Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести не единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Существуют как универсальные упражнение, таки те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например, свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?
- Упражнение «Тяну канат». Ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами висит канат: поднимите руки, станьте на цыпочки, сделайте вдох, а на долгом выдохе тяните невидимый канат вниз. Делайте это с усилием, сгибая руки и приседая. Должно возникнуть напряжение в мышцах шеи и грудной клетки. Повторите 3 раза беззвучно, а затем на расслаблении произносите «Ба-ба-баба».
- «Стекает лицо». Эту гимнастику используют актеры. Представьте, что ваше лицо потекло: челюсть, язык, щеки и губы стекают вниз. Язык при этом ложится на нижнюю губу. Проведите рукой по лицу, чтобы почувствовать, насколько расслаблена нижняя челюсть. Затем наклоните голову и потрясите ей, чтобы губы и щеки завибрировали. Сначала делайте это беззвучно, а когда станет хорошо получаться, произносите «Амба-ба-ба-ба», чтобы проверить, насколько свободно звучите.
Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы
Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала
Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.
Полезные советы по улучшению дикции
Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:
- первыми нужно начинать выполнять самые простые упражнения для улучшения речи и дикции, постепенно, включая в занятия более сложные;
- занятия нужно проводить в любое свободное время – это поможет достичь результатов в короткие сроки;
- гимнастику желательно проводить ежедневно, не делая перерывов;
- возьмите за правило периодически записывать на диктофон короткие речи – это поможет отмечать свои достижения;
- читайте дополнительную литературу и регулярно практикуйте новые упражнения, поскольку монотонность упражнений может стать причиной моральной усталости и отказа от занятий;
- если есть возможность получить консультацию специалистов, то не стоит от нее отказываться, поскольку это отличная возможность получить дополнительные дельные советы.
Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, развить дикцию и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
https://abvgdee.ru
- Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Город Нерль на Нерли-реке.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
- Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
- Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
- Пойду в лес по рябую корову.
- Пришёл Панкрат с домкратом.
- Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
- Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
- Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
- Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Люди — с базара, Назар — на базар.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
- Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.
Что такое дикция
Разборчивое, ясное для окружающих произношение, соответствующее языковым нормам, сопровождаемое приятным тоном голоса, называется дикцией. Она состоит из правильной, отчетливой артикуляции и манеры произнесения слов (тембра, интонации).
При правильной артикуляции происходит согласованное движение артикуляционного аппарата. Отчетливая артикуляция делает речь разборчивой. Манера говорить зависит от темперамента: можно ускорять или замедлять темп.
Для качества важно правильное произнесение всех звуков. Гласные прибавляют мелодичности
Правильно произнесенные согласные придают сказанному форму, понятность. Работа над точным произнесением согласных звуков – основная цель улучшения качества произношения.
Что такое дикция
Понятие «плохая дикция» подразумевает невнятное звуковое формирование, вызывает трудности в общении, часто вызывает чувство неясности и эстетического невосприятия речи. Обладатели хорошей артикуляции свободно общаются, выражают свои мысли логично и правильно, благодаря чему окружающие могут по достоинству оценить красоту и самобытность речи.
Улучшить произношение можно самостоятельно при помощи специальных упражнений для дикции. Темп речи и правильная артикуляция обеспечивают хорошие ораторские данные. Средний и замедленный темп речи позволяет произносить слова более отчетливо, с правильной интонацией и акцентами, в то время как при быстром темпе говорящий может испытывать больше трудностей.
В случае, когда у человека имеются дефекты речевого аппарата, для развития и улучшения дикции потребуется прибегнуть к помощи специалистов. Самосовершенствование в формировании звуков происходит путем специальных тренировок дикции, которые могут включать различные занятия, заучивание скороговорок, пение, звуковой анализ не только своего, но и чужого произношения.
Понятие дикция довольно обширное и включает в себя артикуляцию и дыхание.
