Загадки на букву р

Самая первая, самая важная!

Загадки на буквы А, Е, Э, Ю и другие гласные

***

Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву …
(А)

***

Айболиту все сперва
Говорили букву …
(А)

***

Аист — птица-почтальон,
К нам придёт весною он.
Прилетит издалека,
Принесёт нам букву …
(А)

***

Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву …
(Е)

***

Букву мы напишем в строчке,
Сверху две добавим точки,
Будто глазки у неё,
Получаем букву …
(Ё)

***

Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной!
(Е — Ё)

***

Узнаешь сразу ты её,
С двумя глазами буква …
(Ё)

***

Буква рыбкой стать мечтает,
На ветвях зимой сверкает,
Вьется стайкой над костром
И лежит на дне речном.
(И)

***

Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква…
(И)

***

В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
(О)

***

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву …
(О)

***

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква …
(О)

***

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву …
(У)

***

Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву …
(У)

***

Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов —
Нет ее в начале слов!
(Ы)

***

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква …
(Ы)

***

Что мне делать, как мне быть?
Как исправить мне язык? —
Я ее произносить
Вместо паузы привык!
(Э)

***

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква…
(Э)

***

Взяли «Н» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «О»
Ну, и что произошло?
(Ю)

***

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква…
(Ю)

***

Эта буква — это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот её и назовёшь!
(Я)

***

Яблочко растёт на ветке,
Его любят наши детки.
Яблочко люблю и я —
С ним запомню букву …
(Я)

***

Произносите не вдруг вы
Это слово — эту букву!
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете!
(Я)

В этом видео ещё больше загадок на первую букву алфавита – букву А.

Распространённый и известный, по миру пятым он «идёт»

Сложные загадки про русский язык для детей 5-6 класса

***

Распространённый и известный, По миру пятым он «идёт», А вот в ООН, да и в ЮНЕСКО, Рабочим языком слывёт! (Русский язык)

***

В славянскую группу, Входит язык, Наречия, говоры, Жаргоны включив! (Русский язык)

***

Вот у нее ведь какая привычка — Как только прямая, так сразу в кавычках. (Прямая речь)

***

Мы преставимся всегда Лишь к началу слова. И меняем без труда Смысл его на новый. В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ. И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть. И запомните, друзья, В языке без нас нельзя! (Приставки)

***

Пух каков? Всегда пушист. И красив кленовый лист. А зима-то, какова? Очень снежна, холодна. Каково мое оконце? Широко! В нем видно солнце. Совы – серы и темны. Мышкам ночью не видны. Все похожие слова – Форма прилагательных. Нам каков и какова – Скажут обязательно. (Краткие прилагательные)

***

Быстро предметы оно сосчитает. Строгий порядок при счете их знает. На два вопроса ответит вам только: Это вопросы который? и сколько? Цифры частенько ответ заменяют. Люди его очень часто склоняют. Часто при этом они ошибаются. Как он зовется? Кто догадается? (Имя числительное)

***

Признаки действий оно означает. Всем любопытным оно отвечает, «Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?» «Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?» Род не имеет, не хочет склоняться, Очень не любит оно изменяться. Степень сравнения может иметь. Как его имя? Скорее ответь. (Наречие)

***

Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей И поющий соловей. В строках этих, я замечу, Есть особая часть речи. (Причастие)

***

Применяем мы все это Вместо имени предмета. И в количестве предметов Применяем также это. Нам оно на все укажет, Только вот, имен не скажет. Очень часто это применяется. Очень сильно это изменяется. Без него, как ни вертись, В речи нам не обойтись. (Местоимение)

***

Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся… Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

Загадки о книге

Я всё знаю, всех учу,А сама всегда молчу.Чтоб со мною подружиться,Нужно грамоте учиться. (Книга)

Не в лесу, не в садуКорешки на виду.Веток нет, одни листы.Что за странные кусты? (Книга)

Учит он читать меняС буквы А до буквы Я,Он не атлас, не словарь,Как зовут его? (Букварь)

