке. |
Сок с берёзы стёк, Стёк с берёзы сок. |
Клала Клава лук на полку, Кликнула себе Николку. |
На кочке квочка, Квочка на кочке. |
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Во мраке раки Шумят в драке. |
Под липой лиса, На липе оса. |
Налили Лене лимонада, А ей ещё лимона надо. |
На льдине спит тюлень, Он ленится весь день. |
На лужайке дятел жил, Дуб как долотом долбил. |
Полы мыла Алла, А Лена помогала. |
В лимане налима Ловили для Милы. |
Вымыли мышки Миску для мишки. |
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. |
Забавной обезьяне Бросили бананы. |
Наш Полкан попал в капкан. |
Пичуга на ветке, Питон в клетке. |
Пила липу пилила, Пилила — напылила. |
На траве дрова, Не руби дрова На траве двора. |
За тараканом — с барабаном, За комаром — с топором. |
Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. |
Варвара варила, варила, Да не выварила. |
У Сони и Сани в сетях сом с усами. |
Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой. |
Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась о гуся бабуся, Не будет подарка у юной Маруси —Все бусы склевали по бусинке гуси. |
В поле — все, все, все: В поле — сев, сев, сев. |
Связку сушек сушил Саша на суше. |
Банты у Ани, Ленты у Тани. |
Тары-бары-растобары, У Варвары куры стары. |
Наш Филат Не бывает виноват. |
Муха — горюха села на ухо. |
Грызёт белка орех, А ребятам смех. |
Целый день цыплёнок Цып Возле курицы сидит. |
Скворцы и синицы — Весёлые птицы. |
Мы купили огурцы, Хлебцы, соль и леденцы. |
Шла Саша по шоссе И сосала сушку. |
Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — Как в капюшоне он смешон! |
На дереве — почки, Под деревом — бочки. |
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. |
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. |
Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. |
Щёки красные у Саши, Щей он много ел и каши. |
Два щенка щекой к щеке Грызли щётку в уголке. |
С чего начать
Для правильного развития речевого аппарата с помощью скороговорок логопеды рекомендуют:
- Делать все постепенно. Научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки довольно сложно, поэтому для начала следует осваивать звуки. Начинать лучше с четкого проговаривания слов по слогам.
- Хороших результатов можно достичь при регулярности занятий. Поэтому их следует проводить ежедневно.
- Проявить терпение, поскольку увидеть положительный результат после проведения 2-3 занятий вряд ли удастся.
Одним из ключевых моментов в изучении и проговаривании скороговорок является заинтересованность ребенка. Поэтому логопеды рекомендуют проводить занятия в игровой форме.
Здесь можно воспользоваться следующими приемами:
- Подготовить картинки либо игрушки, о которых идет речь в скороговорке. Это позволит ребенку быстрее запомнить фразу и научиться ее правильного проговаривать.
- Сделать инсценировку происходящих событий в скороговорке. Организовав мини-представление, можно не только повеселить детей, но и получить быстрое запоминание фраз.
- Прохлопывать ладонями скороговорку, создавая таким образом определенный ритм. Такой прием лучше всего подойдет для детей младшего возраста.
- Перекладывать мяч из одной руки в другую во время проговаривания рифмованных строк. Это позволит ребенку лучше сконцентрироваться и более четко произносить каждое слово.
- Подбрасывать мяч вверх во время проговаривания фраз, стараясь держать один и тот же темп. Рекомендуется родителям продемонстрировать ребенку, как это делать правильно, либо выполнять эти действия вместе с детьми. Стоит отметить, что подбрасывать мяч вверх следует при произношении нового слога.
- Предложить посоревноваться с ребенком в быстроте и четкости проговаривания скороговорки. В конце состязания победитель обязательно должен получить приз. Чтобы не расстраивать ребенка, взрослые должны поддаться – это замотивирует детей к изучению новых фраз. Такой соревновательный процесс подойдет для детей младшего возраста, которые стремятся всегда и во всем быть первыми. Соревнования можно устроить и между детьми, например, на дни рождении или просто во время совместной прогулки. Детям следует предложить легкую скороговорку и помочь им ее разучить. Чтобы участники не расстраивались при проигрыше, рекомендуется для каждого подготовить утешительный приз.
Также перед разучиванием скороговорок следует проконсультироваться с логопедом, который объяснит, как правильно выполнять постановку языка при назывании звука и даст другие полезные советы. Это поможет получить максимальную эффективность от домашних занятий.
Скороговорки на букву Ч, Ч+ТЬ
- Галдят грачата на галчат,Галдят галчата на грачат.
- Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Ныне волчата галдят, как галчата.И, как волчата, галчата молчат.
- На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.
- В горячей печи пекарь пек калачи.
- Течет речка, печет печка.Печет печка, течет речка.
- Караси в речке, овечки у печки,Овечки у печки, караси в речке.
- У черепашьего черепашонкаНа черепашьих лапчонкаЧерепашьи башмачки.
- Очень часто бьются у Танечки блюдца.
- В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
- Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
https://abvgdee.ru
- Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Город Нерль на Нерли-реке.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
- Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
- Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
- Пойду в лес по рябую корову.
- Пришёл Панкрат с домкратом.
- Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
- Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
- Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
- Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Люди — с базара, Назар — на базар.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
- Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.
Вариант на «Р» твердую и мягкую
У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки. Несколько примеров представлены ниже:
Бобр добр до бобрят.
***
Пекарь Петр пек пирог.
***
Перед коровой короб корок.
***
Три вороны на воротах.
***
На горе, на горке Горько ревет Егорка.
***
У редьки и репки корень крепкий.
***
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
***
Крута гора, В горе – дыра, В дыре – кротовая нора.
***
По двору-подворью – В добром здоровье.
***
Привез Пров Егору Во двор дров гору.
***
Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.
***
Три вороны на – воротах. Три сороки – на пороге.
***
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
***
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
***
Я вкруг погреба хожу, Все про погреб говорю.
***
У барана рога Скручены-перекручены, Верчены-переверчены.
***
В печурке – три чурки, Три гуся, три утки.
***
Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря Не перечеботарить.
***
Не перчи, Петр, Поросенка перцем, А то можешь переперчить Поросенка перцем.
***
У бобра шапка добра, А у бобрят богаче наряд.
Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.
Метки: буква Р, звук Р, развитие дикции, скороговорки, чистоговорки
Причины некорректного произношения
У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:
- Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
- Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
- Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
- Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
- Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
- Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
- Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
- Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.
От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.
Этап 1: подготовка к коррекционной работе
Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.
На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.
Этап 2: постановка звука «р»
Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.
Этап 3: автоматизация вибранта
Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.
Этап 4: введение вибранта в речь
Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.
Игры со скороговорками:
- Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
- Найди в скороговорке слова со звуком «Л» и со звуком «ЛЬ»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «Л» или «ЛЬ» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);
Автоматизация звука Л в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:
Научить ребенка произносить звук «Л» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово
Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.