Причины проблем с произношением:
- Лень. Просто человек ленится открывать рот, шевелить губами.
- Участие исключительно голосовых связок в звукообразовании. Для глубокого, приятного звучания необходимо задействовать резонаторы, в частности трахею и бронхи.
- Неправильное положение органов артикуляционного аппарата. Человек привык к неправильному положению языка, губ при образовании звуков.
Как развить речь и научиться говорить красиво
Чтение книг
Научиться грамотно излагать свои мысли поможет чтение книг. Они пополнят словарный запас новыми, а иногда даже диковинными словами.
Читайте далее: Что дает чтение книг
Пользуйтесь словарями
Они помогут увидеть куда правильно ставить ударение, расскажут значение неизвестных слов.
Чтобы выступление перед публикой прошло успешно, нужно заранее проработать то, что хотите донести слушателям. Поможет в этом небольшой план. Его можно записать на бумаге, добавив несколько ключевые слова. Весь текст с листка читать не нужно, это сделает речь сухой, неживой и безэмоциональной. Слушателям будет тяжело воспринимать ее.
Упражнения для артикуляции
Скороговорки направлены на совершенствование произношения согласных звуков. Но научиться говорить скороговорки правильно нельзя без знания основ артикуляции гласных звуков. Эти правила научат произносить звуки четко, что облегчит проговаривание сложных звуковых сочетаний в трудноговорках.
Правила артикуляции гласных звуков:
- Звук «а». Раскрыть рот в виде широкого кольца, между зубами поместить 2 сложенных друг на друга пальца. Нижние зубы прикрыть губой, верхние – открыты. Вдох – задержка дыхания – на выдохе очень тихо произнести звук.
- Звук «у». Вытянуть губы вперед хоботком. На выдохе произносить звук максимально долго.
- Звук «о». Губы сложены в кольцо, немного вытянуты вперед и растянуты. Между зубами поместить большой палец. Воздух должен проходить в щель между зубами, не упираться в нёбо и зубы.
- Звук «ы». Поместить между зубами мизинец, губы растянуты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Воздух проходит четко между зубами.
- Звук «и». Между зубами поместить кончик мизинца. На выдохе произносить звук. Воздух должен проходить четко между зубами, в противном случае будет слышно посвистывание.
Как улучшить речь ребенка
Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.
А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.
Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких
Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много
Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.
Скороговорки для развития дикции, чистоговорки
Сразу охота оговориться, что они тоже, не все адекватные, и я не делал никакого отбора и подбора скороговорок для дря развития дикции. Это относится и к чистоговоркам. Вы сами должны делать выбор, что надо, а что проходить мимо, но для полноты картины, здесь подобрана самая большая коллекция скороговорок.
Как проговаривать скороговорки?
Да, это должно делаться правильно и методично. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку
Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных
Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение
Медленно, но уверенно, как говорится
Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Далее, идет– чтение скороговорки шепотом
Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу
Логопедические упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм, правильных скороговорок и чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Но только не в случае, когда вы читаете графоманию, где нет ритма и это в убогом исполнении самого автора, этой скороговорки. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки — чистоговорки с применением игрушек, картинок.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
Упражнения для дикции и голоса
Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.
Для этого существуют некоторые упражнения:
Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.. Упражнения для голоса
Упражнения для голоса
- Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
- Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
- Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
- Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.
Четкая речь
Посмотрев видео тренера по технике речи Ольги Лисиной, зритель найдет ответы на вопросы, что делать, если трудно выговаривать слова, окружающие неправильно понимают, переспрашивают и постоянно просят повторить. Автор рассказывает о самых распространенных ошибках, которые влияют на четкость речи: пропуск окончаний, невнятное произношение «сквозь зубы», «проглатывание» согласных звуков. Для исправления проблемы Ольга рекомендует повторение сложных звуковых сочетаний с ускорением темпа, ежедневные занятия по чтению вслух отрывков из любимых книг, держа во рту пробку. Для контроля и анализа результата можно использовать диктофонную запись.