Тридцать три БогатыряК нам пришли из букваря.Каждый ростом не велик,А учится всем велит.Расскажут детям,О всем на свете. (Буквы)

У стены большой и важныйДом стоит многоэтажный.Мы на нижнем этажеВсех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоитИ называется … (Алфавит)

На вопрос мне дашь ответ —Для первоклашки букв букет? (Азбука)

Поселились мудрецыВ застеклённые дворцы,В тишине наединеОткрывают тайны мне. (Книги)

Снаружи смотришь — дом как дом,Но нет жильцов обычных в нем.Там книги интересныеСтоят рядами тесными.На длинных полках, вдоль стены,Вместились сказки старины.И Черномор,И царь Гвидон,И добрый дед Мазай.Как называют этот дом,Попробуй, отгадай? (Библиотека)

Легенда, преданье народное,Ребята ее обожают.Родители, если свободные,Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

У бумажных ПтицСто крылышек — страниц. (Книги)

Не дерево, а с листами,Не рубашка, а сшита,Не растение, а с корешком,Не человек, а с разумом. (Книга)

Говорит она беззвучно,А понятно и не скучно.Ты беседуй чаще с ней —Станешь вчетверо умней. (Книга)

Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает. (Книга)

Сели птицы на страницы,Знают быль и небылицы. (Буквы)

Тихони-малышиЖивут в тиши.Беседуют беспечноВ тиши библиотечной.Беседуют ладкомШелестящим говорком.С ребятами. (Книги)

Прилетели галки в полеИ уселись на снегу…Стану я учиться в школе —Разобраться в них смогу! (Буквы)

Из бумаги дворец,Там живет мудрец.Щедро знанием угощаетВсех, кто его посещает. (Книга)

Черные, кривые,От рожденья все немые,Встанут в ряд —Сейчас заговорят. (Буквы)

Первая книжкаДля всех детишек:Учит — мучит,А научит — радует. (Азбука)

Тридцать три сестричкиРостом невелички.Если знаешь их секрет,То на все найдешь ответ. (Буквы)

Легко читать такой рассказ —Картинок много, мало фраз.Он — будто кадры из мультфильма.Я озадачил вас не сильно? (Комикс)

Она всё знает — просто шок!А сама всегда — молчок!Чтобы с нею подружиться,Нужно чтению учиться. (Книга)

Пером сеют, глазами жнут,Головой едят, памятью переваривают. (Грамота)

У бумажных умных птичекМного крылышек — страничек. (Книги)

Озорные человечкиПревращаются в словечки.Образуют предложения —Требуют уважения. (Буквы)

Склеена, сшита,Без дверей, а закрыта.Кто её открывает —Многое знает. (Книга)

Говорит она без звука,Но не дружит с нею скука.Говори почаще с ней —Будешь впятеро умней. (Книга)

Вам выражения знакомы:Про первый блин, что вечно комом,Про сор, что из избы несут…Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком. (Книга)

Эта книга не простая,По ней буквы изучаю. (Азбука)

Черные птички на каждой страничкеМолчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)

Страну чудес откроем мыИ встретимся с героями,В строчках, на листочках,Где станции на точках. (Книга)

Есть листок, есть корешок,А не куст и не цветок.Нет ни ног, нет ни рук,А приходит в дом, как друг. (Книга)

В белом поле синиеПротянулись линии,А по ним друзья идут,Друг друга за руки ведут. (Прописные буквы)

Щеголяет красками,Набита сказками.Если разлохматится,Чини клеем платьице. (Книга)

На полках СёстрыПлатья пёстры.Платьица-обложкиПотёртые немножко.Потому что малышиВ них не чаяли души. (Книги)

Есть поля, листочки есть,Нам покажет край чудес!С ней не скучно, интересно,Станет много нам известно. (Книга)

Открывать свои тайныЛюбому готова.Но ты от нееНе услышишь и слова. (Книга)

Сама мала, а ума придала. (Книга)

Тороплюсь я нынчеС улицы домой:Ждет меня домаРассказчик немой. (Книга)

Публикации по теме:

Загадки про осеньЗагадки про лисуЗагадки о волкеЗагадки о волкеЗагадки про зайцаЗагадки про зайца

На твердый и мягкий звук

Скороговорки на Р логопедические принесут максимальную пользу, если проводить с ребенком разминочные упражнения для проговаривания звука. Для начала логопеды рекомендуют делать упор на правильную постановку твердого звука Р.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить правильное дыхания. Этот процесс можно совместить с процессом игры, например, надувание мыльных пузырей. Ребенку на одном выдохе нужно выдуть максимальное количество пузырей. Использование каждый раз такой игры не всегда возможно, поэтому с ребенком можно потренироваться выдувать воображаемые пузыри. Для этого делается глубокий вдох, а выдох совершается долго и сильно (словно выдувается большой мыльный пузырь).
  2. Размять мышцы губ. Для этого применяется несколько упражнений, представленных в таблице ниже.
Упражнение Как выполнять
Злая собака Ребенок должен показать, как рычит злой пес.
Дудочка
Кит Нужно сильно надуть щеки.
Лягушка Изобразить лягушку, максимально широко улыбнувшись.
  1. Выполнить упражнения для языка. Наиболее простым, но эффективным является сворачивание языка в трубочку. Также рекомендуется выполнять подъем языка к небу и вождение по нем кончиком языка назад и вперед. Интересным для детей станет демонстрация звука цоканья лошадиных копыт и попытки достать языком до носа, а затем до подбородка.

После такой разминки можно приступать к проговариванию скороговорок на твердый Р, например, следующих:

  • Баран баранку грызет спозаранку.
  • Сурок спит в просторной норке, норка у него на горке.
  • Рома испугался грома и зарыдал он громче грома.
  • Бородач баран барабанил в барабан.
  • Рак ругался на рачонка, и рачонок рыдал громко.

После того, как ребенок научился выговаривать твердый звук, на постановку мягкого Р понадобится намного меньше времени. Залогом успеха в этом случае станет регулярная тренировка речевого аппарата с помощью специальных упражнений и проговаривания скороговорок. Для начала рекомендуется начать с проговаривания слогов с мягким звуком Р.

Если ребенок уже умеет читать, можно предложить ему найти в представленных словах звук Р, который произносится мягко.

Закрепить полученный результат поможет изучение и проговаривание скороговорок с мягким Р. к примеру:

  • Рех, рех, рех, а я грецкий ем орех.
  • Арь, арь, арь, под рябину сел глухарь.
  • Рю, рю, рю, я редиску не люблю.
  • Рям, рям, рям, свой рюкзак Риме отдам.
  • Боря ириской угостил Иришку.
  • Варя жарит, Рита, варит, а Боря песни сочиняет.
  • 33 машины в ряд тараторят, тарахтят.

Загадки. Буква Р

По волне, по волне

Плывёт музыка ко мне. (Радио)

❖ Что такое радио?

❖ К какому разряду существительных относится слово «радио «?

Поёт, а не птица,

Разговаривает, а не человек.

У него нет глаз и рта.

А слышат взрослые и ребята. (Радио)

❖ Сколько слогов в слове-отгадке?

В Москве говорят,

А всюду слышно. (Радио)

❖ Разделите слово-отгадку на слоги и для переноса.

Мой друг живёт со мной в квартире,

Не разъезжает по стране,

Но всё, что делается в мире,

Он раньше всех расскажет мне.

Поднимет утром на зарядку,

Потом мне песенку споёт,

Он загадает мне загадку

И от меня ответа ждёт. (Радио)

❖ Что можно услышать по радио?

Стоит скромный сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприёмник)

❖ Как образовано слово-отгадка?

Красивое коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

❖ Какое природное явление представляет собой радуга?

Приказало солнце — стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет —

Рухнул мост. А щепок нет. (Радуга)

❖ Сколько цветов в радуге?

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост,

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

С запада на восток

Перекинут мосток.

Он на солнышке сверкает,

Самоцветами дрожит.

Никто по мосту такому

Не пройдёт, не пробежит. (Радуга)

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная…. (Радуга)

❖ С чем сравнивается радуга в загадке?