Как научиться внятно и четко говорить. Говори внятно! Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.
В этом вся фишка упражнений.1 то ли толя — кореш коли, то ли кореш толи — коля.Коли коля — кореш толи, то и толя — кореш коли.2 в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый. Лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент.3 Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена бердонгарова кораллы.4 карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.А карлица краля Клара у карлика лекаря карла кларнет украла.В случае если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары — крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря карла не крала бы кларнет.5 на шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.6 откуда на просеке просо?Просыпали просо здесь просто.Про просо просянки прознали.Без спроса все просо склевали.7 корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.8 сшит колпак, да не по — колпаковски;.Вылит колокол, да не по — колоколовски.Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;.Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.9 не жалела мама мыла.Мама мыла Милу мылом.Мила мыла не любила, мыло мила уронила.10 скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, и нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился, и проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь! » Советы@Beauty.
Постановка дыхания
Важнейший этап в достижении успеха. Если пренебречь тренировкой дыхания, то при продолжительной и эмоциональной речи, может просто не хватить воздуха. Голос будет срываться, дрожать, звучать вяло и неестественно.
1. Открыть рот, глубоко вдохнуть и выдохнуть через нос. Повторить 10 раз.
2. «Дыхание животом»: вдохнуть и надуть живот, выдохнуть через маленькое отверстие губ и втянуть живот. Сделать не менее 5 повторений.
3. Закрыть одну ноздрю рукой, другой ноздрей вдыхать и выдыхать, затем поменять. Упражняться 2 минуты.
4. Вдохнуть, зажать крылья носа и выдохнуть под давлением.
5. Вдохнуть и резко выдохнуть через нос, при этом втягивая мышцы живота.
Скороговорки и чистоговорки — самая большая коллекция
Коллекция скороговорок и чистоговорок, не имела цель набить страницу чем попало. Поэтому, под словом самая большая надо понимать, те, что более менее адекватные. Полный трэш и глупости — зачем они вам надо.
-
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои
Что купили, прикупили, покупали что смогли -
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
-
Интервьюер интервента интервьюировал.
-
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. -
Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет
-
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
-
Флюорографист флюорографировал флюорографистку
-
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв
-
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
-
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
-
Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
-
Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
-
Осип охрип, Архип осип
-
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб
-
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
-
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
-
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
-
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
-
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
-
Четверть четверика гороха без червоточинки.
-
Константин констатировал.
-
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
-
Жутко жуку жить на суку.
-
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
-
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
-
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
-
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымохо
-
Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
-
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. -
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели
-
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
-
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.
-
Петя был мал и мяту мял. Увидала мать — не велела мять.
-
Съел Слава солено сало, да сала Славе мало.
-
Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет. -
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
-
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени. -
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно. -
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами. -
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
-
Баран-буян залез в бурьян.
-
Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.
-
Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
-
Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит
-
Пётр Петрович, по прозванью Петров, пошел погулять, поймал птицу перепелку (пигалицу); пошел продавать, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
-
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
-
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.
-
Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал карась: «Раскрась, карасенок, сказку». На раскраске карасенка три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят.
-
У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ)
-
У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.
-
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
-
Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой.
-
Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся.
-
Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине
Скороговорки для детей
Скороговорки на тренировку «р»
Звук правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука в сочетании с другими звуками:
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
- Прорубь рубили — рыбку ловили.
- Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.
Скороговорки для детей 7-8 лет
Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.
По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.
Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.
Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.
Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос,
Прокцогцзинь и Пригноцкроз.
Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»
Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.
Улучшение дикции у подростков
Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.
Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.
Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок
При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа
В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно
Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.
Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Распевка
Юрий Плугатарь показывает свой вариант упражнения – распевку, считая ее основой профессиональной постановки и разогрева голоса. Способ заключается в четком произношении каждого слога с использованием согласных и гласных звуков под музыку, с сочетанием правильного дыхания. Добавлена несложная музыкальная композиция без воспроизведения словосочетаний педагогом, чтобы каждый мог потренироваться самостоятельно.
Ежедневные регулярные занятия быстро дают положительный результат. Для устранения серьезных недостатков спича следует обратиться за помощью к профильным специалистам, которые подберут индивидуальные тренировки.
27 ноября 2019
Скороговорки для развития речи.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
Во поле – затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
До поры остры топоры, топоры остры до поры.
Сшит колпак, да не поколпаковски, надо колпак переколпаковать.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
У пеньков пять опят.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
У репки да редьки корень крепкий.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
У нас гость унёс трость.
Изгиб дороги – побереги ноги.
В пруду у Харитона – четыре рака и три тритона.
Грелся Максим, бегая вокруг осин, а Филипп к сугробу прилип.
Скороговорки для детей Цветана Ангелова.
Ворон
Ходит чёрной бороздой
Ворон вслед за бороной
И, косясь, клюёт проворно
В землю брошенные зёрна.
Вот ворюга из ворюг,
Вот бессовестное племя…
Как пахать – так недосуг,
Воровать – и год не время.
Жатва
Жатва. Жарко. Солнце жжёт.
Где-то жук кружится.
Быстро-быстро жито жнёт
В жёлтом платье жница.
(Перевод И. Мазнина)
Скороговорки поэтов России.
Август
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду,
Алыми стали кувшинки в пруду,
Алые утки по пруду скользят…
Жаль, что уже догорает закат!
(В. Лунин)
Была у Алёнки болонка,
Была у болонки Алёнка.
Алёнка гуляла с болонкой,
Болонка гуляла с Алёнкой.
(П. Синявский)
Валенки у Валеньки
Не велики, не маленьки,
В снег провалились,
А с ног не свалились.
(М. Шварц)
Глазастые газели
Газеты проглазели.
Газеты, что прогнозами
Гразят газелям грозами.
(Г. Варденга)
Дятел дерево долбит.
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
(В. Лунин)
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
(Е. Благинина)
Есть у ёжика и ёлки,
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж,
Совершенно не похож!
(Г. Сангир)
Жил агент
Жил агент засекреченный в Дании.
Ему дали когда-то задание.
А какое оно – позабыл он давно:
Так и жил без задания в Дании.
(С.Сатин)
На занозу злилась Зина –
Зина палец занозила!
От задиристой занозы
На глазах у Зины слёзы!
(В. Борисов)
Ели ириски
В тени кипариса
Лиза, Алиса,
Лариса, Раиса…
(А. Костаков)
Йод – хороший
Йод – хороший,
Йод – не злой.
Зря кричишь ты: “Ой-ой-ой!”,
Чуть завидив с йодом склянку.
Йод слегка, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)
– Ну, как тебе на ветке? –
Спросила птица в клетке.
На ветке – как и в клетке,
Только прутья редки.
(М. Яснов)
Лягушачья песенка
Лягушачья лесенка
Льётся из пруда,
Ласковая, светлая…
Льётся как вода.
Лягушонка слушают
Листья и трава.
Лягушонок квакает:
– Ква-ква-ква!
У пруда растут две ели,
Мы ершей под елью ели.
Мы их еле-еле съели,
Съели – спать легли под ели.
(И. Демьянов)
Бери круглый рублик,
Купи круглый бублик.
(М.Шварц)
Был неловок лыжник Лёша:
Ехал стоя – съехал лёжа.
(В.Борисов)
У опушки
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: “У-ух!”
Филин: “У-ух!”
У старушек замер дух…
(Е.Благинина)
Скороговорки для детей
Григоре Виеру (Молдавия).
Перевод В. Берестова.
Щука.
Щука проглотила щётку,
Щётка ей щекочет глотку.
– Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?