❖ Как вы думаете, слово «радуга » этимологически связано со словом «дуга » или со словами «рад «, «радость «?

Странный зверь

На дне живёт:

Ходит задом наперёд. (Рак)

❖ Как может двигаться рак?

❖ Назовите орфограмму в слове-отгадке.

Идёт в баню чёрный,

А выходит красный. (Рак)

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он чёрен,

Куслив и задорен,

А лишь покраснеет —

Так и присмиреет. (Рак)

Все движутся вперёд,

А он — наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад. (Рак)

❖ Образуйте два прилагательных от слова-отгадки. Чем различаются их значения?

Страницы: 1

Чёрные птички на каждой страничке

Загадки про буквы и алфавит

***

Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
(Буквы)

***

Чёрные,
Кривые,
От рождения все немые,
Встанут в ряд —
Сейчас заговорят.
(Буквы)

***

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
(Буквы)

***

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
(Буквы)

***

Начало деревом зовётся,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они.
(Буквы)

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй …
(Алфавит)

***

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это буквы…
(Гласные)

Загадки на слова со звуком [Р] в начале слова

логопед-дефектологНаталья Игоревна Кулаковаведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

         Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука в загадках на слова, в которых звук находится в начале слова.

С помощью загадок вы сможете легко и не навязчиво помочь ребенку ввести звук в речь.

Эти загадки также можно использовать при обучении ребенка находить положение заданного звука в слове (в начале, середине или конце слова). 

Примечание: так как загадки могут использоваться для читающих дошкольников и школьников, отгадки зашифрованы (в некоторых отгадках слоги поменялись местами, а иногда отгадку надо читать справа налево).

Мой друг живет со мной в квартире,

Не разъезжает по стране

Но все, что делается в мире

Он раньше всех расскажет мне.

Поднимет утром на зарядку,

Потом мне песенки споет,

Он загадает мне загадку,

И от меня ответа ждет!

оидар

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и у мышей.

аксечсар

 

Поднялись ворота –

Всему миру красота.

Приказало солнце:

«Стой, семицветный мост крутой!»

Тучка скрыла солнца свет.

Рухнул мост – и щепок нет!

агудар

 У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

конабур

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

икар

Стоит в саду кудряшка, —

Белая рубашка.

Сердечко – золотое, что это такое?

акшамор

 

Крыльев нет, а эта птица

Полетит и прилунится.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную ….

атекар

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем, —

Ищем, ищем – не найдем!!

асор

У двух матерей по пяти сыновей,

И одно имя всем.

акур и ыцьлап

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

тор, ыбуз

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

абыр

 

На кустах в саду цветет,

Запах сладкий, словно мед.

Но сорвать ее не просто,

Стебель этой дамы – острый!

азор

 

Четверо ребят

В одной шубе сидят,

А пятый – в шубенке,

Стоит в сторонке.

Рукавица

ацивакур

 

Стальной конек

По белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

акчур

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

Блещет в речке чистой,

Спинкой серебристой.

бары

Желтые глаза –ночью видят,

Черные уши – далеко слышат.

Мягкие лапы – тихо ступают,

В наших лесах она обитает,

И на деревья часто влезает.

ьсыр

Глубина его бездонна, он велик и бесподобен

Загадки про русский язык для детей 3-4 класса

***

Глубина его бездонна, Он велик и бесподобен, Гибок, ловок и послушен, И в России всем он нужен! (Русский язык)

***

Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

***

В текст слова чужие вставим, И в кавычки их поставим. Вы же знаете, ребята, Что в кавычках, то … (Цитата)

***

Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

***

Я один говорил, Это был монолог. Собеседник вступил, Стала речь —… (Диалог)

***

Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется… (Сказуемым)

***

Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое. (Окончание)

***

Знак простой – крючок и точка, Я пишу его на строчке. Если что-то вдруг спрошу, То в конце и напишу. (Знак вопроса)

***

Все, что существует, Оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» Четко отвечает. Всегда оно имеет И число, и род, Чтоб не обижался На него народ. Падежей различных – Сразу целых шесть На любые случаи У него уж есть. (Имя существительное)

***

Художницу эту Знает весь свет. Раскрасит талантливо Всякий предмет. Ответит всегда На вопросы такие: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» (Имя прилагательное)

***

Он предметы оживляет, И в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет. (Глаголы)

«А», «Б», «В», и по порядку повторяю алфавит

Загадки про русский язык для детей 1-2 класса с ответами

***

Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю… (Алфавит)

***

Прочитали мы рассказ, Попросил учитель нас Проявить старание — Тексту дать название. Тут я оказался ловок — Вмиг придумал… (Заголовок)

***

Тридцать три подружки Школьницы-девчушки. Друг за другом встанут, Все слова составят. (Буквы)

***

Если слог мы выделяем При его прочтении, Палочкой обозначаем Сверху… (Ударение)

***

Если гласная плохо слышится, Эта гласная очень коварная, Ведь с ошибкою слово напишется, Если гласная —… (Безударная)

***

Каждый абзац мы с нее начинаем. Помним о ней и название знаем. И правильно скажет школьник любой, Что отступ зовется… (Красной строкой)

***

Он отвечает на вопрос «Что делать?». Часть речи это. Например, «пошел». Обозначает действие предмета И гордо называется… (Глагол)

***

Знак препинания очень нам нужный, С точкой он схож и вообще с нею дружен. Точки сестру с завитушкой смешною Мы называем всегда… (Запятою)

***

Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю… (Точку)

***

Звуки тянутся, поют, Без преград они живут. Цветом они красные, Это звуки… (Гласные)

***

Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются они… (Согласные)

***

По соседству два брата живут, В слова то и дело встают. Один брат звуки смягчает, Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Р — Рь: произношение, автоматизация, дифференциация

Содержится в разделах:

Буквы. Знакомимся с буквами и звуками 2659

Включает в себя разделы:

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 1139.Все разделы
| Буква Р и звуки , . Конспекты занятий

Новое

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Морское путешествие». «Счет в пределах 10. Звук и . Буква Р»
Цели: Образовательные: закреплять знание последовательности чисел в пределах 10, навык пересчета, упражнять в вычислении в пределах 10, в составлении и решении простых задач; повторить название изученных геометрических тел, знания о морских жителях; научить определять место…

Конспект занятия «Дифференциация звуков  — »
Цели: Коррекционно-образовательные: закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки — ; закреплять знания о речевых звуках

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь, координацию речи и..

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий — Конспект занятия «Путешествие весёлого моторчика. Автоматизация звука [р] в словах»

Публикация «Конспект занятия «Путешествие весёлого моторчика. Автоматизация звука…»
Тема: «Путешествие Весёлого моторчика» Цель: Автоматизация звука Р в словах. Задачи: Кррекционно-образовательные 1. Формировать навык чёткого произнесения звука Р. 2. Формировать навык употребления формы Родительного падежа существительных множественного числа. 3. Формировать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Постановка звука «»
Основные приемы постановки: — По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля. — Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств

— Смешанным…

Домашние рекомендации для родителей «Подготовительные упражнения. Звук «»
Домашние рекомендации для родителей. Занятие № 1. Подготовительные упражнения. Звук «Р» Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука «Р» Оборудование: вата, полоска бумаги, граненый карандаш, стеклянный пузырек. Была проведена работа по ознакомлению с…

Конспект занятия «Автоматизация звука »
Сегодня у нас очень интересное занятие. Но чем мы будем заниматься, это пока маленький секрет. Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Это и будет подсказка. Слушайте. II. Знакомство с новой темой: 1. II. Чтение рассказа Е. И….

Быть нам рядом не годится!

Загадки про «ъ» и «ь» знаки.

***

Разделять всех он мастак,
Безголосый …
(Ъ)

***

Эту букву пишем так:
Колесо и спичка, позади косичка.
(Буква Ъ, твёрдый знак)

***

Безголосый он добряк,
Всё смягчает …
(Ь)

***

Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал…
(Ь – мягкий знак)

***

Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться —
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит!
(Ь — Ъ)

Загадки-обманки про буквы

***

Мы запомнили легко:
Номер первый — буква …
(Не О, а А)

***

Кусок от бублика я съел,
И получилась буква …
(Не Л, а С)

***

Круглой формы голова,
Той же формы буква …
(Не А, а О)

***

Видим мы в Москве метро,
А над входом букву …
(Не О, а М)

***

Скажешь ты наверняка,
На турник похожа …
(Не К, а П)

***

На одной стоит ноге
На крыше дома буква …
(Не Г, а Т)

***

Буква первая, друзья,
В алфавите — это …
(Не Я, а А)

***

Алфавитную семью
Возглавляет буква …
(Не Ю, а А)

***

Это вовсе не враньё:
Звука нет у буквы …
(Не у Ё, а у Ь или Ъ)

***

Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква …
(Не Ц, а Я)

Множество интересных загадок вы найдёте здесь. А малыш может назвать первую букву в слове-отгадке:Весь Антошка — Шляпка да ножка. Загадки про грибыГород этот не простой, он дремучий и густой. Загадки про лесСреди бахчи – зелёные мячи. Загадки про арбуз для детейЯркие как лампочки порхают в небе бабочки. Загадки про бабочку для детейКолокольчики колышатся, а звона не слышится. Загадки про колокольчикБелый, синий, голубой появляется весной. Загадки про подснежникНа верхушке стебелька солнышко и облака. Загадки для детей про ромашкуЦветок душистый, нежный – фонарик белоснежный. Загадки про ландышУ меня в ладошке облако на ножке. Загадки про одуванчикЛесной красавец ушастый заяц. Загадки про зайца для детейОн тайги хозяин строгий, любит спать зимой в берлоге. Загадки про медведя для детейОбитает среди леса ярко-рыжая принцесса. Загадки про лису для детейЗагадки про ежика для детей

Посмотрите с детьми интересное видео. До начала его просмотра поясните ребенку, что слово-отгадка начинается с буквы, которая изображена возле красочной картинки.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики  в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий.  Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков. 

Звук З появился. Теперь перед нами  стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1.       упражнения с изолированным звуком,
  • 2.       звук в слогах,
  • 3.       звук в словах,
  • 4.       звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните  малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом

И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса

И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку .Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з».  Потом попросите ребенка положить  одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Стихотворения на звук Р

КРОТРа-ра-ра – роет крот нору с утра.Ро-ро-ро – у крота свое метро.Ру-ру-ру – любит крот свою нору.Ры-ры-ры – крот пророет 2 норы.

ИГРАРа-ра-ра – вот хорошая игра.Ру-ру-ру – поиграем мы в игру.Ро-ро-ро – поиграли, пьем ситро.Ры-ры-ры – трудно детям без игры.

НОРАРа-ра-ра – вот высокая гора.Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.Ро-ро-ро – тут оставлено перо.Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?

МАКАРАр-ар-ар – на базар пошел Макар.Ор-ор-ор – он купил себе топор.Ыр-ыр-ыр – для хозяйки вкусный сыр.Ёр-ёр-ёр – дочке красочный ковер.Ир-ир-ир – а для бабушки – кефир.

КОТ МУР-МУРУр-ур-ур – у меня есть кот Мур-мур.Ыр-ыр-ыр – со стола украли сыр.Ры-ры-ры – не едят коты сыры.Ор-ор-ор – вороны сели на забор.Ыр-ыр-ыр – у вороны в клюве сыр.Рал-рал-рал – вот кто сыр украл.Ур-ур-ур – прогони ворон Мур-мур.

На праздничной рубашке Розы и ромашки.

Короед грызет кору,Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,У сурка нора на горке.

Рубят дроваДровосеки с утра.

Расскажи скороговоркуПро Петра и про Егорку.Пётр карабкается в гору,В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенокМорковку спросонок.Барашек баранкуГрызет спозаранку.

Кормит ШурочкаПросом курочку.Кормит пеструшкуПросом из кружки.

Раскрываю я коробки:Тут – шурупы, тут отвертки.Я шурупы закручуИ братишку научу.